Родителям гениев. Легко одаренным? Беседа 3

Наталья Исаева Стихи Детям: литературный дневник

Родителям гениев. Легко ли быть одаренным? Вопросы воспитания.


СУДЬБА
ВУНДЕРКИНДОВ



Автор: доктор психологических наук Н.Лейтес, журнал «Семья и школа», 1990 г. № 12





Всем приходилось слышать о вундер­киндах, еще в дошкольные годы поражаю­щих своими удивительными способностя­ми. Но об их дальнейшей судьбе гораздо меньше сведений, и они весьма неопреде­ленны, противоречивы.



С одной стороны, замечено, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Основа­тель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу: «Бывший вундеркинд» (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской ака­демии. Иначе как вундеркиндами не назо­вешь А. Грибоедова или И. Мечникова:



Грибоедов 11-ти лет поступил в Москов­ский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет: едва начав учиться, он писал «сочи­нения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи гимназистом, стал печататься в научных изданиях, в том числе иностранных. «Бывшими вундеркиндами» нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замеча­тельных современников. Известный руко­водитель научного центра в г. Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик И. Виноградов вспоминает: «Писать и счи­тать выучился в три года. Сам». Таким образом, ранний, «из ряда вон выходя­щий» подъем умственных способностей может быть предшественником подлин­ного таланта.



Но, с другой стороны, в иных случаях выдающиеся умственные проявления ре­бенка могут оказаться лишь чем-то вре­менным, преходящим. В наших беседах мы уже говорили, что в ходе возрастного развития — наряду с укреплением и обо­гащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень — происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.



Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта. Но такая особенность — быстрота начального приобщения к языку — нередко характер­на лишь на определенном этапе развития;



затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.



Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый интерес дошколь­ника и младшего школьника к вычисле­ниям, счету в уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает; «Ран­ние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими». По-види­мому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позд­нем возрасте. А проявятся ли они у дан­ного ребенка — еще неизвестно.



Некоторые дети, начиная опять-таки с дошкольного или младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в опериро­вании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как пока­зывают наблюдения, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный, содержа­тельный анализ, такие дети зачастую испы­тывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.



Следует учитывать и такое обстоятель­ство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, скажем, у пятилетнего ребенка, отнюдь не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремле­ния. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково:



возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по дру­гим направлениям. Такая неравномер­ность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальней­шем развитии ребенка.



Таким образом, имеется много возмож­ных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не будем поэтому слишком уж обольщаться ран­ними умственными достижениями...



Известны слова Л. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай на­перед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»



Но следует ли из всего сказанного, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез? Такой вывод был бы совершенно неверным. Да, выра­жения «одаренные дети», «одаренные ученики», «вундеркинды» — весьма услов­ные: поскольку речь идет о ребенке, все эти характеристики имеют значение толь­ко чего-то предварительного; проявив­шиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. Но вместе с тем нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность (об этом мы говорили в прошлый раз) далеко не всегда проходит бесследно — она определенным образом сказывается на формирующихся способ­ностях.



У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные до­стоинства, которые обнаруживаются в пе­риод ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, при­умножаются—необычность этих детей оказывается действительным предвестни­ком их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдержи­вают испытание временем. И кто знает, насколько чаще это было бы, если бы мы знали, как учить и воспитывать таких детей?



Ненадежность прогноза может по­рождать безразличие к детским призна­кам одаренности. А ведь каким бы ни ока­залось будущее — простор развитию ин­дивидуальных особенностей ребенка не­обходим сейчас; надо поддерживать и укреплять ранние ростки способностей.



Одаренность не готовый дар природы. Неверно предполагать, что способности на основе врожденных задатков могут как бы сами собою «созреть». Формирование и рост интеллекта — это обязательно при­общение к занятиям, к богатствам куль­туры, это труд ребенка, его настойчивость и увлеченность делом.



Иногда высказывается мнение, что чуть ли не все дети с ранним расцветом способ­ностей могли бы стать большими талан­тами, если бы для них были созданы бла­гоприятные условия. Думается, что такие надежды все же преувеличены: нельзя не учитывать тех различий в темпе созре­вания, в самом ходе возрастного развития, о которых мы говорили.



Итак, нужно всемерно помогать росту интеллекта — но вместе с тем не торо­питься с прогнозом и не считать, что рас­цвет способностей будет зависеть только от обучения и воспитания.



К сожалению, распространена точка зрения, будто в раннем и дошкольном возрасте возможность усваивать у детей столь велика, что с помощью усиленного обучения у восприимчивого ребенка мож­но развить сколь угодно высокие способ­ности. Но неверно думать, что установка «чем раньше (чему-либо обучать ребен­ка), тем лучше» обоснована во всех слу­чаях. Известный психолог А. В. Запорожец, много сделавший для выявления резервов детского развития и неизменно поддержи­вавший мысль о том, что маленький ребе­нок может значительно больше, чем пред­полагали раньше, вместе с тем указывал и на другое. Он призывал не забывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим мозгом, созре­вание которого еще не закончилось, особенности которого еще не сложились и возможности которого еще ограничен­ны,— и поэтому необходимо учитывать не только то, чего ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тре­нировке, но и то, каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Он предупреждал об опасности перегрузок и переутомления для здо­ровья ребенка и дальнейшего хода его развития.



Заботясь о росте способностей, нельзя не считаться и с индивидуальной мерой потребности ребенка в умственных заня­тиях.



Особенно важно учитывать устойчивое влечение, тяготение к каким-нибудь видам деятельности — то, что в психологии назы­вают склонностью. Ребенок по-разному может относиться к тому, что делает:



к одним видам занятий безразлично или хуже того, к другим — очень заинтересо­ванно. Когда работа настолько нравится, что ребенок хочет заниматься ею снова и снова, и говорят о склонности. Склон­ности — это тяга, стремление, а способ­ности — это возможности успешно выпол­нить. Между тем и другим — глубокая взаимосвязь, постоянное взаимодействие:



степень увлеченности занятием влияет на его успешность, на мобилизацию ребен­ком своих умственных возможностей. Вместе с тем — больше нравится, дает большее удовлетворение та деятельность, которая проходит успешнее, к которой растущий человек более способен. Так склонности и способности как бы поддер­живают и усиливают друг друга. Обычно склонность идет как бы впереди способ­ностей и становится одним из важных факторов развития. Очень сильная, устой­чивая склонность чаще всего свидетель­ствует и о предпосылках способностей, без них она не могла бы закрепиться, занять важное место в жизни.



По имеющимся наблюдениям, наиболее перспективен такой ранний подъем интел­лекта, который несет в себе и некоторую направленность, сочетается с укрепляю­щейся с годами склонностью к определен­ным областям деятельности. Ведь разли­чия по умственным способностям не сво­дятся к тому, что одни —более, а другие менее способные. Очень существенно и то, к чему именно обнаруживаются спо­собности.



Вместе с тем нужно заметить, что у части детей с высоким уровнем интел­лекта выбор специальности может ока­заться несвоевременным или неудачным, а при несоответствии индивидуальных склонностей и профессии не бывает рас­цвета таланта.



Ранние ростки способностей могут быть и подавлены, приглушены самыми раз­ными обстоятельствами, не последнее место среди них занимают, увы, непра­вильные установки родителей. Не всегда им нравится то, чем увлекается ребенок,— а здесь так нужны осторожность и такт...



Вот характерный, к сожалению, пример неудачного вмешательства родителей. Де­вочка с высоким общим развитием охотно занималась в школьном физическом круж­ке, изучала доступные ей книги по меха­нике, а затем начала мастерить дома достаточно сложную модель двигателя. По отзывам преподавателя физики, у нее при изучении теории, и особенно на прак­тических занятиях, была заметна «техни­ческая жилка». Но родители очень не­одобрительно отнеслись к склонности дочери: они считали, что техника, маши­ны — неподходящее занятие для девушки. Они убеждали дочь, что хороший инженер из нее не получится, а все ее начинания в области техники высмеивали. В резуль­тате такой «обработки», длившейся мно­гие месяцы, у ученицы стал пропадать интерес к внеклассным занятиям, она разуверилась в основательности своих устремлений и по окончании школы по­ступила на юридический факультет. Прошли годы: профессия юриста ей не нравится, она считает, что ошиблась с выбором вуза. Теперь она критически относится к тому давлению, которое оказали на нее родители, с болью вспоми­нает об упущенной возможности зани­маться делом, которое нравилось, о тех явных признаках технических способ­ностей, которые у нее обнаружились — и не нашли применения.



Далеко не всегда уже в школьные годы отчетливо определяется та область заня­тий, к которой человек особенно способен и где наиболее вероятны для него твор­ческие достижения. Нередко талант фор­мируется постепенно. Иногда и ярко ода­ренный человек долго, до самых зрелых лет ищет свое призвание; его талант оста­ется лишь возможностью, если не удается «найти себя» в деятельности.



Раньше других, иногда еще до начала подросткового возраста, обретает опреде­ленность талант к таким специальным областям, как математика, шахматы (сре­ди ученых, проявивших себя до 20 лет, почти все — математики). Одаренность к таким наукам, как физика, химия и еще более — история, философия, где требу­ется более широкое общее развитие, гораздо реже бывает вполне установив­шейся даже к старшему школьному возрасту.



Заметим: ранняя специализация—не всегда благо. Людям свойственна широта способностей. Ошибкой было бы думать, что особенностям человека полностью соответствует только какая-то одна опре­деленная профессия. Благодаря общим свойствам интеллекта ребенок может с успехом развиваться по разным направле­ниям, успешно проявлять себя в несколь­ких видах работ; кроме того, и сами свойства растущего человека могут изме­няться при включении в ту или иную деятельность. И все же для дальнейшего очень важно своевременно определить «главное направление» своих способно­стей и склонностей, «не разбрасываться», сосредоточить силы в той области деятель­ности, которая дает наибольшее удовле­творение.



Иногда считают, что ради высокого уровня специальных способностей можно пожертвовать другими сторонами позна­вательных интересов, что ученики со спе­циальной одаренностью вправе плохо учиться по некоторым или даже по многим школьным предметам. Это — неоснова­тельное суждение. Конечно, бывают слу­чаи крайней односторонности дарования;



но несравненно чаще специальная одарен­ность связана с высоким уровнем интел­лекта. И отнюдь не редкость — когда у ребенка ярко проявляются разные виды способностей. Именно общее умственное развитие обогащает, укрепляет специфи­ческие возможности, может прекрасно сочетаться с ростом специального даро­вания.



Известно, что развитой талант — это не только замечательные способности, но и незаурядная личность.



И об интеллекте ученика нужно судить не по тому лишь, насколько быстро он «схватывает», хорошо соображает, но и по проявляемой им самостоятельности, по творческому подходу к применению знаний. Уже в детские годы умственные успехи зависят не только от самих умствен­ных способностей, но и от таких свойств личности, как ее устремления, волевые качества, умение реально оценивать себя. Растущему человеку мало иметь повышен­ные способности — надо еще уметь управ­лять ими.



Становление таланта требует воли и упорства; подъем творческих сил неот­делим от таких черт характера, как ини­циативность, требовательность к себе. Нужна вера в свои силы — и одновремен­но самокритичность, когда каждое отдель­ное достижение не удовлетворяет; нужны самоотверженные усилия, чтобы не успо­каиваться на достигнутом. Такое отноше­ние к работе во многом зарождается уже в детские годы.



Для становления и развития одарен­ности исключительно велико значение общей работоспособности, трудолюбия. Нередко бывает так, что ученик достигает результатов ниже своих возможностей только потому, что не привык трудиться, его внимание быстро рассеивается. Неко­торые весьма энергично берутся за дело, но скоро «выдыхаются» — им не хватает настойчивости в преодолении трудностей. У тех же, кто действительно умеет исполь­зовать свои способности, волевой натиск не только не ослабевает, но даже воз­растает при встрече с трудностями и пре­пятствиями.



Заблуждением было бы думать, что большие способности освобождают от необходимости работать над собой, что талант якобы заменяет труд. Работоспо­собность и трудолюбие необходимы, чтобы талант развивался, они будут необ­ходимы и для последующей деятель­ности; чем талантливее человек, тем больше творчества вносит он в свой труд, и тем, следовательно, напряженней дол­жен быть этот труд. Ведь от трудолюбия ученого зависит не только то, больше или меньше он сделает открытий, но и сможет ли он вообще что-нибудь открыть; от работоспособности изобретателя зависит не только количество его изобретений, но прежде всего — сможет ли он изобре­тать.



Д. И. Менделеев отмечал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».



У кого же из выдающихся детей разовь­ется социально значимый талант? Предви­деть это чрезвычайно трудно: в свойствах их ума еще многое может перемениться под влиянием всевозможных условий — внутренних и внешних. И не только из этой категории учеников, как мы уже отмечали в прошлой статье, вырастают будущие таланты. Но, во всяком случае, некоторые дети с ранними проявлениями умственной одаренности раньше других могли бы становиться учеными, включать­ся в творческую жизнь. Нельзя пренебре­гать заботой о том, чтобы сберечь и раз­вить у таких детей необычные ростки их способностей. Особые возможности ре­бенка — ценнейшее достояние общества.



Внимание к выдающимся способностям, к таланту, становление которого может начинаться в детстве, никак не противо­стоит заботе о всех детях и принципам социальной справедливости. Наоборот, такое внимание — одна из сторон гуман­ного и демократического подхода к дет­ству. Нет никаких оснований сдерживать темп умственного развития наиболее способных школьников. Ученикам, значи­тельно превосходящим ровесников по интеллекту, по своим познаниям, можно разрешить (теперь на этот счет нет ника­ких запретов) сдавать экстерном за от­дельные классы и с опережением заканчи­вать школу. Зачем, в самом деле, такому ученику «отсиживать» уроки? Пусть он в более старшем классе, соответствующем его развитию, получает умственную на­грузку, которая потребует более напря­женной работы и будет привлекательной для него. Но при этом необходимо учиты­вать особенности личности ученика и предвидеть такую возможность: школьник уже настроен на то, что он умственно сильнее других, что он одаренный; да и многие из окружающих ожидают от него нарастания успехов... А через год-другой обнаружится, что темп его развития за­медляется. Это не должно обернуться травмой для растущего человека.



На пользу одаренным детям пойдет получающая распространение дифферен­циация обучения — расширение сети школ и классов с углубленным изучением от­дельных предметов. В перспективе— создание условий для того, чтобы ученики средних и особенно старших классов могли выбирать для себя те или иные учеб­ные предметы (сейчас у нас можно выби­рать только факультативы).



Надо ли создавать специальные классы или школы для одаренных детей? Некото­рый опыт таких школ есть у нас и за рубе­жом (у нас—по преимуществу—школы математического профиля). Такие школы-интернаты бывают необходимы для детей из сельской местности, где нет условий для более углубленной подготовки. Но когда создаются классы и школы для «избранных», возникают немалые проблемы, в частности, в связи с развитием личности учащихся (могут возникать драмы неудовлетворенности, тщеславия, которые иногда кончаются плачевно). Тут еще предстоит многосторонний анализ накопленного опыта — сопоставление раз­ных типов школ, прослеживание судьбы их воспитанников.



По-видимому, требуется дополнитель­ная подготовка воспитателей и учителей для работы с такими детьми. Занятия с ними должны быть увлекающими, твор­ческими; отношение к особым возмож­ностям ребенка — требовательным, но доброжелательным, укрепляющим силы, открывающим перспективы роста. В усло­виях самой обычной школы многое может получить такой ученик, если найдется Учитель, с которым установится контакт и который будет ценить проявления не­обычных способностей.



Разумеется, найти нужный подход к детям, выделяющимся своими способ­ностями,— непростая задача. Одаренный ученик не меньше, чем любой другой, нуждается в воспитании средствами труда и искусства, в приобщении к обществен­ным делам и интересам. Запросы неко­торых учеников, особенно в старших клас­сах, могут превосходить возможности родителей и даже педагогов. Здесь су­щественную помощь можно ожидать от начавшегося движения ученых разных спе­циальностей и преподавателей вузов, которые стремятся уже среди школьников подбирать себе будущую смену.



Дети с незаурядным интеллектом отли­чаются от многих сверстников не столько по степени, сколько по своеобразию своих возможностей. Обществу нужны люди с самыми разными видами одарен­ности, и это разнообразие подготавли­вается, проявляется уже в детские годы.



Но не только с точки зрения будущего надо подходить к проявлениям детской одаренности. Главная задача в отношении выдающихся детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть, чего они сумеют достичь в будущем, а в том, чтобы уже теперь, в школе, уровень и характер их умственных занятий соответствовали бы их особенностям. Детство—пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Важно, чтобы и ребенок с при­знаками особых способностей прожил ее, получая радость от полноты и своевре­менности приложения своих сил.



Непредсказуема и не всегда счастлива дальнейшая жизнь незаурядного ребенка. Взрослым следует проникнуться чувством ответственности—не торопить, но и не задерживать, не оставлять без поддержки. В одаренность ребенка надо верить, на его будущее — надеяться.


Другие статьи в литературном дневнике: