Спасение Руси, в Казани явленное...4 ноября – праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства ...«Страшное это было время! Первопрестольный град Москва находился в руках поляков, в Новгороде и северных областях хозяйничали шведы, а по всей стране ходили, грабя и убивая, всевозможные разбойничьи шайки. Отчаяние русских людей дошло до последних пределов: гибель русского государства казалась бесповоротной и окончательной. Спасения было ждать неоткуда». Так описывал начало XVII века архиепископ Аверкий (Таушев). Тогда многие уж и не ждали спасения. Московская знать была охвачена шатаниями. В борьбе с царями Годуновым и Шуйским боярские верхи нередко принимали сторону лжедмитриев, болотниковых да сигизмундов; на трон проталкивали тех, кто обещал своим пособникам распространить католичество на Русь, попирал устои Православия, смещал патриархов. «Царя не было, патриарха заперли поляки, последняя армия превратилась в бессильное сборище голодранцев... - пишет профессор МГУ Дмитрий Володихин. - По всем городам и землям России бродили шайки воровских казаков, иноземных наемников, бунтовщиков... Столица, а также главнейшие города Севера и Запада России находились под контролем оккупационных корпусов. Пал Смоленск, надолго задержавший интервентов. Шведы затеяли войну против России, взяли Новгород Великий, а также целый ряд других наших городов. Казалось, державе больше не подняться. Казалось, Смута погубила Россию... Однако русской цивилизации хватило жизнестойкости, да и милости Господней, чтобы справиться с этой катастрофической ситуацией». Архиепископ Аверкий напоминает: «Во главе дела спасения Родины стала наша Русская Церковь в лице Её достойнейших духовных вождей, каковыми были Святейший Патриарх Гермоген, находившийся в плену и заточении у поляков в Москве, и настоятель Свято Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Дионисий вместе с её келарем Авраамием Палицыным. По всей России они рассылали «Граматы» с пламенными призывами русским людям встать на защиту и спасение Церкви и Отечества. В ответ на эти «Граматы» стали образовываться народные ополчения». В июне 1579 г. в Казани случился страшный пожар. Распространился он от храма святителя Николая Тульского до крепостных стен. Стихия истребила всё на своём пути, включая половину Казанского Кремля. Недалеко от храма сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Наверное, святыня была закопана в последние годы существования Казанского ханства, когда власть в нём захватила крымская династия. Её поддержала та часть татарской местной знати, которая, подобно крымчакам, рассматривала «неверных» соседей как объект работорговли и грабежа. Это, собственно, и побудило Ивана Грозного выступить походом на Казань. А «милость Господня» явилась православным мусульманской части Поволжья тогда, когда потребовалось укрепить их веру – после пожара 1579 года, произошедшего якобы в отмщение за взятие русским царём Казани. Когда, по слову летописца, «вера Христова сделалась притчею и поруганием». На место обретения иконы прибыл архиепископ Иеремия, который перенёс образ в соседнюю Никольскую церковь. Затем Крестным ходом икону перенесли в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иваном Грозным. О ранней истории образа нам известно из бесценного литературно-исторического памятника «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани», созданного в 1594 г. святителем Гермогеном. Именно он – тогда ещё священник Ермолай – был в 1579 г. настоятелем того самого Никольского храма, где совершили первый молебен пред Казанской иконой. Это было время, когда Русь страдала от шаек самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Из оккупированной Москвы патриарх Гермоген начал рассылать во все уголки страны послания с призывом к восстанию и изгнанию вторгшихся на Русь чужеземцев. Когда поднялось восстание, поляки заточили святителя в темницу и потребовали, чтобы он призвал русских ополченцев отойти от города. Святитель отказался, и его заморили голодом, но стойкость патриарха воодушевила всех, кто рвался очистить родину от оккупантов. Распространение посланий Гермогена пошло, как лавина; их переписывали, зачитывали на площадях и в храмах. В Нижний Новгород, близ которого в своей вотчине Мугрееве залечивал раны герой первого – потерпевшего неудачу – ополчения князь Димитрий Михайлович Пожарский, пришёл наказ от патриарха: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы первыми откликнулись на призыв. Соборный протопоп Савва Евфимиев и воевода князь Звенигородский кликнули клич, и стало собираться новое ополчение. Предводителем избрали князя Пожарского. Дмитрий Михайлович повёл новую освободительную армию вверх по Волге, пополняя её в Кинешме, Костроме, Юрьевце-Повольском... Перед походом на Москву второе ополчение три дня провело в посте и покаянной молитве. «И эта пламенная слезно-покаянная молитва была услышана, – пишет святитель Аверкий. – Совершилось чудо спасения нашей Родины, на которое, по человеческим соображениям, нельзя было рассчитывать». 22 октября 1612 г. поляки согласились на переговоры о капитуляции, а через четыре дня освободители вошли в Кремль Крестным ходом, неся пред собой Казанскую икону. На Лобном месте их встречал архиепископ Арсений, держа в руках Владимирскую икону Божией Матери. Так сошлись две величайшие святыни русской земли – одна, прославившаяся в Вышгороде, и другая, явленная в Казани на русской уже Волге. В 1636 г. на Красной площади был возведён знаменитый белокаменный Казанский собор в честь одноимённой иконы. С тех пор её списки становятся особо почитаемыми по всей Руси. В 1709 г. накануне Полтавской виктории Петр I молился с полками пред Каплуновским списком Казанской Божией Матери, захватывающая история которой продолжается и в наши дни. Спустя более столетия от усыпальницы великого русского военачальника будут уходить на фронты ещё одной Отечественной войны защитники Ленинграда, осенённые благословением Богородицы и Сына Божия... Источник: История Руси. Духовность. © Copyright: Оленька Лазарева, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|