Размышления стихоплета 1 замочная скважина

Гоша Спектор: литературный дневник

Все начинается с первой строки. Сначала появляется ее предчуствие, этакий легкий дискомфорт, который можно сравнить с зудящим где-то рядом комаром. Потом начинает отсекаться быт, пропадает желание смотреть, читать, встречаться с кем-либо, разговаривать. После этого появляется первая строка. Откуда она берется? Не знаю. Могу только догадываться, что это работа подсознания.
Не обязательно, что за первой строкой последуют другие. Это сильно зависит от времени и места. Но если время и место совпали, то первая строфа появляется мгновенно. Затем - проговаривать вслух. Проговариваешь первую строфу день, два, неделю - раз сто - двести, и тут важно почувствовать насколько вариант продолжения правомочен, что он именно тот, который нужен. Как только находишь третью и четвертую строки, то цепляешься за алитерацию, как бульдог, для того, что бы вчерне завершить строфу, а далее начинается "сотворение скелета" - следуя за мыслью и звуком и не обращая внимания на пробелы в строках, идешь туда, куда ведут эти самые звук и мысль. Так добираешься до первых двух строк последней строфы. "Скелет" готов.
Теперь начинаешь проговаривать вслух весь текст, заполняя пробелы по мере появления ощущения, что это именно то единственное слово, которое должно быть в этом месте. И так раз 30-40. Когда все пробелы заполнены - убираешь строфы, грешащие отсутствием мотивации и только теперь приступаешь к последней строфе. Иногда на последнюю строфу уходит пять минут, иногда час , реже - неделя, месяц, и уж совсем редко год и более. Иногда, в процессе работы, последняя строфа изменяется раз 20. Но в конце концов ты заканчиваешь строфу и снова проговариваешь текст, что бы понять звуковые несоответствия. Если все в порядке, и нет сомнения хотя бы в одном слове или строке - то можно публиковать. Если же возникает сомнение в слове, строке, строфе - то сомнительные места удаляются, и от этой точки все начинается сначала.



Вы знаете, довольно проблематично раскладывать все по полочкам на основе относительных понятий. Нельзя же поминутно описать процесс, длящийся, иногда, месяцами.
Как пример - вы видите красивое облако, по форме напоминающее собаку. Это откладывается у вас в памяти, но не явно, а подспудно. А через год-два это самое облако выплывает в тексте вкупе с другими образами, которое подсознание уже оформило в некий сумбурный конгломерат, из которого, на уровне сознания, вам остается выкристализовать мысль и звук. Т.е. начало творческого процесса начинается с личного опыта , ибо это осознанный опыт умноженный на чувство слова и личную интонацию. Графоман не осознает ни собственный, ни чужой опыт , не имеет чувство слова, заимствует интонацию, при желании что-либо написать.


Перед дискомфортом что-то происходит. Происходит момент рождения(определяющий будущий ритм жизни), детские страхи, ровесники в пыльных дворах провинциальных городов, детский сад с первой влюбленностью, школа, длинные зимние вечера с скользящими по стеклу снежинками,тень от парусинового навеса, слегка подрагивающего от морского ветерка, ощущение мокрой травы под босыми ступнями, солнечный зайчик, пробившийся летним утром сквозь листву приоконной акации....много что происходит "до"...


Знаете, на самом деле однажды неизбежно приходит время, когда нужно понять, как, и почему ты делаешь то, или другое. И как только поймешь - все будет происходить автоматически. Это тоже самое, как учиться читать по слогам - вырастаешь, и забываешь о том, что у слова есть слоги, ведь это не влияет на процесс чтения.
Невозможно научить чувству слова, невозможно объяснить, что каждое слово имеет свою фактуру и даже свой цвет.
Работа над текстом есть уважение автора к читателю, а "мгновенное выбрасывание энергии стиха" сродни нечистоплотности и неуважении к самому себе. Т.е. опорожнился духовно, а дальше не мое дело. Что уж тут о читателях говорить...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.11.2008. Парад
  • 01.11.2008. Размышления стихоплета 1 замочная скважина