15 октября 1814 года родился М. Ю. Лермонтов

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Через три дня мы будем отмечать 200 лет со дня рождения нашего гения, погибшего самым молодым из плеяды наших величайших пяти поэтов :Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Цветаева.
Можно сказать, что все пять стали в значительной мере жертвами своей эпохи. Россия не берегла своих великих поэтов никогда, ни в царское время, ни в советскую эпоху. К ним можно отнести и Мандельштама, погибшего от голода и болезни в сталинском ГУЛАГЕ, и Пастернака, которого травили после получения Нобелевской премии, и Анну Ахматову, отлученную от литературы на всю сталинскую эпоху, да и в последующее время не жалованную властями. Со многим в творчестве и жизни великих поэтов нашего времени (20 -го века) по - настоящему мы познакомились только в конце 80-х годов и 90-х годах.
В этом отношении Пушкину и Лермонтову повезло больше. Их творчество для Советской власти олицетворяло борьбу с царизмом, основанную на ленинской теории трех этапов революции. Сейчас появилось новое поветрие - творчество Пушкина и Лермонтова пытаются приспособить к последним реалиям наших дней, когда в моде снова имперская идея, подкрашенная в розовый цвет советского прошлого, особенно сталинского периода. Если с Пушкиным это еще удается иногда, принимая во внимание его противоречивое отношение к царизму и русской истории, менявшееся со временем по разным причинам, то сделать имперским патриотом Лермонтова никак не удается - его творчество пришлось только на период гнетущего времени царствования Николая I, к которому он относился бескомпромиссно фрондерски, за что и был сослан на Кавказ в действующую армию. Такие стихотворения Лермонтова, как "Дума", "Родина", "Прощай немытая Россия..." однозначно говорят об отношении Лермонтова к самодержавию, деспотизму и их основополагающих официозных догм - самодержавие, православие, народность. Напомню эти великие стихи:


М.Ю.Лермонтов


Дума


ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
30
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
1838


Родина


Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.


Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


* * *


Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.


Быть может, за хребтом Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.


1841?


Видимо поэтому, Лермонтов сейчас "не ко двору". В двухсотлетнюю годовщину поэта на центральных каналах телевидения почти нет передач о великом поэте. Зато появляются различного рода исторические реконструкции, призванные вызвать сомнение в позиции поэта по отношению к николаевской эпохе, сейчас усердно реабилитируемой (даже поражение в Крымской войне 1853-1856 годов объявляется победой) и к тоталитаризму ( деспотизму, как его раньше называли) вообще. Одной из таких реконструкций должна стать премьера фильма "Дуэль: Пушкинъ - Лермонтовъ", реж.Денис Банников - см. статью в поисковике инета по этому названию, в начале ссылки есть км.ру кино ), оскорбляющая память и творчество обоих наших гениев. В этом фильме и тот и другой дожили до 1857 года, также как и Грибоедов, и становятся верноподданными авторами.



Что ж, когда вокруг расцветает "патриотическая ложь", ничто не свято. Даже имена "наших всё" ...





Другие статьи в литературном дневнике: