Венок в текстах А. Дольского

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Не думал, что замечательный певец - бард, поэт и артист Александр Дольский имеет в своем архиве произведений и венок сонетов. Просматривая этот архив на ресурсе bards ru нашел к своему удивлению произведение и этой форм. Неплохой венок...


Александр Дольский


Венок


Я удивлен, испуган, рад,
Поняв, на что же я решился.
Хоть я работы не страшился,
Но рассадить цветущий сад
И населить его пленер
Не как трагический Бодлер
Цветами страшной красоты,
Но простоты и доброты -
Задача риска и потерь
Не для разинь, не для тетерь,
Но мой веселый ровный нрав
Помочь мне должен все равно.
Так тишину любил я, но
Молчать навек лишился прав.


Молчать на век лишился прав
Лишь тот, кто в шорохе дубрав
Услышал духовой оркестр.
И пасмурный пейзаж окрест
Способен в молоточки струн
Перевести, как танец струй
Дождя в строфах былин и рун
Спешащих к бою и костру,
Который искры окунуть
Спешит, как в звезды Млечный путь.
Там, где астральная казна
И от космического дна
Поэт восходит как луна
Всю мощь гармоний осознав.


Всю мощь гармоний осознав,
Я стал искать созвучий стройных,
В обычных рифмах жить достойных,
И подчинил свой легкий нрав
Стиха жестокой дисциплине.
Певец, резвящийся в малине
Формальных поисков пустых,
(Я тоже не чурался их)
Напоминает мне Нарцисса.
По мне, пусть череп будет лысым,
Но голова вмещает клад.
Хоть, правда, славно забавляться
И бескорыстно удивляться
Звучаньем фраз на разный лад.


Звучаньем фраз на разный лад
Заведовал Валерий Брюсов,
Поэт изысканного вкуса,
Постигший школы все подряд.
Культуры многих поколений
Поэт и властелин, и пленник.
И в суматохе тех боев
Расстрелян будет Гумелев,
А Мережковкого талант
И Зины эротичной банты
Раздавит Блок души горой.
Крестьянин и грузин - гиганты,
Придут как новые атланты,
Я забавлялся их игрой.


Я забавлялся их игрой
И мучался великой болью,
Когда в угаре алкогольном,
Или с зияющей дырой
В башке, вместившей сто вселенных
И тыщи образов нетленных
Они лежали, расплатясь
За ту достойную их власть
Над миллионами сограждан,
Который не один возжаждал,
Но лишь политик и герой
Имеют до сих пор на свете.
И он умел бывать поэтом,
Слова соединив порой.


Слова соединив порой
Не очень ловко, но кондово,
Народ умеет в песнях новых
Забот и мыслей целый рой
Под балалайку и гармошку,
Под деревянный клекот ложки,
С гитарой, под хмельком немножко
Так просто высказать и спеть,
Что и поэту не посметь.
Поэтов наших славных стаю
С понятьем публика листает,
И если много закавык,
То не дойдет до сердца в миг
Поэтов искренний язык.


Поэтов искренний язык
Тогда найдет к сердцам дорогу,
Когда в стихах не так уж много
Идей, рассчитанных на крик.
И рифмы легки и гуманны,
И мысли светлы, не туманны,
И настроенья не дурманны,
И, кроме грусти, юмор есть.
Да не сочтет поэт за честь
Загнуть, лишь бы необычайно,
Пусть смел поэт, да неприлично
Коверкать стройный наш язык,
Чтоб зазвучал он словно клик
Полуневнятный, полуптичий.


Полуневнятный, полуптичий
Рапсодий изощренных гамм
В конце концов полезен нам.
Поможет он понять различье
Между мятущемся поэтом
И хитрым деловым клевретом,
Который и за простотой
Всегда пленительно пустой.
Сегодня общества подпорки
Ушли в сознанья глубину,
И революция подкорки
Уж захватила всю страну.
Достоинства различных книг
Читатель различать привык.


С трудом я различать привык
Где искренность, а где продажа,
Где шум на грани эпотажа,
А где сердечных дел дневник.
И за иной журнал солидный
Частенько было мне обидно,
Зачем печатать стих натужный,
Когда молчать поэту нужно,
Пока еще не накопил
Любви познаний, мысли, сил.
Но из таланта деспотично
Он выжимал последний сок,
И надрывал свой голосок
В потоке песен хаотичном.


В потоке песен хаотичном
Я различал всегда одну,
Как лупоглазую луну
На небе глупо - поэтичном.
Она не двигалась вперед,
А лишь меняла платье ритма,
Ее поблекшая палитра
За сердце вовсе не берет.
Она и мыслей не заденет.
Когда культура стоит денег -
Она рассчитана на вал.
И я, вкусив земные боли,
Себя к писанью не неволя,
Своих стихов не продавал.


Своих стихов не продавал
Любой, кого они не кормят.
Но если песни бьются в горле,
То круг друзей для них не мал.
Друзья! Так будьте вы жестоки,
Не пойте лживых песен строки,
Пустые общие мотивы.
Не верьте чересчур счастливым
Красивым песенным балетам
И злопыхательским куплетам.
Из русской песни карнавал
Пожалуй, никогда не выйдет.
Любой, кто это ясно видит,
Своих друзей не предавал.


Своих друзей не предавал
Печальный рыцарь Дон-Кихот.
А Гамлет? Гамлет вечно лжет.
Покой - душевный идеал
Он маскирует, эгоист.
В речах поэт - эквилибрист
Он знает, в чем его броня:
В нем каждый узнает себя.
За нерешительность браня
И обывателя ценя
По свету ходишь утомленный
Ты, Гамлет, осужден живи
Без ненависти и любви,
И жажды славы утоленной.


И жажды славы утоленной,
И утонченной жизни благ
Совсем не нужно для бродяг,
Живущих на земле зеленой.
От распевающих ослов
У многих уши уцелели,
Нельзя сказать и пары слов
Поэту без великой цели.
Да, в каждой песне есть закон,
Но он поэту не знаком,
Он ясен только покоренный.
Не стоит это повторять,
Но рад часы и дни терять
Я ради рифмы изощренной.
Магистрал.


Я ради рифмы изощренной
И жажды славы утоленной
Своих друзей не предавал,
Своих стихов не продавал.
В потоке песен хаотичном
С трудом я различать привык
Полуневнятный, полуптичий
Поэтов искренний язык.
Слова соединив порой
Я забавлялся их игрой,
Звучаньем фраз на разный лад,
И мощь гармоний осознав
Молчать навек лишился прав.
Был удивлен, испуган, рад.



Магистрал, правда, не является классическим сонетом, как это требуют строгие правила создания венка. Но остальные 14 сонетов - классические. Видимо, поэт создавал венок на основе ранее написанного обычного 14-строфного стихотворения. А почему нельзя? Венок получился.


В дополнение к этому венку хочется дать несколько прекрасных текстов песен Александра Дольского - выдающегося нашего современника - барда.


Александр Дольский


Если женщина входит в твой дом...

Если женщина входит в твой дом,
потеснись, уступи ей просторы,
где болезни, чая, разговоры,
споры, слезы - своим чередом,
если женщина входит в твой дом.
Приготовь свое сердце к трудам,
если ты удостоился чести -
быть хоть сколько-то рядом и вместе,
если стерпятся Рай и Бедлам,
приготовь своё сердце к трудам.


Если женщина входит в твой дом,
приготовь свое сердце к разлуке...
Позабудь про вино и науки,
стань прозрачным, как день за окном,
если женщина входит в твой дом.
Подчинись и глазам, и речам...
Ну хотя бы сначала для вида...
Ты узнаешь, что боль и обида
исчезают всегда по ночам,
уступая губам и плечам.


Расскажи ей, как можешь,
про то, что печалит тебя и тревожит,
что ты чувствуешь сердцем и кожей,
про Шопена, про джаз и Ватто,
Если что-нибудь помнишь про то...
Если женщина входит в твой дом,
может быть, она послана Богом,
и жилье твое станет чертогом,
и отныне ты к тайне ведом...
Если женщина входит в твой дом...


Одиночество


Холодный взгляд любовь таит 
и красота гнетет и дразнит... 
Прекрасны волосы твои, 
но одиночество прекрасней. 
Изящней рук на свете нет, 
туман зеленых глаз опасен. 
В тебе все музыка и свет, 
но одиночество прекрасней. 


С тобою дни равны годам, 
ты утомляешь, словно праздник. 
Я за тебя и жизнь отдам, 
но одиночество прекрасней. 
Тебе идет любой наряд,
ты каждый день бываешь разной. 
Счастливчик - люди говорят, 
но одиночество прекрасней. 


Не видеть добрых глаз твоих - 
нет для меня страшнее казни, 
мои печали - на двоих, 
но одиночество прекрасней. 
Твоих речей виолончель 
во мне всегда звучит, не гаснет... 
С тобою быть - вот жизни цель, 
но одиночество прекрасней.


Говорите, я молчу


Малиновки пели и синие ели кружились, летели в глаза.
Но вот уж метели, а вы не сумели, да что там, не смели сказать.
Говорите, говорите, я молчу.
О полотнах, и о моде, о вещах и погоде,
И вообще о чем угодно, вы же знаете, я слушать вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу.


Поспешные встречи, неясные речи и дым сигарет до утра.
Наверно несчастье мое безучастье, ну что вы, какая хандра!
Говорите, говорите, я молчу.
Много доброго и злого мне приносит ваше слово,


Только кажется мне снова, что я дорого за это заплачу.
Говорите, говорите, я молчу.


Все видят, я знаю, и я не скрываю, ведь мы же у всех на виду.
Вы знаете - скука - прекрасаная штука, когда вы попали в беду.
Говорите, говорите, я молчу.
А молчание опасно? Обвинение ужасно, вы обиделись напрасно.
Как предмет, любимый в школе я учу:
Говорите, говорите, я молчу.
Перевод песни Александр Дольский - Говорите, я молчу


Пани Барбара


На красоте и печать, и проклятие Божьего дара... 
Вы безнадежно прекрасны, потому и одиноки. 
Долго кручина на сердце лежит, а у радости малые сроки, 
нынче я с Вами, а завтра где буду? ах, пани Барбара. 


Не забываю, и даже помочь мне не может гитара, 
сказочный город на северном русском просторе. 
Как и аккорды вот эти, там люди мои дорогие в миноре. 
Не по себе им, когда я вдали, ах, поверьте мне, лани Барбара. 


Многое, многое могут простить нам любимые наши, 
больше, чем Бог нам простит и позволит нам совесть. 
Этой науки еще не прошли Вы, что, впрочем, не страшно, 
лишь бы на этом не строить сюжет, не заканчивать повесть. 


В Люблине розы, смотрите, смелее растут, чем у нас в Ленинграде... 
Ваши глаза и слова - искушенье, но все-таки прежде, 
пани Барбара, скажу я, - не надо мне большей награды, 
чем ожиданье и верность изменчивой пани Надежды.


 
Здравствуй, Польша!


1. Сколько лет я мечтал об этой встрече... 
И небес неяркий свет, и костелов старых свечи 
будят память крови древней, и всплывают лица, 
речи, жесты, платья, кружева манишек... 
Вишневецкий-князь в седло татарское садится 
и, усы расправив, в юный лоб целует Мнишка. 
Впереди поход, и ссоры и раздоры позабыты, 
панночкины слезы рыцаря не остановят... 
И лежат на снежном поле после битвы 
вперемешку и монголы, и холопы, и панове. 


2. 
Здравствуй, Польша. Сколько лет 
мне звучали вдохновенно 
и Мицкевича сонет, и гармонии Шопена. 
Помнишь тот "Аи" пьянящий, цвета лодзинских закатов, 
что налил в бокал богемский Александр рукою узкой? 
И слова одни и те же повторяли брат за братом, 
Александр сказал на польском, а Адам молчал по-русски. 
(Я и сам не знаю, чей я - люблинский ли, курский... 
Раб царя я или рыцарь Речи Посполитой) - 
пишет между строк и слез Ивану смелый Курбский. 
Этими ли плачами все земли польские политы? 


3. 
Здравствуй, Польша! Сколько лет 
мы идем с тобой друг к другу 
сколько крови и побед повторяется по кругу! 
Фердинанд Соре, гитару вы оставили в Мадриде, 
и в Париже, и в Смоленске музыка мешала. 
Вы поход в Россию еще раз успешней повторите. 
И Стендаль пришел в Москву через Варшаву. 
Я к земле и горькой и прекрасной припадаю, 
и целую кровь парней и краковских, и вятских, 
и молю судьбу - быть может, нам подарит - 
не копать земли, не прятать в ней сердец солдатских.
1984


Читайте стихи Александра Дольского на сайте bards ru и слушайте его песни на Ютубе.



Другие статьи в литературном дневнике: