О святом валентинеО СВЯТОМ ВАЛЕНТИНЕ, КУРТУАЗНОМ МАНЬЕРИЗМЕ И ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ У ДЯТЛА НЕ БОЛИТ ГОЛОВА В последнее время «православный интернет» начал интенсивно готовиться к «празднованию» дня святого Валентина. Никого не оставляет равнодушным этот светлый романтический праздник бумажных «сердечек», подозрительно напоминающих перевёрнутую филейную часть. Поток ругани и критики в сторону этого во всех отношениях сомнительного праздника всё увеличивается и увеличивается. Кажется, в запале православная общественность, включая (увы!) духовенство, уже забыла о простейшей рассудительности и вместе с «современным» праздничком поливает грязью и непроверенной информацией самого святого Валентина. Примером такого вопиющего отношения к святому стало распространение духовенством «фейка» из недобротного источника. Давайте же последуем наставлению апостола Павла ничего не принимать без рассуждения и попытаемся изучить этот информационный ляп. Итак, православные ценители «горяченького» и «клубнички» сообщают нам: «Император Клавдий II издал приказ: «Молодые люди, годные к воинской службе, не имели права жениться (между собой!), так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии». Священник по имени Валентин пошёл наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюблённых (воинов-гомосексуалистов), за что и был приговорён к казни и уже посмертно был признан католиками как святой. День «святого» Валентина активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах, и именно в этот день они заключили первые официальные однополые браки». Ложь первая: День Валентина в истории. Согласно этому пасквилю день Валентина «активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах». Так ли это? Увы, но даже персонаж пошлой комедии «Любовь в большом городе» хорошо знает, что день Валентина стал популярным в США уже в XIX веке и имел там вплоть до середины века ХХ исключительно пуританский характер (первый же день Валентина отмечен в США ещё в 1777 году). В 1847 году Эстер Хоуланд открыла дело по ручному изготовлению валентинок по британским образцам в своём доме в Вустере (штат Массачусетс). Раскрепощение этого праздника связано с таким явлением, которое немецкий социолог Райх назвал «сексуальная революция», подразумевая эмансипацию женского пола (геи тогда были вне закона!). Вообще память святого Валентина праздновалась примерно с IV века. Но любовно-эротический контекст этот день приобретает в конце Средневековья под влиянием рыцарской куртуазной культуры. Согласно преданию (!) первую «валентинку» (бумажное «филейное сердце») изготовил сам герцог Орлеанский в 1415 году (он сидел в темнице и таким образом боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене, как пишет крупнейший исследователь этой сомнительной традиции Henry Ansgar Kelly). К началу ХХ века куртуазность праздника достигла своего предела, превратившись в своеобразный обряд «выбора невесты»: «Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его „Валентиной“, также как и он её „Валентином“, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его „дамой сердца“» (это наш любимый и авторитетный Брокгауз!). В России в начале ХХ века так же хорошо знали этот праздник, правда, тогда он никого не смущал. Итак, возникновение дня Валентина никак не связано с американскими геями. Ложь вторая: Кого венчал святой Валентин? Легенда о тайных венчаниях, совершаемых римским пресвитером Валентином в рядах римской армии, младше исторического Валентина более чем тысячу лет и достаточно путанная. Впервые эту легенду озвучил куртуазный писатель Иаков Ворагинский, автор «Золотой легенды», сборника литературно обработанных легенд и преданий, написанного около 1260 года. Затем история с Валентином приобрела несколько вариантов. Авторов явно не интересовала историчность, главное для них было описания подлинных куртуазных отношений рыцаря и его «дамы сердца» (причём сердце уже здесь напоминало филейную часть). Что же писали эти «усладители» куртуазного вкуса? Согласно «Золотой легенде», в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года. Нелепость и куртуазность этой легенды понятна всем, хоть чуточку думающим людям. Во-первых, император Клавдий был язычником и воины его были язычниками. Внимание, вопрос: никого не смущает, зачем язычникам поп в обозе? Зачем им венчаться? (Кстати, таинство венчание сложилось лишь в VII веке, а не в III!). Во-вторых, священство новозаветное унаследовало от Ветхого Завета запрет на контакт с кровью, поэтому Валентин не мог быть врачом и полевым священником одновременно. Следующая нелогичность граничит с кощунством. Может, кто не знает, но христианскому священству нельзя жениться после принятия сана: или до, или никогда! То есть Валентин предстаёт в этой легенде явным нарушителем канонов, соблазнителем… А правильнее сказать – рыцарем! Да, Валентин «Золотой легенды» — куртуазный рыцарь и всё его поведение куртуазно. Поэтому и умирает он в легенде не как мученик, а как влюблённый – от «чуйств»! Всё-таки средневековая галантность почувствовала несовпадение мотивов и подарила нам ещё один вариант легенды. Согласно этой легенде римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, однажды проводил обряд венчания (ни с того, ни с сего). По доносу все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его венчающиеся. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей. Зрители рыдают!!! Без комментариев… Итак, начнём с того, что Валентин никого не венчал, потому, как и таинства такого не было. Брак заключался гражданскими властями и был юридическим, а не духовным актом. Правда, христиане перед браком шли за благословением к епископу, на этом участие Церкви в первые века ограничивалось. Валентин не венчал и потому, что полевого духовенства в те времена не было, а врачом он быть не мог по каноническим причинам. Наконец, он, безусловно, не венчал гомосексуалистов. За это бы его извергли из сана, а не канонизировали. Всё-таки перед нами не протестантские псевдопастыри, а святой Неразделённой Церкви, где слова Христа воспринимались правильно. Ещё один исторический момент для любителей «фейков»: как раз в эпоху Античности однополые отношения между воинами поощрялись. Считалось, что это укрепляет «братский» дух в бою (армия любовников!) и отвлекает от «пресловутых» женщин! Ложь третья: о поругании святынь. Мы с вами убедились, что распространяемая информация ложна почти во всех пунктах; к ней лишь примешиваются крупицы истины (для правдоподобности!). Главный же удар направлен на самого святого Валентина. Православная Церковь знает двух святых, пострадавших в одно и то же время, носивших имя Валентин и ставших архетипами «Золотой легенды». Во-первых, это священномученик Валентин Интерамнский, память которого мы совершаем 30 июля ст.ст. Во-вторых, это пресвитер мученик Валентин Римский, чья память падает на 6 июля ст.ст. Оба священномученика пострадали за Христа и стали почитаемы во всех поместных Церквях ещё в III – IV веках как великие страдальцы. В последующие времена их память стёрлась, а от житий остались фрагменты, искажённые поздними легендами. А в ХХ веке Валентина Римского католики вообще «деканонизировали» (мол, нет юридических оснований почитать!). Но для нас православных память этих двух светочей и свидетелей истинности Христовой веры должно оставаться немеркнущим сокровищем и великим утешением. Не важно, как вы относитесь к светскому празднику и «филейным» открыткам. Важно сохранять бодрость духа и трезвость ума, чтобы не стать поносителем собственных святынь. Данный материал взят на сайте Русской Православной Церкви (СОБОР ВСЕХ КОЛЬСКИХ СВЯТЫХ ПОСЁЛКА УМБЫ). © Copyright: Ярковая Галина, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|