Загадочный путч Автор Владимир Сурнин

Татьяна Сердюк: литературный дневник


19 августа 1991 года я семьёй возвращался из отпуска. Ещё утром по радио, а затем и по Центральному телевидению начали передавать тревожные новости. Из сообщений дикторов стало понятно, что в Москве начались какие-то важные события. Если честно, чего-то подобного я ожидал. К тому времени всё информационное пространство было наполнено сообщениями одно хуже другого. В стране всюду наблюдалось падение производства, перебои в снабжении, растущее недовольство в трудовых коллективах. Чувствовалась глубокая неуверенность властей на местах из-за бездействия партийно-государственного руководства, отсутствия твёрдых и ясных директив из Москвы. И вот теперь, кажется, они были приняты. Прозвучало «Заявление Советского руководства», в кого-то вселившее надежды, а в кого-то – страх.
Приехав в Пятигорск, мы сдали на автовокзале вещи в камеру хранения и отправились на гору Машук, к месту дуэли Лермонтова. Эта экскурсия давно входила в наши планы, но лишь теперь мы осуществили задуманное. Под впечатлением от увиденного мы вернулись на автовокзал, где в ожидании автобуса на Минводы я стал смотреть телевизор. Как раз начался показ пресс-конференции ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Бросилось в глаза, как неуверенно держались члены комитета. У исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева дрожали руки, время от времени он доставал из кармана платок и громко сморкался. Заметно были напряжены и другие члены ГКЧП, их ответы на вопросы присутствовавших журналистов были больше похожи на оправдания. Первой мыслью, которая мелькнула у меня после просмотра этого зрелища, было: «Эти ребята всё провалят».
И действыительно, после того, как заговорщики оказались перед лицом сопротивления наиболее активных защитников «демократии» и побоялись ответственности за «большую кровь», их судьба была решена. 21 августа рычаги реальной власти взяли в свои руки сторонники Б.Н. Ельцина. Те, кто хотел спасти социалистическое государство и сохранить социальную справедливость, проиграли тем, кто хотел разрушения, разделения и ничем не ограниченной свободы. Исторя как бы повернулась вспять. Такой опыт в прошлом Европа уже имела, когда после крушения Римской империи в 476 году нашей эры наступил период мрачного средневековья.
То, что было создано и наработано за тысячу лет античностью – великая архитектура, театр, философия, юриспруденция, спорт, удивительные технические решения, сделавшие честь человеческому гению, – всё это было погребено под толщей торжествующего варварства и дикости. Потребовалось ещё тысячу лет, чтобы хоть как-то восполнить потерянное и двинуться дальше. Мне кажется, подобную коллизию предстоит пережить и будущим поколениям. Через пару сотен лет, а может быть и раньше, люди обратятся к опыту погибшей советской цивилизации. И будут удивляться тому, что она сделала, как мы удивляемся до сих пор египетским пирамидам, афинскому Парфенону и водопроводу, «сработанному ещё рабами Рима».



http://www.stihi.ru/2019/09/23/1714



Другие статьи в литературном дневнике: