Скончался поэт и критик Игорь МеламедСмерть любого человека ( не преступника, совершавшего злодеяния - убийцы,тираны, палачи), а тем более талантливого человека, поэта, вызывает скорбные чувства. Можно по разному относиться к его творчеству (о вкусах всё-таки спорить бесполезно) и к литературным и политическим взглядам ( о них тоже спорить бесполезно - их не переделать у сложившегося человека), но уход из жизни мыслящего существа всегда трагичен - уходит часть общественного сознания. Игорь Меламед был частью этого обшественного сознания. http://www.stihi.ru/avtor/enichkes Путь в поэзию Игорю Меламеду дал Арсений Тарковский. Мне не очень близок Арсений Тарковский. Поэтому и творчество его последователей и ценителей не очень воспринимается. Я поклонник открытой поэзии, представителями которой в советское время был и Вознесенский и отчасти Ахмадулина, и Евгений Евтушенко. Да в общем и Иосиф Бродский к ней относится, как ни кинь, за что и был выкинут из страны. То есть не элитарной, а демократичной. И Пушкин при всей неоднозначности гения в своих высказываниях не может быть союзником скончавшемуся автору в его тезисах статьи "Поэт и чернь" (см. на сайте на странице поэта). А вот О.Мандельштам как раз может, но с оговорками. Да, Осип Эмильевич высказался точно о роли поэзии в новых реалиях его России: "«поэзия должна удовлетворять потребности <…> полуобразованной интеллигентской массы <…> ". В этом он был Разночинец и Демократ с большой буквы. Но он же в одном из своих эссе заявил, что России не нужно столько профессиональных поэтов и вообще поэтов, жаждущих публикации, сколько появилось в Советской России (по его мнению достаточно десяток - другой хороших поэтов. Он еще не понимал, что этот вопрос можно разрешить только в условиях свободного рынка, который был уничтожен большевиками. Запад при всех его недостатках не выпускает столько плохих стихов.) И оказался прав - на основе всеобщей "пролетаризации" поэзии Сталин создал Союз Советских писателей. Организацию, не столько литературную,сколько политическую. (Об этом см. в журнале "Новый Мир", № 1, 2014, Евгений Добренко. "Что ни век, то век железный" - о книге литературоведа Михаила Золотоносова "Гадюшник" - Можно посмотреть в инете). Что касается того, чем определяется появление или не появление великих поэтов в те или иные эпохи, то это связано прежде всего с преемственностью традиций культуры и литературы или их разрывом, а не с давлением государства и творческими ситами. "Золотой" век подготовил век "Серебряный, а последний в свою очередь дал великих советских поэтов и писателей, родившихся как литераторы именно во времена свободы от цензуры 20-х годов и оттепели 60-х. Тем не менее литературные и политические дискуссии всегда полезны. И жаль, когда из дискурса выпадает хоть один из его участников. Пусть земля будет пухом Игорю Меламеду! С соболезнованиями близким, В. © Copyright: Владимир Гоголицин, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|