Имя поэта Бориса Борисовича Рыжего (1974 - 2001 г) теперь хорошо известно не только у нас, но и за рубежём. В Голландии о молодом, очень талантливом поэте, успешном не только в поэзии, но и в науке (там он пошел по стопам отца, геофизика, профессора, доктора геолого-минералогических наук, окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН, опубликовал 18 научных работ), но внезапно покончившим жизнь 7 мая 2001 года, даже сняли документальный фильм, в котором была сделана попытка рассказать о его творчестве и объяснить причины, заставившие поэта самостоятельно уйти из жизни (см.Википедию).
Новую интересную попытку разобраться в его творчестве и причинах смерти предпринял доктор филологических наук литературовед А.А. Белый в своей статье "О Лермонтове, но больше о Борисе Рыжем", опубликованной в январском номере журнала "Новый мир" за 2017 г. Делается эта попытка на сравнительном анализе жизни, творчества и психологическом складе двух казалось бы таких разных и живших в значительном временном и эпохальном разрыве друг от друга поэтах. Можно ли великого русского поэта М.Ю.Лермонтова сопоставлять с поэтом, нашим современником, хоть и очень талантливым и прожившим такую же короткую жизнь, как и классик русской поэзии? По мнению Белого можно. Потому что и психологический портрет того и другого, и мотивировки творчества во многом, по его мнению, позволяют это делать. Автор приводит много отрывков из стихов Бориса Рыжего, строит материал на очень серьезной философской базе, апеллируя к философии Канта, Розанова и других мыслителей и делает очень интересные и не тривиальные выводы об истоках творчества и Бориса Рыжего, и Михаила Юрьевича Лермонтова. Насколько эти выводы верны, каждый читатель может судить сам в зависимости от его эстетических, психологических, религиозных и других установок.
Мне представляется объявление Бориса Белого чуть ли не Лермонтовым указанного поколения и лучшим его поэтом (Евгений Рейн) преувеличенным. Некоторая приблатненность жизни и творчества Рыжего и практически отсутствие любовной лирики приземляют стихи поэта, а постоянное влечение к смерти, присутствующее во многих стихах трагично, но не столь возвышенно, как трагическое космическое одиночество в произведениях Михаила Юрьевича. Тем не менее, Борис Рыжий, несомненно неординарный и большой поэт, отразивший в своем творчестве целый пласт людей своего поколения, "первых солдат перестройки", детей своего разломного времени, в большинстве своем часто с трагической, криминальной или просто сломанной судьбой. Он нес в себе боль и какую-то внутреннюю вину за них, и вообще за всех "нищих духом" этого мира.
Стоит также отметить, как мне представляется, что журнал "Новый мир" сейчас тяготеет в своих публикациях к духовному осмыслению мира на основе признания некого религиозного начала, видимо,в духе религиозности плеяды великих русских философов начала конца 19-го начала 20-го веков (Соловьев, Бердяев Флоренский и др). В этом он отличается сопоставимым с ним по уровню публикаций (во всяком случае до недавнего времени) питерского литературного журнала "Звезда". Последний, по своему контенту, конечно, совершенно светский журнал, хотя и в нем часто публикуются интересные философско-религиозные работы. Видимо, Москва и Питер вообще пока отличаются по степени воцерковленности читающей и пишущей публики друг от друга. Тем интереснее читать питерцу московский "Новый мир", а москвичу питерскую "Звезду".
Пожалуй, самые интересные стихи Бориса Рыжего я на шел в интернет-журнале "Вавилон" (Борис Рыжий, стихи). Вот одно из очень сильных стихотворений поэта, которое можно найти там, как и другие, большие по количеству строчек, которые в дневнике не уместились бы все:
Так гранит покрывается наледью,
и стоят на земле холода, -
этот город, покрывшийся памятью,
я покинуть хочу навсегда.
Будет теплое пиво вокзальное,
будет облако над головой,
будет музыка очень печальная -
я навеки прощаюсь с тобой.
Больше неба, тепла, человечности.
Больше черного горя, поэт.
Ни к чему разговоры о вечности,
а точнее, о том, чего нет.
Это было над Камой крылатою,
сине-черною, именно там,
где беззубую песню бесплатную
пушкинистам кричал Мандельштам.
Уркаган, разбушлатившись, в тамбуре
выбивает окно кулаком
(как Григорьев, гуляющий в таборе)
и на стеклах стоит босиком.
Долго по полу кровь разливается.
Долго капает кровь с кулака.
А в отверстие небо врывается,
и лежат на башке облака.
Я родился - доселе не верится -
в лабиринте фабричных дворов
в той стране голубиной, что делится
тыщу лет на ментов и воров.
Потому уменьшительных суффиксов
не люблю, и когда постучат
и попросят с улыбкою уксуса,
я исполню желанье ребят.
Отвращенье домашние кофточки,
полки книжные, фото отца
вызывают у тех, кто, на корточки
сев, умеет сидеть до конца.
Свалка памяти: разное, разное.
Как сказал тот, кто умер уже,
безобразное - это прекрасное,
что не может вместиться в душе.
Слишком много всего не вмещается.
На вокзале стоят поезда -
ну, пора. Мальчик с мамой прощается.
Знать, забрили болезного. "Да
ты пиши хоть, сынуль, мы волнуемся".
На прощанье страшнее рассвет,
чем закат. Ну, давай поцелуемся!
Больше черного горя, поэт.
Страница Бориса Рыжего ведется и на сайте Стихи.ру и некоторые стихи поэта по годам написания можно здесь почитать.
Кроме того хорошая подборка стихов Бориса Рыжего, отражающая его творчество, есть на сайте "Аскбука Литературы. Лучшие стихи." (Борис Рыжий). Вот несколько стихов из этой подборки:
Борис Рыжий.
«ГОСПОДИ, ЭТО Я...»
Господи, это я
мая второго дня.
- Кто эти идиоты?
Это мои друзья.
На берегу реки
водка и шашлыки,
облака и русалки.
Э, не рви на куски.
На кусочки не рви,
мерзостью назови,
ад посули посмертно,
но не лишай любви
високосной весной,
слышь меня, основной!
- Кто эти мудочёсы?
Это - со мной!
«В ПУСТОМ ТРАМВАЕ»
Ночью поздней, в трамвае пустом -
Новогодний игрушечный сор.
У красавицы с траурным ртом
Как-то ангельски холоден взор.
Пьяный друг мне шепнёт: "Человек
Её бросил? Ну что ж? Ничего -
Через миг, через час, через век
И она позабудет его".
Я, проснувшись, скажу: "Может быть
Муж на кофточку денег не дал...".
А потом не смогу позабыть,
Вспомнив нежную деву-печаль.
Как, под эти морщинки у губ
Подставляя несчастье своё,
Я - наружно и ветрен и груб -
И люблю и жалею её.
Дай нищему на опохмелку денег.
Ты сам-то кто? Бродяга и бездельник,
дурак, игрок.
Не первой молодости нравящийся дамам,
давно небритый человек со шрамом,
сопляк, сынок.
Дай просто так и не проси молиться
за душу грешную - когда начнёт креститься,
останови.
...От одиночества, от злости, от обиды
на самого, с которым будем квиты, -
не из любви.
«СОЦРЕАЛИЗМ»
Важно украшен мой школьный альбом -
молотом тяжким и острым серпом.
Спрячь его, друг, не показывай мне,
снова я вижу как будто во сне:
восьмидесятый, весь в лозунгах, год
с грозным лицом олимпийца встаёт.
Маленький, сонный, по чёрному льду
в школу вот-вот упаду, но иду.
2
Мрачно идёт вдоль квартала народ.
Мрачно гудит за кварталом завод.
Песня лихая звучит надо мной.
Начался, граждане, день трудовой.
Всё, что я знаю, я понял тогда -
нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был - на чёрном ветру
в чёрном снегу упаду и умру.
3
"…личико, личико, личико, ли...
будет, мой ангел, чернее земли.
Рученьки, рученьки, рученьки, ру...
будут дрожать на холодном ветру.
Маленький, маленький, маленький, ма... -
в ватный рукав выдыхает зима:
Аленький галстук на тоненькой ше...
греет ли, мальчик, тепло ли душе?"
4
Всё, что я понял, я понял тогда -
нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был - на чёрном ветру
в чёрном снегу - упаду и умру.
Будет завод надо мною гудеть.
Будет звезда надо мною гореть.
Ржавая, в чёрных прожилках, звезда.
И - никого. Ничего. Никогда.
«В РОССИИ РАССТАЮТСЯ НАВСЕГДА...»
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув "прощай".
Рукой своей касаюсь невзначай
её руки.
Длинною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский бог?
"Конечно, я
приеду". Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
"Душа моя,
приеду". Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть -
мы насовсем
прощаемся. "Дай капельку сотру".
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.
В России расстаются навсегда.
Ещё один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
...И поезда уходят под откос,
...И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.
«ЗАВЕЩАНИЕ»
В.С.
Договоримся так: когда умру,
ты крест поставишь над моей могилой.
Пусть внешне будет он как все кресты,
но мы, дружище, будем знать с тобою,
что это - просто роспись. Как в бумаге
безграмотный свой оставляет след,
хочу я крест оставить в этом мире.
Хочу я крест оставить. Не в ладах
я был с грамматикою жизни.
Прочёл судьбу, но ничего не понял.
К одним ударам только и привык,
к ударам, от которых, словно зубы,
выпадывают буквы изо рта.
И пахнут кровью.
«ПОГАДАЙ МНЕ, ЦЫГАНКА, НА МЕДНЫЙ ГРОШ...»
Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрёшь,
не живут такие в миру.
Станет сын чужим и чужой жена,
отвернутся друзья-враги.
Что убьёт тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.
Перед кем вина? Перед тем, что жив.
И смеётся, глядит в глаза.
И звучит с базара блатной мотив,
проясняются небеса.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.