Какой быть гражданской лирике по эстетике стиха?Вернее, какая больше цепляет и эффективна в смысле душевной отдачи читателя. А без этой отдачи зачем она вообще? Конечно, зависит это не только от поэта, но и от читателя - его взглядов, читательской подготовки, восприимчивости к аллюзиям и метафорам. Она может быть очень зашифрована в отдаленной от сверхзадачи стиха образности (а в гражданской лирике сверхзадача всегда присутствует!) или в лоб идейно и призывно прямолинейна. Примеры известны: полярны поздний Маяковский, "средний" Евтушенко и поздний Мандельштам (за редким исключением нескольких известных стихов и послуживших, судя по всему, причиной его гибели), Пастернак. Есть середина - золотая или нет , решает каждый читатель сам. К таким поэтам я отношу Андрея Вознесенского, который теперь по праву носит титул "великого". Во всяком случае в недавно выпущенной издательством "Комсомольская правда" серии "Великие поэты" есть книга его стихов. Прекрасных стихов любовной и гражданской лирики. Разве не актуальны и не волнительны вот эти стихи Андрея Андреевича, написанные еще в конце 80-х годов? И поэтически разве не прекрасны словотворением образности? Спаси нас, Господи, от новых арестов. Как заяц, мчимся мы перед фарами, у нас не Демон украл Самару, От мракобесья обереги нас, 1989 © Copyright: Владимир Гоголицин, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|