Кот ЛеопольдКто же в детстве не смотрел добрый мультик про кота Леопольда? Кот Леопольд - интеллигентный, обладающий эстетическим вкусом кот, который носит галстук-бабочку, ходит на задних лапах, читает книжки, ездит на велосипеде, машине и пытается вести переговоры с мышами. Такой кот Леопольд стал настоящей находкой для советской мультипликации, поскольку мультфильм абсолютно добрый, а значит учит детей только добру. Кот Леопольд постоянно говорит только одну фразу: "Ребята, давайте жить дружно!". Первый мультфильм про интеллигентного кота Леопольда вышел в 1975 году и назывался "Месть кота Леопольда". Но этот мультфильм не вышел на экраны, поскольку критики посчитали что «Фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский, дискредитирует партию». Даже озвучка в этой серии кота Леопольда Андреем Мироновым не спасла ситуацию. Сразу же после негативной рецензии на первую серию худсовету была представлена вторая - «Кот Леопольд и золотая рыбка». Но эту серию уже озвучил Геннадий Хазанов. Как ни странно, хотя мультики и снимались одновременно, но эту серию пропустили в эфир и даже не нашли никакой прокитайской направленности. Да и пацифизм в этой серии, как видимо, поугас. Мультик про кота Леопольда приняли и показали по телевидению. Уже скоро все советсткие дети пели песенку кота Леопольда и с нетерпением ждали продолжения мультфильма. Дальше были «Клад», «Прогулка», «День рождения кота Леопольда» и другие серии, но говорили они все уже голосом Александра Калягина. Довольно часто приключения кота Леопольда сравнивают с американским мультфильмом "Том и Джерри", но в отличии от американских коллег, наши мыши и кот Леопольд очень добрые и гуманные. "Биография" кота Леопольда В 1974 году произошла историческая встреча. Режиссера Анатолия Резникова и мэтра советской мультипликации Аркадия Хайта. На волне успеха "Ну, погоди!" у Резникова возникла идея сделать новый игровой трюковой мультфильм. Он придумал образы, ситуации, но поскольку сам был начинающим режиссером, никакой возможности в одиночку осуществить замысел не было: у редакторов мастерской "Экран" и без того был огромный портфель сочинений. Тогда друг Резникова композитор Борис Савельев, знакомый нам по "Радионяне", познакомил его с Хайтом. Так появился на свет кот Леопольд. "Мы сразу уцепились за идею перевертыша - не кот за мышами бегает, а наоборот, - вспоминает Резников. - Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и наконец появилась фраза "Ребята, давайте жить дружно!". Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма". Теперь оставалось только придумать героям имена. Кота Ваську отвергли сразу - слишком банально. Хотелось изобрести что-то недлинное, но запоминающееся. На мысль навел сын Аркадия Хайта, который часто приходил в комнату, где корпели над сценариями старшие. Мальчугану было страшно интересно посмотреть, как увлеченно работают большие дяди, а походя он глазел в телевизор, где показывали "Неуловимых мстителей". В них-то и оказался ключик к имени кота - героя мультфильма назвали в честь отрицательного персонажа полковника Леопольда Кудасова. У мышей, кстати, тоже есть имена: Митя - белый и худенький, Мотя - серый и толстый. Но в фильме они так и не прозвучали. Две первых серии: "Месть кота Леопольда" и "Леопольд и золотая рыбка" были не рисованными. В киностудии такого производства еще не было, и все мультфильмы делали методом перекладок. То есть вырезали огромное количество мелких деталей и героев. Потом на стекле выкладывали "картинки", и, сдвигая их по миллиметру, тем самым создавали движение. В 1976 году после показа на худсовете первой серии мультфильм запретили к показу. Тогдашний главный редактор комиссии госпожа, то есть, конечно, товарищ Жданова вынесла вердикт: фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский и дискредитирующий партию. Объяснения были простыми: почему кот не съел мышей, а предложил им дружбу? Но поскольку к тому времени уже была запущена в работу вторая серия - "Леопольд и золотая рыбка", ее разрешили доделать и даже показали по ЦТ. Горы писем от восторженных зрителей и послужили толчком к возобновлению работы над мультсериалом в 1981 году. Все это время Резников не прекращал работы над "Леопольдом". Собственно, это он один и придумал кота - просто не мог свою затею художественно изложить, в этом ему и помогал Хайт, с которым они сдружились и вместе же получили Госпремию, опередив "Ну, погоди!". Пути биографии Аркадия Хайта очень просты, но вместе с тем он оставил свой след в жизни всех людей - он писал тексты для популярной передачи "Радионяня", фразы из "Ну, погоди!" и "Кота Леопольда" вошли в фольклор, творчество многих известных эстрадных артистов: Хазанова, Петросяна, Винокура - неразрывно связано с его произведениями. Позиция кота Леопольда кажется утопичной, но Аркадий Хайт хотел показать, что такая реакция возможна - возможно не отвечать ударом на удар и "словом злым на слово злое". Уезжать он не собирался, но его сын, художник, закончил в Мюнхене Академию художеств и там остался - родители захотели быть поближе к сыну. От первой ("Месть кота Леопольда") до последней ("Телевизор кота Леопольда" - 1987) серии мультсериалом занимался режиссер Анатолий Резников. Сегодня у него готово 13 новых историй, изданных в красочных книжках, и толстенные альбомы-раскадровки двух серий. Начать работу по их экранизации не позволяет одно - нет денег. Спонсора было нашли, но помешал дефолт. Тем не менее, режиссер не отбрасывает мечту и желание поставить новые мультфильмы. На сегодняшний день сериал состоит из 9 частей. Вспоминаем. "Автомобиль кота Леопольда", "День рождения кота Леопольда", "Клад кота Леопольда", "Кот Леопольд" и Золотая рыбка", "Лето кота Леопольда", "Месть кота Леопольда", "Поликлиника кота Леопольда", "Телевизор кота Леопольда", и, наконец, "Прогулка кота Леопольда". На предварительном этапе утверждения в вышестоящих инстанциях авторов обязали сделать резюме - объяснить, зачем людям смотреть этот фильм. После долгих раздумий была вставлена фраза: ”Ребята, давайте жить дружно!”, которая из идеологической переросла в девиз фильма. «Мой любимый герой - это кот Леопольд, я считаю, что ребята должны жить дружно» - заявил недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко. ”Месть кота Леопольда” целиком озвучивал Андрей Миронов. Его хотели пригласить и на вторую серию, но актер заболел, и все три героя заговорили голосом Геннадия Хазанова. Когда работа над фильмом после некоторого перерыва возобновилась, решили позвать Александра Калягина, который до этого никогда не озвучивал мультики. Его голос звучит в остальных семи сериях. На творческом объединении ”Экран” Калягина прозвали Леопольд Ильич, потому что после озвучки его сразу же пригласили сыграть роль Ленина. С третьей серии к Аркадию Хайту и Анатолию Резникову присоединился художник Вячеслав Назарук. Все трое работали и над сценарием, и над мультипликацией, но чтобы не делить на троих гонорары (около 800 рублей), каждый поставил свою фамилию под официально занимаемой должностью. В середине 80-х годов трех авторов ”Леопольда” выдвинули на Государственную премию. Положенные 15 тысяч они разделили на троих. Но большую часть денег тут же прогуляли в ресторане. Назарук сумел сохранить небольшую сумму, купив чехословацкую люстру из простого стекла и стиральную машину; другие на остатки премии так ничего и не приобрели. Однажды Анатолий Резников и Вячеслав Назарук сидели дома у Аркадия Хайта и работали над очередным сценарием для ”Леопольда”. Зазвонил телефон. На другом конце провода был композитор мультфильма Борис Савельев. Счастливым голосом он заорал в трубку, что написал мелодию для очередной серии и хочет ее проиграть. Включили громкую связь, и зазвучала музыка. После этого Хайт произнес: ”Плохо. Очень плохо”. Обиженный Савельев закричал: ”Ты что, с ума сошел?! Я же ее кровью писал!”. И получил ответ: ”А ты чернилами пиши”. Как-то зашедший на студию, где снимали «Кота Леопольда», гость растерялся – то ли звонить 03, то ли 02. Двое мужчин в возрасте катались по полу, дрались, а потом стали корчить рожи перед зеркалом. Потом выяснилось, что таким образом мультипликаторы прорабатывают каждую сценку фильма, чтобы понять поведение героев и точно передать их движения на картинке. «Кота Леопольда» всегда пытались сравнить с «Томом и Джерри». Анатолий Резников на это говорил: ”Да, и у нас, и у них есть кот и мыши. Ну и что? Вы сможете вспомнить хоть одного героя, который не игрался в мультипликации? Таких персонажей практически нет. Были все: еноты, коровы, цыплята, мыши... Когда мы начинали делать ”Леопольда”, конечно, уже видели ”Тома и Джерри”. Но мы шли по своему пути. Мало того, сын одного из создателей ”Тома” приезжал в начале девяностых в Россию и хотел купить наш мультфильм, но не получилось. Кот и мыши - это же русские герои, которые присутствуют во многих наших сказках. А все приключения ”Леопольда” мы подглядывали в реальной жизни, и никогда - в чужих работах. А художник-постановщик мультфильма Вячеслав Назарук считал так: «Я могу сказать, что наши ”Приключения Леопольда” похожи на ”Тома и Джерри”. Знаете чем? Пластикой, классическим рисунком, мягкими, без колючести движениями. Когда я по приглашению Диснея прилетел в США, уже в аэропорту увидел пестрящие заголовки газет: ”Микки Маус, берегись, - едет Леопольд”. Наш фильм признали на Западе и не считали какой-то подделкой. И в нашем ”Леопольде”, и в их ”Томе и Джерри” основа сюжета - догонялки. Но это же мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то за кем-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации. Но наш мультфильм отличается от ”Тома и Джерри” наличием идеи. Когда студия Диснея была на грани разорения, они стали делать маленькие новеллки, которые можно было смотреть в блоке или по отдельности: увидеть движение, немножко хохотнуть, и все. А у нас в фильме заложена идея, добродетель, к которой мы придем в конце истории». Персонажи Главные персонажи: Кот Леопольд и двое мышей — Серый и Белый. Кот Леопольд Кот Леопольд живёт в доме 8/16. Изображается он как типичный интеллигент: не курит, не пьёт, не повышает голоса. Леопольд настоящий кот-пацифист, и его главное кредо, повторяемое в конце каждой серии — «Ребята, давайте жить дружно». При этом, в первых двух сериях Леопольд всё-таки мстил мышам. Мыши Серый и Белый (Митя и Мотя ) — двое мышей-хулиганов, которым претит интеллигентный и безобидный Леопольд. Они называют его, как правило, «подлым трусом» и постоянно ищут способ ему насолить. В конце каждой серии они раскаиваются в своих происках. В первой серии («Месть кота Леопольда») Серый носит кепку, Белый отличается писклявым голосом. Во второй серии («Леопольд и Золотая Рыбка») Серый уже без кепки. С третьей по десятую серии Серый отличается грузным весом и басовитым голосом, Белый же тощий и писклявый. Кроме того, в первых двух сериях верховодит явно Серый, а Белый «берёт на себя командование» лишь изредка, когда Серому доводится струсить. Но уже начиная с третьей серии очевидный лидер — «интеллектуал и мелкий тиранчик» Белый, а Серый без всякого протеста начинает ему подчиняться. Озвучка В первой серии («Месть Кота Леопольда») все роли были озвучены актером Андреем Мироновым.Его хотели пригласить и на вторую серию («Леопольд и Золотая Рыбка»), но актер заболел, и все три героя заговорили голосом Геннадия Хазанова.С третьей («Клад кота Леопольда») по десятую серию («Автомобиль кота Леопольда») все роли озвучивал Александр Калягин (кроме серии «Интервью с Котом Леопольдом», где вновь прозвучал голос Миронова). Серии Первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и Золотая Рыбка») были созданы техникой перекладывания: герои и декорации создавались на вырезанных кусочках бумаги, которые перекладывались под стеклом. Дальнейшие серии были реализованы с помощью Рисованной мультипликации Первой серией была создана «Месть Кота Леопольда», однако опубликована она была только после 1981 года. Вторая серия («Леопольд и Золотая Рыбка»), создававшаяся параллельно, вышла на экраны в 1975 году. В 1993 году было сделано продолжение «Возвращение кота Леопольда» из четырёх серий. 1975 — Месть кота Леопольда 1975 — Леопольд и золотая рыбка 1981 — Клад кота Леопольда 1981 — Телевизор кота Леопольда 1982 — Прогулка кота Леопольда 1982 — День рождения кота Леопольда 1983 — Лето кота Леопольда 1984 — Кот Леопольд во сне и наяву 1984 — Интервью с котом Леопольдом 1986 — Поликлиника кота Леопольда 1987 — Автомобиль кота Леопольда 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 1 «Просто Мурка» 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 2 «Не всё коту масленица» 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 3 «Суп с котом» 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 4 «Кот в сапогах» Цитаты Несмотря на то, что в сериях очень мало диалогов, отдельные фразы твердо вошли в обиход русского языка. Мыши: «Леопольд, выходи, подлый трус!» «Это мы — мы;шицы…» «Шам-пунь для жир-ных… — Котов…» Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно.» Врач-собака: «Мышите, не мышите.» Создатели Режиссер-постановщик: Анатолий Резников Автор сценария: Аркадий Хайт Композитор: Борис Савельев Интересные факты Кадр из м/ф «Прогулка кота Леопольда» с явной отсылкой на фильм «Белое солнце пустыни». В серии «Прогулка кота Леопольда» присутствует явная отсылка на фильм «Белое солнце пустыни», где пародируется сцена откапывания Саида Суховым. «Кот Леопольд» и «Том и Джерри» «Кота Леопольда» конечно можно сравнивать с «Томом и Джерри», безусловно в обоих мультфильмах главными действующими персонажами являются кот и мышь, одни персонажи пытаются насолить другим, в основе сюжета положена погоня. Художник-постановщик мультфильма Вячеслав Назарук считал так: «Я могу сказать, что наши „Приключения Леопольда“ похожи на „Тома и Джерри“. Знаете чем? Пластикой, классическим рисунком, мягкими, без колючести движениями. Когда я по приглашению Диснея прилетел в США, уже в аэропорту увидел пестрящие заголовки газет: „Микки Маус, берегись, — едет Леопольд“. Наш фильм признали на Западе и не считали какой-то подделкой. И в нашем „Леопольде“, и в их „Томе и Джерри“ основа сюжета — догонялки. Но это же мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то за кем-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации. Но наш мультфильм отличается от „Тома и Джерри“ наличием идеи. Когда студия Диснея была на грани разорения, они стали делать маленькие новеллки, которые можно было смотреть в блоке или по отдельности: увидеть движение, немножко хохотнуть, и все. А у нас в фильме заложена идея, добродетель, к которой мы придем в конце истории». http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1669/ © Copyright: Наталья Исаева Стихи Детям, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|