***
Уроки поэзии трёхсложная стопа - дактиль, амфибрахий и анапест
Урок 3. Дактиль ( от греческого daktylos - букв. палец)- трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: /_ _
Возможен одностопный дактиль(?):
Радостно... /_ _
Тихая... /_ _
Нежная... /_ _
Сказка моя, /_ _ /
Белоснежная..._ _ /_ _
Звёздная... /_ _
Зимушка! /_ _
Умница!.. /_ _
Шутками /_ _
Сыплется - /_ _
Трудится... /_ _
Двустопный дактиль:
Первый шаг, сделанный, /_ _ /_ _
Верою выколот - /_ _ /_ _
Признан немногими - /_ _ /_ _
Всё ли - впервые - легко? /_ _ /_ _ /
- Божья - везде - благодать. /_ _ /_ _ /
Ноги в крови от шипов... /_ _ /_ _ /
Зыбкими высями, /_ _ /_ _
Грозны свободы дороги... /_ _ /_ _ /_
Трехстопный дактиль:/_ _ /_ _ /_ _ (/) С мужской рифмой (ударение падает на последний слог)
Неба Корова подаст молоко: /_ _ /_ _ /_ _ /~
Молния прыснет под шерсть облаков,/_ _ /_ _ /_ _ /~
С громом вливаясь в земное ядро... /_ _ /_ _ /_ _ /~
Алчет мир Бога и жаждет Его.../_ _ /_ ~ _ /_ _ /
Четырёхстопный дактиль:
Не предсказуема тайна забытой любви! /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /
Не вспоминала орлиный твой профиль до боли... /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_
Но сумасшедшая жалость забилась в груди, /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /
Видя, однажды, орла, что тоскует в неволе ... /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_
Пятистопный дактиль:
...Царство Свое подарил нам,
Так Мир возлюбив и простив, /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /
Единородного Сына послал,
Нам на смерть, в оправдание... /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _
Так Он, в смирении, Мир нам вернул,
На Кресте искупив,/_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /
Грех наш предательства:
Без благодарности "благодеяние".../_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _
Антиквар http://www.stihi.ru/2006/06/04-1890
Основных трёхсложных стоп в русской силлабо-тонической системе три: дактиль (ударный слог, потом два безударных), амфибрахий (безударный, ударный, безударный) и анапест (два безударных, потом ударный). Так же называются и три трёхсложных метра, используемых в русской поэзии. Хотя ещё Ломоносов писал о трёхсложных метрах, длительное время они были в тени, но с середины XIX века становятся широко распространенными, например:
у Некрасова –
«И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя – суди его Бог» (анапест)
у Полонского –
«Слышится города шорох ночной,
Снег подметённый скрипит под ногой! (дактиль)
у Тютчева –
«И две беспредельности были во мне,
И мной своенравно играли оне» (амфибрахий)
Общая особенность трёхсложников – чередование ударного слога с двумя безударными, так что между двумя ударными слогами оказывается два безударных. Течение стиха здесь более медленное, чем в двусложниках. Кроме того, для трёхсложников характерна легкость взаимопереходов, которой пользовались многие поэты. Например, в знаменитом лермонтовском:
«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной»
первая строка - амфибрахий, вторая – анапест. Но если обе строки написать в одну, слитно – то вся она будет звучать однородным амфибрахием. Этот эффект получается потому, что первая строка завершилась ударным слогом, т. е. стопа амфибрахия была усечена. Если к ней мысленно добавить первый безударный слог второй строки, то полнота стопы будет восстановлена, а вторая строка зазвучит амфибрахием. Такой эффект используется часто. В некоторых случаях применяется даже более смелый переход в другой метр, как в этом отрывке (см. вторую строку):
Я обычайна, порой - отразима,
Я зимы пророчу весне,
Тайной случайной, поэмою мнимою -
День заморочу во сне. (Нэйл)
http://www.stihi.ru/2004/12/07-238
Трёхсложники более урегулированы и статичны по сравнению с двусложниками – в них меньше возможностей для ипостас - замен одних стоп другими, причем если такие замены случаются, они звучат жестким метрическим перебоем. Трёхсложники «не любят» коротких слов – если их активно использовать в тексте, получается много сверхсхемных ударений (конечно, если надо сделать текст «рваным», захлебывающимся, с резкими ритмами – это можно и нужно). Очень длинные слова будут приводить, наоборот, к пропускам ударений в сильных местах стиха. Ритмы трёхсложников в целом значительно беднее, чем у двусложников.
Из размеров трёхсложников наиболее обычны трех-, четырех- и пятистопные. При этом длинные, пятистопные размеры обычно даются с цезурой после второй стопы, как в этом стихотворении Игоря Царева:
Что такое любовь?
Это жизнь, это наша весна,
Та, что бродит в Москве
Как вино по рассохшейся бочке,
Это наши мечты,
И счастливые ночи без сна,
Это мой талисман
На серебряной тонкой цепочке.
http://www.stihi.ru/2004/04/13-1102
Трёхсложники и после XIX века остались популярны, но в начале XX а они были сильно потеснены тоническими метрами, прежде всего дольниками, многие из которых, по существу, развились из трёхсложников. Но об этом после. А пока порадуемся тому, что основные размеры русской силлабо-тоники (двусложники и трёхсложники) – пройдены.
Св. Григорий Синаит, говоря о постижении Веры, произнес красивый афоризм: «Предел православия есть свято чтить Двоицу и Троицу» (то есть, Богочеловеческую, двойную, природу Христа, и Святую Троицу собственно). Вот так и тот, кто понял сущность русских двусложников и трёхсложников, сможет овладеть и всеми остальными метрами.
ДА;КТИЛЬ (греч. Daktilos, букв. — палец) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый — долгий (двудольный), а остальные два — короткие, однодольные . Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая) равна по длине двум коротким. Ритмическое великолепие Д. настолько поразило слух древних греков, что их неистощимая фантазия приписывала изобретение этой стопы богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами («язык богов»), сложенными в дактилическом метре. История присваивает этому стиху еще другое название — политикос. В стихах, составленных Д., допускалась замена дактилической стопы изометричной стопой — спондеем . Из Д. и спондеев составляется гекзаметр.
2) В европейской поэтике Д. называется трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге. Попытка М. Смотрицкого ввести в России античный дактиль не получила практической поддержки (см. Гекзаметр). Трехдольным Д. писал В. Тредиаковский свои примечательные гекзаметры. Большую роль в разработке Д. в русской поэзии сыграл А. Сумароков, а за ним Г. Державин, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Фет, А. Майков и др. В русской народной поэзии силлабо-тонические дактили не встречаются, хотя примеры трехдольных размеров там имеются. Вот примеры силлабо-тонического Д. в русской поэзии.
Трехкратный Д.:
|Буря на |небе ве|чернем, /\ |
|Моря сер|дитого| шум, /\ /\ |
|Буря на |море и | думы, /\ |
|Много му|чительных | дум. /\ /\ |
(А. Фет)
Четырехкратный Д.:
|Славная | осень! Здо|ровый, я|дреный /\ |
|Воздух у|ста лые| силы бо|дрит; /\ /\ |
|Лед нео|крепший на | речке сту|деной /\ |
|Словно как | тающий| сахар ле|жит. /\ /\ |
(Н. Некрасов)
Пятикратный Д.:
| Страстно про|сил я бес|смертных бо|гов олим|пийских /\ |
| Дать мне ми|нуту, од|ну лишь ми|нуту сви|даться /\ |
| С чудно-пре|красною | смертною | девой. На|стало /\ |
| Это мгно|венье. У|видев е|е у бес|смертных /\ |
| Начал про|сить я, чтоб | миг вожде|ленный сви|данья /\ |
| В вечность про|длили о|ни...
(Н. Щербина)
Шестикратный Д. с одной цезурой:
| Слышишь ли | ты, как шу|ми;т /\ ввер|ху угло|ватое | ста;до? /\ |
| С криком ле|тят через | до;м /\ /\ | к теплым по|лям журав|ли;, /\ /\ |
| Желтые | листья шу|мя;т, /\ в бе|резнике | свищет си|ни;ца, /\ |
| Ты гово|ришь, что о|пя;ть /\ /\ | теплой дож|демся вес|ны;. /\ /\ |
(А. Фет)
Шестикратный Д. с двумя цезурами:
| В желтой гос|ти;ной, из | серого | кле;на, с о|бивкою | ше;лковой, |
| Ваше Си|я;тельство | любит по | вто;рникам | томный жур|фи;кс. /\ /\ |
| В желтой вен|ге;рке ко|мичного| цве;та, ко|ричнево-|бе;лковой, |
| Вы предла|га;ете | тонкому | о;бществу | ирисный | ке;кс, /\ /\ |
| Нежно вды|ха;я си|гары эрц|ге;рцога | абрис фи|а;лковый. |
(И. Северянин)
Поэтический словарь Квятковского:http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0271.ht
Урок 4. Амфибра;хий (греч. amfibrahus — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
В глубо;кой тесни;не Дарья;ла, где жи;л амфибра;хий седо;й…
Следующее двустишие Григория Кружкова также может играть роль мнемонической фразы:
Ана;пест, ана;пест, ана;пест -
Вот та;к амфибра;хий звучи;т.
Наиболее часто употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).
Доро;же отчи;зны — не зна;л ничего;
Бое;ц, не люби;вший поко;я.
(Н. А. Некрасов)
Мои наброски:
Одностопный амфибрахий )): _ /_
Вернуться
Рисунком -
Муаром,
Как рифмы,
Изящно и просто
Связать биоритмы...
Влюбиться,
Возжаждать,
Погибнуть,
Очнуться...
Покинуть
И снова..,
Но выше!..
Вернуться...
Двустопный амфибрахий : _ /_ _ /_
На днях приходил он.
На взгляд - не красивый,
На вид, лишь, невзрачный -
На редкость, удачлив!
На миг появился
С открытым забралом.
Безумно смеялся,
Без устали врал вам.
Схватил ли он рок свой?
Бежал без оглядки.
От смерти спасался -
Играл с тенью в прятки...
Он вырвет у времени
памяти ветвь...
И что жизнь,
когда ни победа
безумцев
счастливых и пылких?
- Во тьме умереть...
Трехстопный амфибрахий: _ /_ _ /_ _ /_
Мне снились восточные ткани,
Барханы, оазис, верблюды.
На знойном песке караваны
Чертили на дюнах этюды.
Но таяли сны миражами
И сохли, и губы, и веки...
И жажда песками печали,
Как буря росла в Человеке...
Четырёхстопный амфибрахий : _ /_ _ /_ _ /_ _ /_
Печальная песня лилась на просторе,
Там девушка пела про горькую долю.
Сейчас: что ей "горькая" деве полей?
И доля погорше - увидеться с ней...
Пятистопный а. : _ /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_
Мой рыжий, прожорливый пёс, белоухий задира,
Ревнуешь скуля, сторожишь, охраняешь от мира.
Меня бережёшь для кого так сурово и рьяно?
- Собачник по нраву один, что гуляет так рано...
АМФИБРА;ХИЙ (греч. amfibrahus, от amfi — около, кругом и brahus — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: . Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога и хорея = . По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой | |. Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы.
2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа | ; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: | | | . Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник).
Вот образцы русского А.
Трехкратный А.:
Под | грохот пол|ночных снарядов,
В пол|ночный воз|душный на|лет /\
В же|лезных но|чах Ленин|града
По | городу | Киров и|дет. /\
(Н. Тихонов)
Четырехкратный А.:
Од|нажды в сту|деную | зимнюю | пору
Я | из лесу | вышел; был | сильный мо|роз. /\
Гля|жу, подни|мается | медленно | в гору
Ло|шадка, ве|зущая | хворосту | воз. /\
(Н. Некрасов)
Пятикратный А.:
Стыд|ливый под|снежник над | прелью ве|сенних про|талин.
На|бухшие | почки, го|товые | брызнуть лист|вой. /\
И|дет баталь|он вдоль ды|мящихся, | черных раз|валин.
Зве|нит сине|вой задне|провский про|стор ветро|вой. /\
(А. Сурков)
Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):
Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас|сическим | Римом,
Под | этаким | небом не|вольно художником | станешь. /\ | /\ /\
При|рода и | люди здесь | будто дру|гие, как | будто кар|тины
Из | ярких сти|хов анто|логии | древней Эл|лады. /\ | /\ /\
(А. Майков)
Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:
Гус|тая кра|пива
Шу|мит под ок|ном. /\
Зе|леная | ива
На|висла шат|ром. /\
(А. Фет)
Или:
Мы | ехали | шагом,
Мы | мчались в бо|ях, /\
И | «Яблочко»-|песню
Дер|жали в зу|бах. /\
(М. Светлов)
В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:
Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо|ях, /\
И | «Яблочко»-|песню дер|жали в зу|бах. /\
Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские:
Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль. /\
И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. /\
Урок 4.Анапест (а·на;-пест) -(от греч. anapaistos от ana - опять и paiein - бить - обратный или отраженный дактилю - букв. - отраженный назад)стихотворный метр.
1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный.
Мнемоническая фраза:
Не броди;л с кистенём я в дрему;чем лесу;,
я ана;пест с собо;ю носи;л.
На начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"А. А. Блок)
Aнапест появляется в спартанских маршах, в трагедии и особенно в парабазах комедий*, которые поэтому часто называются анапестами.
Па-ра-ба;-за -истор. движение хора в древнегреческой комедии V века до нашей эры, когда по окончании части комедии, называемой «агон», после ухода актеров хор сбрасывал с себя гиматии и, повернувшись лицом к зрителям, подходил к ним на несколько шагов; впоследствии так стали называть всю дальнейшую песнь хора.
* Комедийная парабаза, имеющая так много общего с прологом, содержит в себе обращение к публике с рассказом от лица автора комедии, который отождествлен с хором, говорящим в единственном числе, в первом лице.
О. М. Фрейденберг, «Поэтика сюжета и жанра», 1935 г.
--------------
В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).
Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета или «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.
В самом звучании анапестического стиха всегда слышно нечто песенное, напевное, что особенно видно, когда строка состоит из двух стоп:
Так и рвется душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой! (А.В. Кольцов)
- - ! - - !
- - ! - - !
- - ! - - !
- - ! - - !
В холода;, в холода;
От наси;женных ме;ст
Нас други;е зову;т города;, -
Будь то Ми;нск, будь то Бре;ст, -
В холода;, в холода;...
- - ! - - !
- - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - !
- - ! - - !
Широко распространен в русской поэзии 3-х стопный и 4-х стопный анапест. Пример 3-х стопного анапеста:
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
А. А. Фета
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
Появилась она, расцветая,
И в расцвете своем умерла...
Ты блаженна, весна молодая:
После юности ты не жила!
Н.Ф. Щербина
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
О, весна; без конца; и без кра;ю —
Без конца; и без кра;ю мечта;!
Узнаю; тебя, жи;знь! Принима;ю!
И приве;тствую зво;ном щита;!
А. Блок
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
4-х стопный анапест:
Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век.
- - ! - - ! - - ! - - !
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви. (А.А.Фет).
- - ! - - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
Пятистопный и шестистопный анапест встречается довольно редко, потому что такой размер должен основываться на длинной фразе, что не может не утяжелять стих.
Другие статьи в литературном дневнике: