***

Абсолютная Зависимость: литературный дневник

Александр Канунников



«Положить левую руку на Евангелие…»
к истории присяги в Руссой Армии



Воинская присяга как особый ритуал появилась в России при Петре I, в пору создания регулярной армии. До этого существовала общегосударственная присяга через крестное целование на верность Государю при восшествии его на престол. К кресту приводились все сословия, в том числе и военнослуживые: дворянство, стрельцы и казаки, главной обязанностью которых была служба в войске и защита границ. Принятие ими присяги подразумевало обязательство несения военной службы. Один из современников начала царствования Петра, например, писал: «А к черкасскому гетману Ивану Самойловичу послан с Москвы думный дворянин Иван Афанасьевич Желябужской, ево и всех черкас ко кресту приводить. И гетман Иван Самойлович со компаниею и со всеми черкасы целовали в черкасском городке Батурине крест … ему Великому Государю Петру Алексеевичу».
Наряду с этой, общей, существовала ещё и присяга для выборных должностных лиц, представлявшая всё то же крестное целование. В «Статьях разбора ратных всякого чина людей» от 19 декабря 1694 года указывается: «У смотру и разбору… выбрать окладчиков вновь и нововыборных окладчиков в соборных церквах привесть к вере по евангельской заповеди Господни на том, что им про свою братию, про служилых людей, против сказок их, сказывать правду, не тая ничего». В известной мере эту клятву можно рассматривать как прообраз введённой Петром I и получившей позднее широкое распространение в гражданском и военном законодательстве системы присяги на выборные должности.
П.И. Бабаев. умирающий унтер-офицер ипат Старичков передает
спасённое им знамя своему товарищу по плену. 1846. Холст масло. фрагмент



Традиции русской патриархальной общины привели к возникновению такой своеобразной присяги, как круговая порука. В «Статьях разбора ратных людей» разъяснялось: «Гулящих людей, которые сысканы будут… писать в солдатскую службу и поручныя записи по них имать же, а по которым порук сторонних людей не будет и им велеть ручаться меж себя, друг по друге».
Такого рода присяга могла применяться лишь в новых полках солдатского строя, комплектовавшихся за счёт вольной и насильственной вербовки людей. Практика круговой поруки утвердилась затем в новой армии и вплоть до 60–70-х годов ХIХ века оставалась непременным элементом комплектования войск. Она представляла собой поручную запись, подписанную с одной стороны присягающими, с другой – ручителями, если таковые были, с объяснением их ответственности за поручаемых. Круговая порука позволяла правительству не только снизить количество побегов до прибытия вербуемых в полки, но и взыскивать с членов артели унесённое сбежавшим жалованье, казённые вещи, а также брать в службу кого-либо из его родственников или поручителей.
По мере того как основным источником комплектования армии становились рекрутские наборы, круговая порука была перенесена на них: «Даточных, взятых в рекруты, которые будут в приёме… чтоб они со станции и с дороги, куда посланы будут, не бегали, утверждать круглою порукою друг по друге по 20 и больше».
Присяжная система допетровской Руси не умерла и с вступлением страны на путь реформ. Она в переработанном виде вошла в новое законодательство, созданное Петром I.
Нельзя не отметить тот факт, что Россия ко временам военных реформ уже обладала солидными накоплениями в этой области. Ещё во времена Бориса Годунова в России был осуществлен перевод сборника военных законов Священной Римской империи, который в русском переводе получил название «Воинская книга». С начала XVII века работа над переводом иностранных военных сочинений приобретает уже достаточно широкий размах. Замечательный полководец М.Скопин-шуйский, изучивший опыт шведского генерала Де-лагарди, знакомил своих воинов с последними новшествами военного дела. Этому же способствовали наёмные иноземные офицеры, а также наши послы и агенты, посылаемые за границу. В начале XVII века появляется очень важный документ – так называемый «Устав ратных, пушечных и других дел», который был составлен в 1607 году и дополнен в 1621 году дьяком О. Михайловым. Устав познакомил русских с иноземными военно-уголовными законами. Устав содержал понятия об общей организации войск, наиболее подробно были разработаны в нём артиллерийские вопросы (500 статей из 663). В 1647 году был выпущен первый печатный Устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей», служивший руководством для обучения строевой службе. Устав 1647 года представлял собой в основном перевод военных законов Священной Римской империи, составленных в 1615 году. Надо сказать, что правила построения боевых порядков, изложенные в нём, устарели к моменту выхода книги в России. В Европе к тому времени уже развивались более прогрессивные тактические принципы. Военных дел касались главы VII, VIII, XXIII и XXIV Соборного Уложения 1649 года. В Посольском приказе перевели ещё ряд военных документов. Вот некоторые из них: «Книга рукописного права или устав воинский Голландской земли», «Воинская книга о всякой стрельбе и огненных хитростях», «О приуготовлении вещей, к войне надобных», «Фундаменты или максимы фортификации», «Новый фундамент умышлением артиллерии». Все эти документы появились в виде рукописей. (К сожалению, в переводах допускались неточности, кроме того, многие сведения доходили из-за границы через множество рук со значительными изменениями. Критическое осмысление военного опыта западноевропейских стран было в связи с этим затруднено.)
В таком виде Пётр I получил в наследство от Московского государства зачатки военного законодательства. Большую роль сыграло личное ознакомление Петра с военным управлением в европейских странах во время зарубежных поездок. Вернувшись в Россию, Пётр приступает к работе по реорганизации отечественного военного законодательства. На первых порах большую помощь оказал ему сын выходца из Пруссии А. Вейде, поступивший сержантом в Преображенский полк. В 1696 году А. Вейде был послан в Венгрию и другие земли для знакомства с военным устройством имперских вооруженных сил. А. Вейде совершил ряд поездок и в другие страны. Результатом явился подготовленный к 1698 году Воинский устав. Кроме того, в 1699 году А. Вейде было поручено составить «Воинский наказ как содерживаться» и «Артикул, какое кому наказание за вины», что тот и сделал. Одновременно я. Брюсу было поручено составить «Краткое описание законов (или правил) шкодских, Английских и Французских».
Всё это затем отразилось на создании русского военного законодательства, которое в значительной степени представляло заимствования из западноевропейских уставов, что относится и к положению о военной присяге. Это положение вошло составной частью в Артикул воинский. А затем, вместе с последним, в Воинский устав 1716 года.
Присягающий обязан был, произнося текст присяги или клятвенного обещания, как ещё называли присягу, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простёртыми двумя большими персты». Солдаты, «понеже их множество», поднимали только руку перед предлежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие.
Сам текст в значительной степени был заимствован из ст. 110 старошведского устава короля Густава II Адольфа, с теми лишь исключениями и добавлениями, которые сделал Пётр I, чтобы придать присяге более обобщённый характер.
Универсальность её подчёркивалась в самом Уставе: «Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, того ради подлежит тому, кто к присяге их приводит, выписывать, которому чину, что принадлежит, а унтер-офицерам и солдатам все».
В зависимости от чина и должности присягающего в текст присяги вносились некоторые изменения, должные отразить круг его обязанностей. Сравнение текстов присяжных листов показывает, что изменения присутствовали в клятвенных обещаниях генералитета и штаб-офицеров, а обер-офицеры, так же как унтер-офицеры и рядовые солдаты, приносили присягу по её полному тексту.
После торжественного ритуала принесения присяги в строю присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы. Офицерское клятвенное обещание, представлявшее собой лист гербовой бумаги с тем же текстом, который зачитывался перед строем, подписывались присягающим и священником, приводившим к присяге. Кроме того, внизу могли стоять подписи кого-либо из начальствующего состава, чиновника канцелярии и офицеров части. После подписания присяжные листы оправлялись в Военную коллегию.
По Воинскому уставу Петра I присяга должна была приноситься генералитетом в военной коллегии, а штаб-, обер-, унтер-офицерами и солдатами – «при полку или роте, при распущенном знамени».
Что касается присяги для офицеров, то, когда к присяге приводилось несколько человек, она могла проходить с выносом знамён и построением полка; когда же присягу приносил один человек, она могла быть проведена на квартире полкового командира, где, как правило, и хранились знамёна.
В Петровское же время были изданы отдельные указы о приведении к присяге находившихся в России пленных шведов, пожелавших вступить в русскую службу, и иностранцев. Они также должны были приносить устную и письменную присягу. Присягающий должен был указать свою национальность и подданство. Устная присяга должна быть зачитана на родном языке присягающего, если он плохо владел русским или не знал его совсем. Но письменный её вариант должен быть записан на двух языках: родном и русском, после чего оба текста подписывались и скреплялись печатью присягавшего. Иностранец, вступая в русскую службу и принимая российское подданство, приносил присягу в Иностранной коллегии. Те же, кто только вступал в службу, оставаясь подданным другого государства, должны были приносить присягу при полках.



Следующим событием в формировании присяжной системы в Русской армии явился именной указ от 10 ноября 1721 года «О учинении присяги на каждый чин», которым предписывалось, «чтоб в повышении чина всякому на каждой чин присягать».
С этого времени и до 1917 года обязательная присяга на каждый новый чин стала непременным условием воинской службы в Русской армии. Она ничем не отличалась от присяги, утверждённой в Уставе 1716 года.
В годы, последовавшие за смертью Петра I, каких-либо значительных изменений в порядке принятия присяги не произошло. Правительства лишь подтверждали действие петровских постановлений. И только в текст присяги было включено имя наследника престола.
Первая серьёзная попытка усовершенствовать – не присягу, а порядок её принятия – относится ко временам правления Екатерины II. До этого текст присяги был рукописным, а 29 мая 1765 года, по определению Военной коллегии, было велено «присягу чинить по напечатанной в Воинском артикуле форме». Причём «чтоб оные присяги при всех командах содержены были в бережении, а излишняго расхода бумаги не было, переплесть оныя с белою бумагою во особливые книги, в которых и подписываться, кто по той присяге котораго году, месяца и числа приводим был, а священнику засвидетельствовать». Печатные присяжные листы были разосланы по командам, в каждую: генеральских –5, полковничьих – 15, подполковничьих, премьер- и секунд-майорских – 30, обер-офицерских – 50, унтер-офицерских – 205. С этого момента в практике принятия присяги в Русской армии появляются печатные формы, рассчитанные на несколько человек.
Вторая попытка внести изменения в ритуал принятия присяги относится ко времени правления императора Павла I и связана с изменением статуса знамени. Нельзя сказать, что предшественники Павла I недооценивали значения знамени в жизни армии. Ещё в петровском уставе на прапорщика в бою возлагалось: «Не надлежит ему знамя своё оставлять под смертною казнию, но подобает ему оное в левой руке держати, а правою рукою оборонятися даже до смерти, не оставляя онаго, понеже вся рота при нём содержится. И того ради надлежит ему в том при знамени присягу чинить, а егда опасной случай в ретираде (или отводе) учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и тако себя со оным спасать».
Вместе с тем знамя оставалось обычным табельным имуществом, на которое распространялись сроки годности.
При Павле I был введён принцип вечности знамён: были отменены табельные сроки выдачи знамён, за каждым полком утверждены свои знамёна, в устав полевой пехотной службы включена глава об освящении новых знамён и отдаче старых. Кроме того, на знамёнах начали делать надписи за отличия в сражениях.
Для поднятия статуса знамени Павел I подписал указ генералу от артиллерии Мелиссино, по которому предписывалось: «Всех воинских чинов, определяющихся в службу или удостоенных повышения в оной, какого бы чина и звания не были, приводить к присяге всякой раз не иначе как под знамёнами, наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге, имея распростёртую в верх руку, другою держался бы за знамя». Здесь уже знамя выступает как святыня, на которой клянутся, как на Евангелии. Ритуал присяги под знаменем прочно утвердился в армейской жизни и просуществовал до 1917 года.
Не меняя общего порядка присяги, устав, как уже говорилось, предусматривал возможность её принятия лицами разных национальностей и вероисповедания. Кроме того, в уставе были приняты специальные статьи о приведении к присяге новобранцев из западных и прибалтийских губерний, с учётом особенностей национальных, религиозных, правовых положений, которыми были наделены их жители. В августе 1827 года был принят устав о рекрутской повинности евреев, подробно регламентировавший порядок приведения к присяге рекрутов из евреев, исходя из особенностей их вероисповедания (напомним, что до этого на российскую службу принимались только крещёные евреи, то есть принявшие православие).
Свой окончательный вид, в котором она просуществовала до 1917 года, присяжная система приобрела в ходе реформ, последовавших после поражения России в Крымской войне. Прежде всего из устава исчезло понятие круговой поруки, к которой приводили рекрутов в дореформенный период, его заменила индивидуальная первичная присяга «на кресте Спасителя и на святом Евангелии», даваемая рекрутом в том, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».
Далее вернулись к положению петровского устава о приводе к присяге при ротах. Теперь после прибытия в часть и прохождения того, что мы бы сейчас назвали «курсом молодого бойца», новобранцы приводились к присяге на верность службы под знамёнами. В частях, не имевших знамён, присяга принималась: в батареях – перед фронтом орудий, в крепостной артиллерии – на валганге (верхней части крепостного вала, прикрытой бруствером) главной крепостной ограды. Во всех остальных частях – перед фронтом части.
Прибывшие в часть новобранцы до принятия присяги назывались молодыми солдатами, а после – рядовыми.
Таким образом, к 90-м годам ХIХ века система воинской присяги в России приобрела свой окончательный вид. Совершенствуясь на протяжении почти двух столетий, впитав в себя как национальные, так и западноевропейские черты, она приобрела всеобъемлющий характер для жизни армии и, несмотря на кажущуюся громоздкость, успешно функционировала до 1917 года. Тысячи и тысячи русских ратников совершали подвиги, отдавали жизнь за Воинскую присягу Российской империи.
11 Август 2008 00:25:21 Опублико



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.08.2014. ***
  • 24.08.2014. ***