Эпос, Логос, Пафос и флейта - лекция 1 вводная

Елена Грозовская: литературный дневник

Данная статья появилась в результате не очень-то резкой рецензии, но вполне обычной для аудитории Стихи.ру. Возможно, результатом была моя нетерпимость к подобным рецензиям. Но я вынуждена была написать ответ.
Во-первых, всё написанное на странице автора, в том числе, резюме, носит информативный характер. Это моя РАБОЧАЯ страница, на которой фиксируется моя работа. Мне так удобно. Я вижу, что могут посмотреть заинтересованные в моём творчестве люди, сколько я пишу, в каком объёме, реакции аудитории, если не накручивать рейтинг. Ключевое слово - не накручивать.
Я не настаиваю, чтобы мне оставляли рецензии все подряд, не хожу по всем подряд станицам в поисках ответного визита, и не вступаю в дискуссии с идиотами. Все, кто со мной желает быть запанибрата - идите мимо, это общение в интернете и только. Хотите личных отношений - катитесь на сайты знакомств или на улицу. Грубо? Да, зато честно.


Для сведения всем графоманам - я филолог и редактор по образованию. Критику воспринимаю только от своих коллег - людей эрудированных, начитанных, профессиональных. Как правило, они критикуют очень кратко и к месту. Деликатная публика - несколько слов, и остальное между строк.
Мы друг друга понимаем. Никто из них не разбирает тексты по словам, как грёбаный патологоанатом! Никто!

Если вы не понимаете сути писательского искусства, если не разбираетесь, что такое Эпос, Логос и Пафос, как связаны эти архетипы, пожалуйста, идите со своей критикой куда-нибудь, где проходят основы стихосложение и пишут стихи, умные, как математическая формула, неумелые, как индийская Кумари. Я пишу очень эмоционально и страстно, как и любой писатель (среди нашей братии вялых не бывает), поэтому не советую меня злить.


Писателями рождаются. Так же, как и создание любого текста - стихотворного ли, прозаического ли - это рождение. Вначале рождается Логос - слово, определяющее смысл и дух текста, основа, твердыня, ядро - иногда оно рождается из единственного словечка, одухотворённого музыкой мысли, и потом текст медленно, в муках обрастает нужным звучанием, объёмом, оттачивается каждое слово.


Чтобы было понятно, обращусь к поэту признанному и любимому, авторитетному. Маяковский писал:


"Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике.
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману..."* и т.д.


На флейте его души, понимаете?
Я пишу, потому что понимаю, почему Я это делаю. Потому что и у меня есть та самая флейта, о которой писал Маяковский, тот внутренний встроенный инструмент, древний пафос, без которого меня нет, если он не звучит. А известность - к кому-то она приходит, к кому-то - нет. "Быть знаменитым некрасиво..."**


Как cказал Б.Пастернак:


"Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех..."


Писательству невозможно научиться. Все эти платные курсы, которые обещают сделать из вас писателя за сто дней, бессовестно лгут. Даже, если вы научитесь писать вполне приемлимые тексты, писателем это вас не сделает. Увы.
Поэтому первое, что вы должны понять, зачем вы пишете? Соответствует ли ваш логос вашему пафосу?
Я не отговариваю от литературных курсов. Но понятно же, что за уплаченные деньги к вам не будут относиться предвзято, вы не найдёте достойной критики. Вряд ли найдётся мастер, который скажет всё о вашем тексте честно.
Поэтому... если вы ходите писать, найдите писателя, журналиста, редактора, который согласится читать ваши тексты первым. Необязательно высылать ему весь роман, сборник, рассказ. Достаточно несколько страниц, чтобы критик, мастер слова оценил уровень вашего мастерства.
Найти литературный авторитет нужно обязательно.


Попробуйте обратиться в толстые литературные журналы - мир величайшей русской литературной мысли и эрудиции. Их достаточно много в нашей читающей стране, слава богу. Тиражи толстых журналов, как правило, очень не большие, но редакторский состав - мастера, профессионалы, чувствующие врождённую флейту, искусствоведы, культурологии, писатели и поэты. Поэтому, даже если ваш текст сыроват, они поймут, стоит ли за строками талант или бездарный графоман.


Писатель, помимо таланта, должен обладать достаточными культурологическими знаниями, разбираться в бездонном космосе русской культуры и великой русской литературы, понимать значение русских слов, чтобы потом самому созвать современную литературу.
Писатель - личность разносторонняя, разбирающаяся и в философии, и в социологии, и в культурологии, филологии, литературоведении, филологии и пр.
Писатель должен постоянно много читать, чтобы правильно и аргументированно выстраивать письменную речь, постоянно много писать, чтобы набить руку и научиться выдавать текст с размаху, сразу, но это уже позже, когда придёт писательское мастерство, когда вы будете свободно плавать в нашем национальном психологосе, космосе великой русской литературы, когда вам скажут авторитетные русские люди: "Да, милый, дорогой! В тебе есть семя божье, твоя внутренняя флейта! Пиши, друг сердешный!"
Писатель должен быть достаточно трудолюбив и эрудирован, чтобы выстраивать на монолитной стене текста объём деталей, в которых, как известно таится "дьявол". Снова упомяну Б.Пастернак:


"Ты спросишь, кто велит?
— Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви..."


Данный курс не имеет никакого отношению к междисциплинарному, это даже не мастерская, но это честный бесплатный подход к людям, желающими стать мастерами слова. Это мой подарок всем желающим.
Данный курс - лекционная форма, нестандартная, с объяснением достаточного количества сложных понятий, которая обогатит вас культурологически. Научит мыслить архетипически, по-русски мифологически, мастерить словом, производить текст в соответствии и в мире, в гармонии с национальным сознанием, помня и любя всё хорошее, чем вы занимаетесь до писательства.
Помимо данных лекций стоит послушать лекции известных культурологов, ссылки на которые я, по возможности, буду давать в тексте.


Не смотря на то, что эта лекция вводная, она должна стать для вас стартом.


Все наши крупные русские поэты известны, прежде всего, стихами, но, обладая пассионарностью, как чертой характера русского поэта и писателя, слишком рано ушли из жизни. И не успели проявить себя, как выдающиеся русские писатели, прозаики.
Я уверена, что такие выдающиеся поэты, как А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, А.Блок, Шпаликов Г., Коган П., были бы более известны и прославлены, как мастера художественной прозы, художественного слова, если бы судьба определила им более долгую жизнь.
Вобрав в себя величие русского языка, познав его художественность и уникальность, поэтику слов, весомость мыслей, богатство русского эпоса, великодушие русских людей, связь древности логоса, его эпохальность и, в то же время, современность изображения, мастера русской поэзии вполне готовы были применить свой богатый эмоциональный и культурный жизненный опыт в художественной прозе. Более, чем применили, имеется ввиду.
Именно поэтому их поэтическая образная речь была во многом мифологична, архетипична, психофизически пафосно осознанно связана с преданной, я бы сказала, фанатично неофитской любовью к России и к русской культуре. В данном случае и политический строй, и время для пафоса не имеют значение.
Писатель, прозаик описывает движение внешнего мира или движение мира внутреннего, пропуская через музыку души, свой музыкальный инструмент, флейту, древнее, как мир, слово - Логос, которым владели наши предки сотни тысяч лет назад. Мы не знаем этих времен, но обладаем генетической памятью, можно сказать, психогенетической памятью, чтобы воссоздать в воображении те времена, которые мы можем только ощущать в человеческих проявлениях живого тела. Таким образом трактуются события, миры, религия, действия, проявления и воссоздаётся духовный облик живых личностей, в которых есть всё, что было до нас. Как я писала в одном из своих одноимённых романов: "Мертвецы тоже люди".


Почему так важна образность речи, как пафосная составляющая языка?
Давайте рассмотрим пример с исчезнувшим племенем индейцев яганов. Они обитали на Огненной Земле - месте холодном и суровом для проживания. Некоторые учёные считают, что всему виной холодный климат. Но во-первых, он вполне схож с климатом в северной Англии, а уж о Сибири, и о Скандинавских странах - и говорить нечего. И тем не менее, живём: и якуты, и камчадалы, и сибиряки, и норвежцы, и финны. Путешественники, плывущие к Огненной Земле в шлюпках, отмечали, что местные яганы пускались вплавь навстречу в воде с температурой не больше + 6 С градусов, и женщины, и дети. Значит, дело не в климате.


И во-вторых, по сведениям учёных это была одна из самых примитивнейших культур не только на континенте, но и во всём мире. Праздники - рождение, инициация, похороны. Всего три цвета в воображении - черный, белый, красный. Ремёсла отсутствовали, живопись отсутствовала, даже наскальная; скульптура, даже примитивная, в виде фигурок животных - тоже; танцы, песни - однообразны, не ритмичны, бессмысленны и скучны; еда - не выразительная и пресная.
Речь у яганов была так же примитивна, как и их быт, не знавший даже каменных орудий труда - без образных выразительных средств языка. Иначе говоря, если русские дети могли бы сказать фразу из букваря: "Мама мыла раму", - и развить эту мысль: какую раму, какая мама, чья, где и когда, то для яганов это было невыполнимой задачей. Не было у них ни Гефеста, научившего людей добывать железо, ни Аполлона, обжигавшего глиняные горшки, ни Афины, ткущей полотно.


Образность речи напрямую связана с умением людей трудиться с любовью и приносить пользу обществу. О высокоразвитом обществе можно судить по развитому языку народа, который шлифуется и разрастается тысячелетиями до размеров космического тела.


Продолжение в лекции 2
15 апреля 2024 г.
Бангалор



* Поэма "Позвоночник-флейта"
** Б.Пастернак





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.04.2024. Эпос, Логос, Пафос и флейта - лекция 1 вводная