Федор Тютчев русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года. (Википедия). По своим политическим взглядам, несмотря на монархические и имперские пристрастия (как по воспитанию, так и по долгу службы), Тютчев был личность неоднозначная и неодобрял многие черты эпохи царствования "неудобозабываемого тормаза русской истории" (А.Герцен) Николая первого.
Приведу отрывки из статьи Валерии Новодворской в декабрьском номере (№40) журнала "Новое время":
"В отличие от своего современника Пушкина, Тютчев, мудрец и философ, не был ни идеалистом, ни энтузиастом. Он никогда не бросался «в житейский колодец, не успев соразмерить разбег» (Борис Пастернак). Ему был присущ взгляд сверху, взгляд холодного и всеведущего олимпийца. А попытки перенести пропаганду консерватизма и православия в поэзию приводили к тому, что поэзия исчезала, а оставалась карикатура. Чего стоит только «Гус на костре», где чехи приглашаются к отпадению от «юродствующего Рима» на основании сожжения в Средневековье Яна Гуса. «Всеславянский» статус царя, забитая Россия как Ноев ковчег перед лицом Запада — это годилось для князя Мышкина, но не получалось у умного скептика Тютчева.
В отличие от Пушкина, у поэта не было друзей среди декабристов и иллюзий тоже не было. Но и самодержавию от тютчевского стихотворения «14-ое декабря 1825 года» не поздоровилось: «О жертвы мысли безрассудной, вы уповали, может быть, что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула на вековой громаде льдов, зима железная дохнула — и не осталось и следов». Ничего себе «положительный образ России»!
Тютчев жил долго, до 1873 года, но нашел для вольнодумцев России только одно утешение: «Пускай олимпийцы завистливым оком глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком, тот вырвал из рук их победный венец». Стихи Тютчева прекрасны, но глубоки, как колодец, и холодны, как вода в нем. Под ними всегда — бездна."
"Став цензором МИДа в 1845 году, поэт выступал за «почетный, а не арестантский караул». Известен только один его запрет: на перевод на русский язык «Коммунистического манифеста», потому что «кому надо, прочтут и на немецком». И впрямь этот остроумный розыгрыш двух талантливых людей предназначался не участникам «бессмысленных и беспощадных бунтов», а образованной элите."
Николая I Тютчев проводил словами: «Не Богу ты служил и не России, служил лишь суете своей, и все дела твои, и добрые и злые, — все было ложь в тебе, все призраки пустые: ты был не царь, а лицедей».
Поэтика Тютчева тоже была своеобразной:
По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.
Эта противоречивость чувствуется даже наугад подобранных философских стихах Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
27 февраля 1869
* * *
Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Май 1867
Прекрасна любовная и пейзажная лирика Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
<Первая половина 1851>
* * *
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
<1829>, начало 1830-х годов
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
<1828>, начало 1850-х годов
Лирика Федора Тютчева будет вечно привлекать любителей поэзии своей глубиной и изысканностью.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.