Родителям гениев. Легко одаренным? Беседа 3Родителям гениев. Легко ли быть одаренным? Вопросы воспитания. СУДЬБА Автор: доктор психологических наук Н.Лейтес, журнал «Семья и школа», 1990 г. № 12
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но об их дальнейшей судьбе гораздо меньше сведений, и они весьма неопределенны, противоречивы. С одной стороны, замечено, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу: «Бывший вундеркинд» (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова или И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет: едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи гимназистом, стал печататься в научных изданиях, в том числе иностранных. «Бывшими вундеркиндами» нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в г. Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик И. Виноградов вспоминает: «Писать и считать выучился в три года. Сам». Таким образом, ранний, «из ряда вон выходящий» подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. Но, с другой стороны, в иных случаях выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным, преходящим. В наших беседах мы уже говорили, что в ходе возрастного развития — наряду с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень — происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей. Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта. Но такая особенность — быстрота начального приобщения к языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития; затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его. Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает; «Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими». По-видимому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка — еще неизвестно. Некоторые дети, начиная опять-таки с дошкольного или младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как показывают наблюдения, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей. Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, скажем, у пятилетнего ребенка, отнюдь не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребенка. Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не будем поэтому слишком уж обольщаться ранними умственными достижениями... Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: «Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..» Но следует ли из всего сказанного, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез? Такой вывод был бы совершенно неверным. Да, выражения «одаренные дети», «одаренные ученики», «вундеркинды» — весьма условные: поскольку речь идет о ребенке, все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного; проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. Но вместе с тем нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность (об этом мы говорили в прошлый раз) далеко не всегда проходит бесследно — она определенным образом сказывается на формирующихся способностях. У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются—необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем. И кто знает, насколько чаще это было бы, если бы мы знали, как учить и воспитывать таких детей? Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее — простор развитию индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и укреплять ранние ростки способностей. Одаренность не готовый дар природы. Неверно предполагать, что способности на основе врожденных задатков могут как бы сами собою «созреть». Формирование и рост интеллекта — это обязательно приобщение к занятиям, к богатствам культуры, это труд ребенка, его настойчивость и увлеченность делом. Иногда высказывается мнение, что чуть ли не все дети с ранним расцветом способностей могли бы стать большими талантами, если бы для них были созданы благоприятные условия. Думается, что такие надежды все же преувеличены: нельзя не учитывать тех различий в темпе созревания, в самом ходе возрастного развития, о которых мы говорили. Итак, нужно всемерно помогать росту интеллекта — но вместе с тем не торопиться с прогнозом и не считать, что расцвет способностей будет зависеть только от обучения и воспитания. К сожалению, распространена точка зрения, будто в раннем и дошкольном возрасте возможность усваивать у детей столь велика, что с помощью усиленного обучения у восприимчивого ребенка можно развить сколь угодно высокие способности. Но неверно думать, что установка «чем раньше (чему-либо обучать ребенка), тем лучше» обоснована во всех случаях. Известный психолог А. В. Запорожец, много сделавший для выявления резервов детского развития и неизменно поддерживавший мысль о том, что маленький ребенок может значительно больше, чем предполагали раньше, вместе с тем указывал и на другое. Он призывал не забывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим мозгом, созревание которого еще не закончилось, особенности которого еще не сложились и возможности которого еще ограниченны,— и поэтому необходимо учитывать не только то, чего ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Он предупреждал об опасности перегрузок и переутомления для здоровья ребенка и дальнейшего хода его развития. Заботясь о росте способностей, нельзя не считаться и с индивидуальной мерой потребности ребенка в умственных занятиях. Особенно важно учитывать устойчивое влечение, тяготение к каким-нибудь видам деятельности — то, что в психологии называют склонностью. Ребенок по-разному может относиться к тому, что делает: к одним видам занятий безразлично или хуже того, к другим — очень заинтересованно. Когда работа настолько нравится, что ребенок хочет заниматься ею снова и снова, и говорят о склонности. Склонности — это тяга, стремление, а способности — это возможности успешно выполнить. Между тем и другим — глубокая взаимосвязь, постоянное взаимодействие: степень увлеченности занятием влияет на его успешность, на мобилизацию ребенком своих умственных возможностей. Вместе с тем — больше нравится, дает большее удовлетворение та деятельность, которая проходит успешнее, к которой растущий человек более способен. Так склонности и способности как бы поддерживают и усиливают друг друга. Обычно склонность идет как бы впереди способностей и становится одним из важных факторов развития. Очень сильная, устойчивая склонность чаще всего свидетельствует и о предпосылках способностей, без них она не могла бы закрепиться, занять важное место в жизни. По имеющимся наблюдениям, наиболее перспективен такой ранний подъем интеллекта, который несет в себе и некоторую направленность, сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определенным областям деятельности. Ведь различия по умственным способностям не сводятся к тому, что одни —более, а другие менее способные. Очень существенно и то, к чему именно обнаруживаются способности. Вместе с тем нужно заметить, что у части детей с высоким уровнем интеллекта выбор специальности может оказаться несвоевременным или неудачным, а при несоответствии индивидуальных склонностей и профессии не бывает расцвета таланта. Ранние ростки способностей могут быть и подавлены, приглушены самыми разными обстоятельствами, не последнее место среди них занимают, увы, неправильные установки родителей. Не всегда им нравится то, чем увлекается ребенок,— а здесь так нужны осторожность и такт... Вот характерный, к сожалению, пример неудачного вмешательства родителей. Девочка с высоким общим развитием охотно занималась в школьном физическом кружке, изучала доступные ей книги по механике, а затем начала мастерить дома достаточно сложную модель двигателя. По отзывам преподавателя физики, у нее при изучении теории, и особенно на практических занятиях, была заметна «техническая жилка». Но родители очень неодобрительно отнеслись к склонности дочери: они считали, что техника, машины — неподходящее занятие для девушки. Они убеждали дочь, что хороший инженер из нее не получится, а все ее начинания в области техники высмеивали. В результате такой «обработки», длившейся многие месяцы, у ученицы стал пропадать интерес к внеклассным занятиям, она разуверилась в основательности своих устремлений и по окончании школы поступила на юридический факультет. Прошли годы: профессия юриста ей не нравится, она считает, что ошиблась с выбором вуза. Теперь она критически относится к тому давлению, которое оказали на нее родители, с болью вспоминает об упущенной возможности заниматься делом, которое нравилось, о тех явных признаках технических способностей, которые у нее обнаружились — и не нашли применения. Далеко не всегда уже в школьные годы отчетливо определяется та область занятий, к которой человек особенно способен и где наиболее вероятны для него творческие достижения. Нередко талант формируется постепенно. Иногда и ярко одаренный человек долго, до самых зрелых лет ищет свое призвание; его талант остается лишь возможностью, если не удается «найти себя» в деятельности. Раньше других, иногда еще до начала подросткового возраста, обретает определенность талант к таким специальным областям, как математика, шахматы (среди ученых, проявивших себя до 20 лет, почти все — математики). Одаренность к таким наукам, как физика, химия и еще более — история, философия, где требуется более широкое общее развитие, гораздо реже бывает вполне установившейся даже к старшему школьному возрасту. Заметим: ранняя специализация—не всегда благо. Людям свойственна широта способностей. Ошибкой было бы думать, что особенностям человека полностью соответствует только какая-то одна определенная профессия. Благодаря общим свойствам интеллекта ребенок может с успехом развиваться по разным направлениям, успешно проявлять себя в нескольких видах работ; кроме того, и сами свойства растущего человека могут изменяться при включении в ту или иную деятельность. И все же для дальнейшего очень важно своевременно определить «главное направление» своих способностей и склонностей, «не разбрасываться», сосредоточить силы в той области деятельности, которая дает наибольшее удовлетворение. Иногда считают, что ради высокого уровня специальных способностей можно пожертвовать другими сторонами познавательных интересов, что ученики со специальной одаренностью вправе плохо учиться по некоторым или даже по многим школьным предметам. Это — неосновательное суждение. Конечно, бывают случаи крайней односторонности дарования; но несравненно чаще специальная одаренность связана с высоким уровнем интеллекта. И отнюдь не редкость — когда у ребенка ярко проявляются разные виды способностей. Именно общее умственное развитие обогащает, укрепляет специфические возможности, может прекрасно сочетаться с ростом специального дарования. Известно, что развитой талант — это не только замечательные способности, но и незаурядная личность. И об интеллекте ученика нужно судить не по тому лишь, насколько быстро он «схватывает», хорошо соображает, но и по проявляемой им самостоятельности, по творческому подходу к применению знаний. Уже в детские годы умственные успехи зависят не только от самих умственных способностей, но и от таких свойств личности, как ее устремления, волевые качества, умение реально оценивать себя. Растущему человеку мало иметь повышенные способности — надо еще уметь управлять ими. Становление таланта требует воли и упорства; подъем творческих сил неотделим от таких черт характера, как инициативность, требовательность к себе. Нужна вера в свои силы — и одновременно самокритичность, когда каждое отдельное достижение не удовлетворяет; нужны самоотверженные усилия, чтобы не успокаиваться на достигнутом. Такое отношение к работе во многом зарождается уже в детские годы. Для становления и развития одаренности исключительно велико значение общей работоспособности, трудолюбия. Нередко бывает так, что ученик достигает результатов ниже своих возможностей только потому, что не привык трудиться, его внимание быстро рассеивается. Некоторые весьма энергично берутся за дело, но скоро «выдыхаются» — им не хватает настойчивости в преодолении трудностей. У тех же, кто действительно умеет использовать свои способности, волевой натиск не только не ослабевает, но даже возрастает при встрече с трудностями и препятствиями. Заблуждением было бы думать, что большие способности освобождают от необходимости работать над собой, что талант якобы заменяет труд. Работоспособность и трудолюбие необходимы, чтобы талант развивался, они будут необходимы и для последующей деятельности; чем талантливее человек, тем больше творчества вносит он в свой труд, и тем, следовательно, напряженней должен быть этот труд. Ведь от трудолюбия ученого зависит не только то, больше или меньше он сделает открытий, но и сможет ли он вообще что-нибудь открыть; от работоспособности изобретателя зависит не только количество его изобретений, но прежде всего — сможет ли он изобретать. Д. И. Менделеев отмечал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». У кого же из выдающихся детей разовьется социально значимый талант? Предвидеть это чрезвычайно трудно: в свойствах их ума еще многое может перемениться под влиянием всевозможных условий — внутренних и внешних. И не только из этой категории учеников, как мы уже отмечали в прошлой статье, вырастают будущие таланты. Но, во всяком случае, некоторые дети с ранними проявлениями умственной одаренности раньше других могли бы становиться учеными, включаться в творческую жизнь. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь и развить у таких детей необычные ростки их способностей. Особые возможности ребенка — ценнейшее достояние общества. Внимание к выдающимся способностям, к таланту, становление которого может начинаться в детстве, никак не противостоит заботе о всех детях и принципам социальной справедливости. Наоборот, такое внимание — одна из сторон гуманного и демократического подхода к детству. Нет никаких оснований сдерживать темп умственного развития наиболее способных школьников. Ученикам, значительно превосходящим ровесников по интеллекту, по своим познаниям, можно разрешить (теперь на этот счет нет никаких запретов) сдавать экстерном за отдельные классы и с опережением заканчивать школу. Зачем, в самом деле, такому ученику «отсиживать» уроки? Пусть он в более старшем классе, соответствующем его развитию, получает умственную нагрузку, которая потребует более напряженной работы и будет привлекательной для него. Но при этом необходимо учитывать особенности личности ученика и предвидеть такую возможность: школьник уже настроен на то, что он умственно сильнее других, что он одаренный; да и многие из окружающих ожидают от него нарастания успехов... А через год-другой обнаружится, что темп его развития замедляется. Это не должно обернуться травмой для растущего человека. На пользу одаренным детям пойдет получающая распространение дифференциация обучения — расширение сети школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов. В перспективе— создание условий для того, чтобы ученики средних и особенно старших классов могли выбирать для себя те или иные учебные предметы (сейчас у нас можно выбирать только факультативы). Надо ли создавать специальные классы или школы для одаренных детей? Некоторый опыт таких школ есть у нас и за рубежом (у нас—по преимуществу—школы математического профиля). Такие школы-интернаты бывают необходимы для детей из сельской местности, где нет условий для более углубленной подготовки. Но когда создаются классы и школы для «избранных», возникают немалые проблемы, в частности, в связи с развитием личности учащихся (могут возникать драмы неудовлетворенности, тщеславия, которые иногда кончаются плачевно). Тут еще предстоит многосторонний анализ накопленного опыта — сопоставление разных типов школ, прослеживание судьбы их воспитанников. По-видимому, требуется дополнительная подготовка воспитателей и учителей для работы с такими детьми. Занятия с ними должны быть увлекающими, творческими; отношение к особым возможностям ребенка — требовательным, но доброжелательным, укрепляющим силы, открывающим перспективы роста. В условиях самой обычной школы многое может получить такой ученик, если найдется Учитель, с которым установится контакт и который будет ценить проявления необычных способностей. Разумеется, найти нужный подход к детям, выделяющимся своими способностями,— непростая задача. Одаренный ученик не меньше, чем любой другой, нуждается в воспитании средствами труда и искусства, в приобщении к общественным делам и интересам. Запросы некоторых учеников, особенно в старших классах, могут превосходить возможности родителей и даже педагогов. Здесь существенную помощь можно ожидать от начавшегося движения ученых разных специальностей и преподавателей вузов, которые стремятся уже среди школьников подбирать себе будущую смену. Дети с незаурядным интеллектом отличаются от многих сверстников не столько по степени, сколько по своеобразию своих возможностей. Обществу нужны люди с самыми разными видами одаренности, и это разнообразие подготавливается, проявляется уже в детские годы. Но не только с точки зрения будущего надо подходить к проявлениям детской одаренности. Главная задача в отношении выдающихся детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть, чего они сумеют достичь в будущем, а в том, чтобы уже теперь, в школе, уровень и характер их умственных занятий соответствовали бы их особенностям. Детство—пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Важно, чтобы и ребенок с признаками особых способностей прожил ее, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Непредсказуема и не всегда счастлива дальнейшая жизнь незаурядного ребенка. Взрослым следует проникнуться чувством ответственности—не торопить, но и не задерживать, не оставлять без поддержки. В одаренность ребенка надо верить, на его будущее — надеяться. |