Художник Артем Лоскутов не только о монстрациях

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Художник Артем Лоскутов – не только о монстрациях



Артем Лоскутов
Опубликовано 24.12.2010 18:02
Мария Морозова
Артем Лоскутов стал героем Новосибирска в 2004 году, когда организовал ставшие популярными по всей стране монстрации – первомайские шествия, пропагандировавшие право на публичное выражение эмоций с помощью абсурдных плакатов. Всероссийскую известность Лоскутов обрел в 2009 году, получив приговор за хранение наркотиков.


Он заплатил штраф в 20 тысяч рублей, а культурное сообщество истолковало возбужденное против Лоскутова дело как давление властей на представителя прогрессивного искусства. По стране прокатилась волна пикетов и митингов с лозунгами "Свободу художнику Лоскутову". Питерские арт-деятели даже объявили голодовку. Так Артем Лоскутов официально был признан современным художником.


Сегодня лидер арт-группы "Бабушка после похорон" проводит общественные акции в защиту 31-ой статьи Конституции, устраивает перформанс со сбором денег на революцию, борется с наркологами и попутно готовится к новому судебному процессу. Следственные органы Новосибирска возбудили против арт-активиста уголовное дело по статье "Оскорбление представителя власти".


По версии следствия, в конце сентября Лоскутов присел на постамент памятника в центре Новосибирска, вызвал этим неудовольствие милиционеров, оскорбил их и попал в изолятор. После чего вышел и снова оскорбил представителей власти - уже в своем блоге, описав впечатления ночи, проведенной в СИЗО.


Пока суд обыскивает квартиру Артема, изымает компьютеры и мобильные телефоны, проводит судебно-лингвистическую экспертизу интернет-записей, корреспондент Радио Свобода пытается установить связь между общественной деятельностью молодого художника и его проблемами с законом.


- Вы утверждаете, что ваши акции не имеют политического подтекста?


- Не так все однозначно. В самом начале, в 2004 году, я говорил о монстрациях как об акциях, не имеющих традиционного поверхностного пропагандистского политического смысла. Но естественно, вся наша жизнь связана с политикой. Даже утверждение о том, что ты аполитичен, уже несет в себе политическую окраску. Это означает, что ты соглашаешься с существующим положением вещей. Когда я пишу о своей невключенности в политический процесс, я, скорее, имею в виду независимость от конкретных партий.


- То есть ваша арт-деятельность – это все-таки проявление гражданской позиции?


- Уж точно, мы выходим на улицы не для того, чтобы порадоваться, как все хорошо!


- Журналисты уже не первый год ищут в ваших монстрационных лозунгах код политической реальности. "Таня, не плачь!" – призыв к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой не отчаиваться из-за роста безработицы и цен на лекарства. "Стучу на барабане" – выражение состояния нынешней российской политической и интеллектуальной элиты. "Где я?" – отражение ориентации подавляющего числа россиян в политической и экономической ситуации в стране и мире и.т.д. Это тоже индивидуальные особенности восприятия художественного творчества?


- Каждый реагирует в соответствии со своим миропониманием.


- Что вы все-таки пытаетесь донести до своей аудитории: искусство или гражданскую позицию?


- Четкой границы нет. Все взаимосвязано. И из-за этого возникает куча проблем и ограничений.


- Проблемы – это ваши уголовные дела?


- В том числе.


- Если проследить вашу историю, то оказывается, что уголовное преследование добавляет ценности художественному высказыванию. Конфликты с законом вас хорошо распиарили.


- И что?


- То есть вы благодарны милиционерам за то, что они, как вы пишите в блоге, "делают из вас самого знаменитого новосибирца"?


- Популярный культорологический сайт Openspace.ru, например, ничего не сообщал о художнике Лоскутове до 2009 года. А после уголовного дела стал следить за моей судьбой. Летом у нас была выставка на "Винзаводе" в Москве. Выходит, что плюсы есть.


- Может, и дальше продолжать в том же духе? Еще пару раз нарветесь на милицию, глядишь - и всемирная слава придет?


- Да хватит нам уже, по большому-то счету. Тут и так конкуренции особо никакой нет.


- Вам не кажется, что протестовать сегодня становится модным?


- К сожалению, моды на протест в России нет. Разве что только в очень-очень узком кругу - от силы тысяча человек по всей стране. Иначе мы бы жили в другом государстве. А о моде на протест заговорили те, кто давно привык выходить на улицы раз в неделю - на площади покричать. И никто их никогда не слышал. А тут вдруг пошла какая-то другая волна, привлекающая внимание. Вот они и начали возмущаться: мол, протест вошел в моду.


- Но ведь протестные настроения сегодня подхватываются мгновенно. Noize MC, например, вошел в сотню самых авторитетных людей России именно за гражданские выступления.


- Noize, кстати, открещивается, когда его называют протестным флагманом. Но люди понимают и принимают его позицию, потому что в обществе созрел запрос на подобные высказывания. Noize был популярен и до песни про Баркова. А Катя Гордон как была плохой певицей, так и осталась ею, даже, несмотря на свои выступления на митингах. Протест в данном случае – это некий множитель. Но на что бы ни умножали ноль, он так нолем и останется.


Подробнее на сайте "Радио Свобода"


Темы дня / Общество
Художник Артем Лоскутов – не только о монстрациях



Артем Лоскутов
Опубликовано 24.12.2010 18:02
Мария Морозова
Артем Лоскутов стал героем Новосибирска в 2004 году, когда организовал ставшие популярными по всей стране монстрации – первомайские шествия, пропагандировавшие право на публичное выражение эмоций с помощью абсурдных плакатов. Всероссийскую известность Лоскутов обрел в 2009 году, получив приговор за хранение наркотиков.


Он заплатил штраф в 20 тысяч рублей, а культурное сообщество истолковало возбужденное против Лоскутова дело как давление властей на представителя прогрессивного искусства. По стране прокатилась волна пикетов и митингов с лозунгами "Свободу художнику Лоскутову". Питерские арт-деятели даже объявили голодовку. Так Артем Лоскутов официально был признан современным художником.


Сегодня лидер арт-группы "Бабушка после похорон" проводит общественные акции в защиту 31-ой статьи Конституции, устраивает перформанс со сбором денег на революцию, борется с наркологами и попутно готовится к новому судебному процессу. Следственные органы Новосибирска возбудили против арт-активиста уголовное дело по статье "Оскорбление представителя власти".


По версии следствия, в конце сентября Лоскутов присел на постамент памятника в центре Новосибирска, вызвал этим неудовольствие милиционеров, оскорбил их и попал в изолятор. После чего вышел и снова оскорбил представителей власти - уже в своем блоге, описав впечатления ночи, проведенной в СИЗО.


Пока суд обыскивает квартиру Артема, изымает компьютеры и мобильные телефоны, проводит судебно-лингвистическую экспертизу интернет-записей, корреспондент Радио Свобода пытается установить связь между общественной деятельностью молодого художника и его проблемами с законом.


- Вы утверждаете, что ваши акции не имеют политического подтекста?


- Не так все однозначно. В самом начале, в 2004 году, я говорил о монстрациях как об акциях, не имеющих традиционного поверхностного пропагандистского политического смысла. Но естественно, вся наша жизнь связана с политикой. Даже утверждение о том, что ты аполитичен, уже несет в себе политическую окраску. Это означает, что ты соглашаешься с существующим положением вещей. Когда я пишу о своей невключенности в политический процесс, я, скорее, имею в виду независимость от конкретных партий.


- То есть ваша арт-деятельность – это все-таки проявление гражданской позиции?


- Уж точно, мы выходим на улицы не для того, чтобы порадоваться, как все хорошо!


- Журналисты уже не первый год ищут в ваших монстрационных лозунгах код политической реальности. "Таня, не плачь!" – призыв к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой не отчаиваться из-за роста безработицы и цен на лекарства. "Стучу на барабане" – выражение состояния нынешней российской политической и интеллектуальной элиты. "Где я?" – отражение ориентации подавляющего числа россиян в политической и экономической ситуации в стране и мире и.т.д. Это тоже индивидуальные особенности восприятия художественного творчества?


- Каждый реагирует в соответствии со своим миропониманием.


- Что вы все-таки пытаетесь донести до своей аудитории: искусство или гражданскую позицию?


- Четкой границы нет. Все взаимосвязано. И из-за этого возникает куча проблем и ограничений.


- Проблемы – это ваши уголовные дела?


- В том числе.


- Если проследить вашу историю, то оказывается, что уголовное преследование добавляет ценности художественному высказыванию. Конфликты с законом вас хорошо распиарили.


- И что?


- То есть вы благодарны милиционерам за то, что они, как вы пишите в блоге, "делают из вас самого знаменитого новосибирца"?


- Популярный культорологический сайт Openspace.ru, например, ничего не сообщал о художнике Лоскутове до 2009 года. А после уголовного дела стал следить за моей судьбой. Летом у нас была выставка на "Винзаводе" в Москве. Выходит, что плюсы есть.


- Может, и дальше продолжать в том же духе? Еще пару раз нарветесь на милицию, глядишь - и всемирная слава придет?


- Да хватит нам уже, по большому-то счету. Тут и так конкуренции особо никакой нет.


- Вам не кажется, что протестовать сегодня становится модным?


- К сожалению, моды на протест в России нет. Разве что только в очень-очень узком кругу - от силы тысяча человек по всей стране. Иначе мы бы жили в другом государстве. А о моде на протест заговорили те, кто давно привык выходить на улицы раз в неделю - на площади покричать. И никто их никогда не слышал. А тут вдруг пошла какая-то другая волна, привлекающая внимание. Вот они и начали возмущаться: мол, протест вошел в моду.


- Но ведь протестные настроения сегодня подхватываются мгновенно. Noize MC, например, вошел в сотню самых авторитетных людей России именно за гражданские выступления.


- Noize, кстати, открещивается, когда его называют протестным флагманом. Но люди понимают и принимают его позицию, потому что в обществе созрел запрос на подобные высказывания. Noize был популярен и до песни про Баркова. А Катя Гордон как была плохой певицей, так и осталась ею, даже, несмотря на свои выступления на митингах. Протест в данном случае – это некий множитель. Но на что бы ни умножали ноль, он так нолем и останется.


Подробнее на сайте "радио Свобода"


http://www.svobodanews.ru/content/article/2258290.html



Другие статьи в литературном дневнике: