На выставке в Манеже погибли работы В. Сидура.

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Как сообщили российские СМИ, вчера на выставке в Манеже "Скульптуры, которые мы не видим", посвященный советскому андерграунду 70-80-х годов группа "православной" молодежи устроила погром.


В результате погибло несколько произведений, в том числе работы всемирно известного скульптора Вадима Сидура. Группа из 7-10 человек, заранее сообщив в социальных сетях об акции, вошла по билетам в музей и принялась уничтожать произведения, оскорбляющие , по их крикам, чувства верующих.


Акция размещена на роликах телекомпаний LifeNews и РЕНТV, известных своей "патриотической" направленностью. Охрана и администрация Манежа в акцию не вмешивалась. Полиция подьехала по вызову самих погромщиков. Все это заставляет предполагать, что варварская акция была заранее спланирована и хорошо скоординирована. Возмущение посетителей выставки не заставило администрацию Манежа предпринять быстрые и решительные действия, как это принято в таких случаях во всех музеях мира. Реакция РПЦ в лице известного архиерея Чаплина была более чем двусмысленной - громить произведения искусства нехорошо, но и устраивать выставки "оскорбляющие чувства верующих" тоже,что подкреплено, по его мнению, недавно принятым постановлением Гос. Думы: погромщики выкрикивали, что они действуют якобы "по закону об оскорблении чувств верующих".


Вадим Сидур, так же как и Эрнест Неизвестный, являются великими скульпторами, родившимися в Советском Союзе и ставшими всемирно известыми художниками. Работы Вадима Сидура выставлены во многих музеях мира, а некоторые находятся и на открытом воздухе. (Скульптуры можно посмотреть на картинках в в инете).


Вот выдержки из биографии ВАдима Сидура (Википедия):


"Вади;м Абра;мович Сиду;р (28 июня 1924, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — 26 июня 1986, Москва) — советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-арт»). Поэт и прозаик.


Родился в Екатеринославе в семье Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой. С 1942 по 1944 годы — воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован. В 1953 году окончил МВХПУ (Строгановское училище), факультет монументальной скульптуры. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.


Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии — «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США — «Голова Эйнштейна» и другие.


Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.


В 1989 году в Москве создан Музей Вадима СидураЛейт. Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографические работы), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные произведения художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, впоследствии увеличенные и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и другие.


Вадим Сидур был и литератором : писал стихи и прозу. Представляю некоторые из стихов В.Сидура, которые удалось найти в инете:


Кровосмешение



Незабываем
Испуг
Десятилетнего
Мальчика
Впервые
Увидевшего
Семя
Свое


Много спермы с тех пор утекло
Из тела моего изверглось
Я мог быть
Отцом
Миллиардов жителей
Миллионов планет
Превзойти Создателя
Изваявшего
Только Адама и Еву


Жаль семени моего
Растраченного
Впустую


1982


Яблони
Сосны
Ели
Сестры мои родные
Непреодолимо к вам вожделение
Прелюбодеяние неизбежно
Кровосмешения не испугаюсь


1983


Реквием



Небо плачет
Третий день не выходим из дома
В окна смотрим
Глазам поверить не можем
Умерло Лето


Осень Лету
Пышные похороны готовит
В последний путь провожает
Земли черной гроб
Золотой парчой покрыла
У деревьев ее украла


Стоят у могилы Лета
Яблони
Березы
Осины
Плакальщицы босые



Мутные глаза Неба
Бельмами на Землю смотрят
Население планеты пугают



Умрут все
Никто не воскреснет
Только Лето вернется
Если войны не будет


Маленькая девочка
В сером байковом платье
Стриженная наголо
Иногда я
Украдкой гладил
Бархатную шерстку
На ее круглой голове
Мы сидели рядом
В детском саду
Тайно держась за руки
Под столиком
Я любил ее безумно


Женского начала
Элементарная частица
С обнаженной прелестью
Ослепительно светясь
Залетала в мое Подземелье
Излучая кванты желания
С интенсивностью
Теоретически невозможной
Голенькая под своей мини
С трусиками в сумочке
Чтобы не тратить времени
На сближение
Сразу вступить
В сильное взаимодействие
Слиться со мной воедино
Превратиться в атомный котел
Огромной энергии
Сиять голубыми глазами
Освещая тьму Подвала
Содрогаться
Стонать
Змеиться золотыми волосами
Взорваться воплем
Отторгнуться от меня
И улететь в пространство
Сквозь Землю
Оставив навсегда
Незаживающую рану
В памяти
Моего
Тела


Целую светлую челку
Маленький лоб без мыслей
Два глаза серых
Покрытых тонкими веками
Короткие реснички
Теплые губы
Слабую шею
Косточки ключиц
Подмышек впадинки
Красные крошечные сосочки
На груди безгрудой
Стучащее сердце
Под гибкими ребрами
Пупка ямку
На животе впалом
И
Останавливаюсь
На середине
На бугорке
Золотым пушком покрытом
С другого конца начинаю
Целую
Шевелящиеся тонкие пальчики
На узких ступнях
Гладкие голени
Покалывающие мое лицо
Невидимыми волосками
Коленей розовые чашечки
Ласковых бедер нежную кожицу
Белую прозрачную шелковистую
И
Останавливаюсь
На середине
На огнедышащей щелке
Ведущей внутрь тела
Так
Никогда
Не смог
Расцеловать
Свою
Длинную
Возлюбленную
Всю
Целиком
Сразу
Всегда
Останавливаюсь
На
Середине


Она
Вышла
В
Туалет
Я
Услышал
Звон
Струйки
И
Умилился



Диван наводящий на размышления
Огромный
Старый
Грязный
Синхрофазотрон
Стоит в моем Подвале
Вдруг
Я с изумлением вижу
На этой дряхлой развратной развалине
Белобрысую девочку
С двумя косичками
Она бойко говорит о чем-то
Но смысл звуков не имеет значения
Озарение откровения оглушает
Это частица Мироздания
С прелестью
Открытой только мне
Мною
Для меня
Давайте танцевать
Говорит беленькое юное существо
Не умею
Отвечаю я
Уже вступивший в пору осеннего цветения
Я вас научу
Говорит пучеглазенькая
Берет меня за руку
И я чувствую особый аромат
Странности
Очарования доверчивой невинности
Этой посланницы Вселенной
Я слишком долго ждал ее появления
И теперь не верю своим глазам
Начинаю вращаться
Вокруг неуклюжей девочки
Со все возрастающей скоростью
Губы невинной целуют меня
Нестерпимо горячие
Они прикипают к моим
Навсегда
С тех пор мы так и пляшем
Прижавшись друг к другу
Уже целую вечность
Превратившись в протон
Распадающийся только раз
В 6,5х10 в тридцать первой степени лет
Что намного превышает
Предсказание простейшего варианта
Теории великого объединения


1985


Я-цветок осенний
Единственный
Неповторимый
Такого больше не будет
Цвету
Судьбу свою знаю
Опустится на меня балеринка
Дивное насекомое
Нежное создание
Одетое в прозрачные зеленые крылья
Коснется длинными лапками
И я тут же умру
Пронзенный счастьем
Превращусь
В ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ОТ ЛЮБВИ


Какие работы Вадима Сидура были уничтожены современными варварами и имели ли они отношение к религиозной тематике пока неизвестно. В любом случае - произошла знаковая акция, еще раз напомнившая об угрозе, которая сейчас грозит российской культуре.








Другие статьи в литературном дневнике: