Какой быть гражданской лирике по эстетике стиха?

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Вернее, какая больше цепляет и эффективна в смысле душевной отдачи читателя. А без этой отдачи зачем она вообще? Конечно, зависит это не только от поэта, но и от читателя - его взглядов, читательской подготовки, восприимчивости к аллюзиям и метафорам. Она может быть очень зашифрована в отдаленной от сверхзадачи стиха образности (а в гражданской лирике сверхзадача всегда присутствует!) или в лоб идейно и призывно прямолинейна. Примеры известны: полярны поздний Маяковский, "средний" Евтушенко и поздний Мандельштам (за редким исключением нескольких известных стихов и послуживших, судя по всему, причиной его гибели), Пастернак. Есть середина - золотая или нет , решает каждый читатель сам. К таким поэтам я отношу Андрея Вознесенского, который теперь по праву носит титул "великого". Во всяком случае в недавно выпущенной издательством "Комсомольская правда" серии "Великие поэты" есть книга его стихов. Прекрасных стихов любовной и гражданской лирики. Разве не актуальны и не волнительны вот эти стихи Андрея Андреевича, написанные еще в конце 80-х годов? И поэтически разве не прекрасны словотворением образности?


Спаси нас, Господи, от новых арестов.
Наш Рим не варвары разбили грозные.
Спаси нас, Господи, от самоварварства,
от самоварварства спаси нас, Господи.


Как заяц, мчимся мы перед фарами,
но не чужие за нами гонятся!
Мы погибаем от самоварварства.
— От самоварварства спаси нас, Господи.


у нас не Демон украл Самару,
не панки съели страну, не гопники.
В публичных ариях, в домашних сварах
от самоварварства спаси наш госпиталь.
Не о себе сейчас разговариваю,
но и себя поминаю, Господи.


От мракобесья обереги нас,
от светлобесья избавь нас, Господи.
Новой победе самофракийской
не только крылья оставь, но — голову!..
Мне все же верится, Россия справится.
Есть просьба, Господи, еще одна —
пусть на обломках самоварварства
не пишут наши имена.


1989



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.08.2012. Какой быть гражданской лирике по эстетике стиха?