о Марине Цветаевой.

Мира Григорьева: литературный дневник

Скажу честно, когда то восхищалась Мариной Цветаевой, пока не прочла подробности ее жизни. О ее характере, натуре, ее отношении к детям. И поостыла.
Со временем пришло конечно - кто я, чтобы судить других. Особенно таких людей, людей такого таланта, одержимых трудом, которые действительно многое сделали в своей жизни.
И особенно после того, как сама стала матерью двоих детей.


Страшно, что Цветаева не любила Ирину, но как заставить себя любить кого то, я не знаю. Так и не научилась. Даже своих детей люблю по-разному, хотя бы потому, что они разные.
Конечно в голове не укладывается, что она отдала девочек и даже скрывала, что она их мать. Что говорила о Ирине, что записала это....
— «Ну, и Ирина!»
— «Всё поет?»
— «Поет, кричит, никому покою не даст. Это определенно дефективный ребенок: подхватит какое-нб слово и повторяет — без конца совершенно бессмысленно. Ест ужасно много и всегда голодна.
Я, почти радостно: —«Ну, я же всегда говорила! Не правда ли, для 2 1/2 л она чудовищно-неразвита?»
— «Я же Вам говорю: дефективный ребенок. Кроме того, она всё время кричит. Знаете, были у меня дети-лгуны, дети, кые воровали»...
— «Но такого ребенка Вы еще не видали?»
— «Никогда».— (Тирада о дефективности, причем мы обе — почему-то — сияем.)
©
Такие вещи читать невыносимо. В первый момент думаешь, ну что за человек, зачем теперь ее стихи, труды..


Но мне приходилось слышать и более неприятные рассказы людей о своих близких, и даже моих родных о близких мне людях. И тут не смеешь судить. Они сами себе самые страшные судьи.
Когда ухаживаешь за пожилым человеком, который близок тебе, но уже такой же как это дитя. И многие признаются, что сил нет любить. Хотя ведь этот человек твоя мать или бабушка, или.. Они тебе жизнь подарили, вырастили. А сил выносить их болезнь, их старческие причуды, нет.
А детей, как Ирина, и вовсе не принято оставлять. Делают аборты или отдают в детские дома. Сплошь и рядом.
И, кстати, Марина сама рано осталась без матери, и разные очевидцы написали о ее детских годах. Писали разное. Кто то и такую же примерно правду, как и она о Ирине.
Но не помню, чтобы хоть кто то из этих мемуаристов по-матерински пожалел ее-ребенка.
Много ли ее саму жалели, любили в детстве? Пишут разное, лично мне судить об этом сложно.

Мое мнение, да, не любила Цветаева младшую дочь, но вина ли это? Скорее беда. Страшная беда, если нет сил любить своего ребенка, такого ребенка. А что такое дети с ЗПР или психически больные, я видела.
Любить таких детей трудно.
И еще. Любить ежеминутно, даже своих (горячо любимых) детей, невероятный труд.
А в смерти Ирины, по-моему, виноваты все. И сестры Сергея (сказать Марине – мы ее у тебя возьмем, но при условии, что навсегда - это нормально? это помощь, любовь?) и, несомненно, Сергей Эфрон.
И конечно Цветаева.
Но кто мы, чтобы судить. Сами окажитесь в такой шкуре. В том времени, тех условиях. В таком психическом и эмоциональном состоянии, если хотите.
А ведь время действительно было страшное, люди от голода ели друг друга, детей своих ели. Только то был тот самый «простой народ» и его жаль, ему простительно. Ибо - многострадальный.
А стешки писать и кухарка может, как и государством управлять. А Цветаева - «дурной человек» ..
И даже не потому, что не любила больного ребенка. А потому что многое записывала, и не сожгла дневники, письма. И вообще каялась. Молчала бы, глядишь и обошлось - не пойман не вор(с)


А способны ли вы в чем либо подобном сознаться, покаяться прилюдно? Или без греха?



Можно судить, а можно просто поставить себя на место другого и спросить – способен ли я такое вынести достойно.
Лично я не способна. И жаль их всех безумно.



Другие статьи в литературном дневнике: