Аферисты от имени банков списывают у владельцев ка

Радость Натали: литературный дневник

Аферисты от имени банков списывают у владельцев карт миллионы
12 августа 2019
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Анастасия Гнединская


"Вас беспокоят из службы безопасности банка. По вашей карте зафиксирована попытка перевода денежных средств в Сингапур…" С этой фразы может начинаться разговор сотрудника финансовой организации с клиентом. А может — мошенника с потенциальной жертвой. На сегодняшний день звонок от "представителя банка" — самая распространенная схема, которой пользуются аферисты, чтобы получить доступ к чужим кредитным картам. Для убедительности преступники могут сообщить ваш остаток на счете, банкомат, в котором вы в последний раз снимали деньги. И вы им верите.


На днях телефонные мошенники установили своеобразный антирекорд — с карты москвича по такой схеме они сняли 3,5 миллиона рублей. Как не стать жертвой аферы — в материале РИА Новости.



"Украли 140 тысяч рублей"


Две недели назад актрисе театра и кино Александре Верхошанской позвонили "из службы безопасности банка ВТБ". Точнее, девушка в трубке сообщила, что она сотрудница этой финансовой организации. Роль оператора call-центра собеседница играла настолько хорошо, что даже Александра, привыкшая перевоплощаться на сцене, не заметила подвоха. Обратились по имени-отчеству. На экране мобильного высветился номер банка.


— "Оператор" спросила, осуществляла ли я несколько минут назад перевод в Самару. Причем назвала сумму, которую накануне мне перечислили из театра в качестве зарплаты. Я удивилась, ведь в тот день никаких операций с картой не проводила. Тогда девушка заявила, что доступ к моему счету, видимо, получили мошенники. И прямо сейчас они пытаются украсть деньги. "Мы можем отменить операцию, но для этого вы должны озвучить код, который придет вам в СМС", — обнадежила Александру собеседница.



Саша хотела положить трубку, перезвонить в банк самостоятельно. Но "оператор" все время торопила, убеждала, что деньги в течение нескольких минут уйдут злоумышленникам. Надо действовать быстро. В итоге Александра дважды назвала коды из СМС.


— Я не самый доверчивый человек. Но то, что звонившая обратилась ко мне по имени-отчеству, озвучила остаток на моей карте, меня подкупило. Очнулась я, только когда связь оборвалась. Тут же перезвонила в банк и узнала, что у меня украли 140 тысяч рублей. Причем сто сняли с кредитного счета.


Александра сразу же написала заявление в полицию. Там пообещали завести дело, перезвонить. Но на связь до сих пор никто не вышел. В банке отменить транзакцию также отказались, сославшись на то, что код для проведения операции пострадавшая назвала аферистам сама. "Друзья, работающие в банковской сфере, сказали, что мне еще повезло. Мол, некоторые таким образом теряли деньги, которые выручили, продав квартиру или машину", — успокаивает себя Александра.



Звонок из "службы безопасности банка" на сегодняшний день — одна из самых распространенных мошеннических схем. Работает безотказно: мало кто успевает сориентироваться, когда тебя уверяют, что деньги вот-вот уйдут. К тому же аферисты прекрасно мимикрируют под сотрудников службы безопасности. Они знают не только паспортные данные владельцев карт, но и остаток на счете, могут назвать, в каком банкомате вы в последний раз снимали деньги. Многие пострадавшие вспоминают: на заднем плане они даже слышали звуки call-центра, просьбы "оставаться на линии" и "оценить работу оператора".


Евгению Кротову (фамилия изменена), IT-специалисту из Москвы, позвонили в самое неудобное время, утром, когда нужно было выбегать на работу. Он уверен: если бы накануне не прочитал об этой схеме развода в соцсетях, точно бы попался. А так записал беседу на диктофон:


— Здравствуйте, Евгений Евгеньевич. Вас беспокоит отдел финансового мониторинга Сбербанка России, младший специалист Александр, — подставной оператор говорит казенными фразами, голос уставший. — Семь минут назад у нас был зафиксирован вход в ваш аккаунт Сбербанк-онлайн на территории Сочи. Подскажите, данный вход выполняете вы?


— Нет, — отвечает Евгений.


— Также после входа фиксируется попытка перевода денежных средств на сумму две тысячи рублей на электронный киви-кошелек. Имя получателя — Анатолий Бережин. Данный перевод подтверждать или отменять?


— Отменяйте, я переводов не делал, — продолжает подыгрывать Евгений.


— Фиксирую ваш ответ. Проинформируйте меня, вы карту нашего банка теряли?


— Нет.


— Третьим лицам ее передавали?



— Нет.


— Интернет-покупки часто совершаете по картам нашего банка?


— Нет, не часто, — Евгений с трудом подавляет смех. Но "оператор" не сдается.


— Информацию я зафиксировал. Сейчас мне нужно вас идентифицировать как клиента нашего банка, чтобы отменить данную операцию о списании. Для этого предоставьте либо номер вашего договора, либо номер вашей карты — как вам будет удобнее.


— Нет, такие данные я по телефону не предоставляю.


— Смотрите, если мы сейчас не идентифицируем вас, мы не сможем отменить данный перевод, и в течение трех минут у вас спишут две тысячи рублей. Вы это понимаете?


— Да, да, пусть списывают… — Евгений кладет трубку.


"Пройдите биометрическую идентификацию по телефону"


Это классический сценарий развода. Но есть и другие. Например, маме Андрея Громова аферисты представились "сотрудниками правительства Москвы". Обратились по имени-отчеству, обрадовали, что в качестве компенсации ей причитаются 13 тысяч рублей. Пенсионерка так опешила, что даже не запомнила за что. Далее мошенники попросили продиктовать номер карты, чтобы перевести деньги.


— Причем у преступников были не только паспортные данные мамы, но и мои. Примерно в середине разговора у нее возникли сомнения в порядочности звонивших. Сказала, что хочет посоветоваться с сыном. "Громовым Андреем Александровичем? Он в курсе. Мы ему уже звонили", — ответили в трубке. И это окончательно убедило маму, что с ней говорят честные люди из правительства Москвы, — горько иронизирует Андрей.


Опомнилась пенсионерка через пятнадцать минут, но этого времени мошенникам хватило, чтобы перевести с ее счетов (не только пенсионного, но и других) порядка 200 тысяч рублей. А вот в банке пострадавшим еще семь дней не могли выдать справку о движении денег на счете, требующуюся для возбуждения уголовного дела.


Москвичу Филиппу Высоцкому мошенники даже не потрудились звонить — просто прислали СМС. Но выбрали очень "удачное" время — пять утра.


— Меня разбудило сообщение якобы от моего банка. В нем говорилось, что на данный момент кто-то пытается снять с моей карты 100 долларов наличными. Потом пришло предупреждение о следующей операции на ту же сумму. В третьем было сказано: "Если транзакцию осуществляете не вы, отправьте цифру "1" на этот номер". Филипп уточняет: если бы его попросили прислать некий четырехзначный код, он бы распознал мошенническую схему. Но здесь просто была безобидная единица. В итоге со счета у него дважды сняли по сто долларов, причем операцию проводили в банкомате на Филиппинах.


Филиппу в итоге повезло: деньги банк через месяц вернул. "Я так и не понял, по какой схеме в моем случае работали мошенники. Мне лишь объяснили, что ранее я скомпрометировал свою карту".


А вот заявление в полицию еще от одного пострадавшего. Ему посоветовали защитить карту с помощью процедуры биометрической идентификации данных.


"В 19:44 мне поступил звонок с того же номера. Звонившая представилась: сотрудница Сбербанка Мила. Предложила пройти биометрическую идентификацию по телефону. В ответ на мой вопрос, чем она может подтвердить, что является сотрудницей банка, назвала номер моей карты, баланс на ней и мои паспортные данные: ФИО, серию и номер документа, а также указала, что я владею еще одной картой в другом банке. Я поверил ей и согласился на запись биометрии. Во время процедуры меня соединили с голосовым роботом, который попросил назвать пароль из СМС-сообщения и CVV-код с обратной стороны карты. Далее "Мила" проинформировала, что в течение десяти минут карта будет недоступна, а для проверки спишется сумма и вернется на счет. В 21:50 я попробовал зайти в свой аккаунт через персональный компьютер и обнаружил, что логин и пароль изменены неизвестными. А с моей карты списали 3636 рублей".


"Ваши данные мошенники покупают за копейки"


Все схемы объединяет одно — аферисты располагают персональными данными владельцев карт. Это не так уж и сложно — в теневом сегменте интернета торговля такой информацией процветает. Месяц назад на сайте РИА Новости было опубликовано большое расследование на эту тему. https://ria.ru/20190701/1555979096.html


Всего за полторы тысячи рублей обозреватель агентства купила полное досье на себя, в котором были данные как российского, так и загранпаспорта, адрес прописки, даже фото из этих документов. На том же сайте предлагали приобрести сведения о счетах в банках, информацию о балансе карты, о последних операциях, о том, в каком банкомате человек снимал деньги и сколько.


Впрочем, телефонные мошенники предпочитают пользоваться базами данных, которых на специализированных форумах масса.


— Можно купить "готовую" базу, а можно заказать по конкретным параметрам, например "вкладчики Сбербанка с остатком на карте 50 тысяч рублей". Есть предложения по ВИП-клиентам, выборка по определенному региону, городу, — объяснил РИА Новости эксперт по системам предотвращения утечек данных, основатель и технический директор компании DeviceLock Ашот Оганесян. — Причем эти сведения мошенники покупают за гроши. Одна запись стоит от 70 до 120 рублей — за совсем уж эксклюзивные подборки. Вечером ты заказываешь базу, утром тебе присылают архив. Занимаются этим инсайдеры из числа сотрудников финансовых организаций — как действующие, так и бывшие.


Еще меньше сил аферисты тратят на то, чтобы при звонке у жертвы на мобильном высвечивался реальный номер банка. "Множество АТС позволяют осуществлять звонки с подменой А-номера. Раньше это было проблематично из-за сложного телекоммуникационного оборудования. Теперь — дело пяти минут. Подобные услуги также предоставляют на всевозможных нелегальных форумах в интернете".


Стоит услуга копейки. "За подключение к серверу просят тысячу рублей, звонок на любой номер России — 12 рублей. Оплата в биткоинах, — озвучивает реальное предложение с теневого сайта Оганесян. — Получается, что за сто рублей они покупают одну запись из банка, еще 12 тратят на звонок. В 150 рублей укладываются. При этом обманным путем снимают у людей сотни тысяч".


"Перевел по ошибке, верните"


Впрочем, знать ваши данные мошенникам вовсе необязательно. Екатерине Савельевой (фамилия изменена) пришло СМС о переводе десять тысяч рублей с незнакомого номера. Отправителем значился некий Мурад Х. Спустя несколько минут с этого номера перезвонили, собеседник начал заверять, что он хотел сделать перевод племяннику, но ошибся. Всего на одну цифру. Деньги слезно просил вернуть.


"Все родственники уговаривали меня так и сделать, мол, ошибиться может каждый. Но я все же решила обратиться в банк, где перевод аннулировали. Уже потом узнала, что, если бы вернула деньги, могла стать фигурантом уголовного дела", — заключает Екатерина.


Перевод денег с незнакомого номера — еще одна популярная схема обмана. Как объясняет руководитель отдела анализа защищенности компании "Информзащита" Виталий Малкин, есть два сценария развития ситуации. Первый — самый простой, что называется, на дурака.


— Вам приходит СМС о том, что на телефон зачислена энная сумма, обычно небольшая — две-три тысячи рублей. Спустя еще несколько минут вам звонит незнакомец и уверяет, что ошибся. Деньги просит вернуть. Не каждый решит проверить баланс. Многие возвращают. А оказывается, мошенники просто подделали СМС от сотового оператора, — говорит Малкин.


Вторая схема — более опасная. Переводят крупную сумму, и деньги действительно приходят на счет.


— Обычно в этом случае используют чужую карту, зачастую украденную. С одной стороны, таким образом отмывают деньги. Но в итоге если владелец украденной карты обратится в суд, сумму будут взыскивать именно с вас. И фигурантом уголовного дела станете именно вы, — уточняет эксперт.


Есть и другой вариант: мошенник дает объявление о продаже товара в интернете, указывает номер вашей карты. И через некоторое время вам начинают сыпаться переводы от незнакомых людей — тех самых покупателей. Затем вам звонит аферист и просит вернуть деньги — мол, перевел по ошибке. Вы возвращаете. А в итоге реальный покупатель, который так и не дождался своего товара, подает на вас в суд.


Еще одну схему описал блогер Леонид Фадеев:


"Сегодня утром мне позвонили на сотовый телефон. Женский голос автоинформатора сообщил, что меня беспокоят из Сбербанка. "Собеседница" акцентировала внимание на том, что наш разговор записывается, после чего спросила: "Могу ли я услышать Фадеева Леонида Вячеславовича?" Далее последовала пауза для записи моего ответа. <…> Когда мне позвонили в следующий раз, я стал слушать, какие еще будут вопросы. Автоматическая женщина попросила меня назвать число, месяц и год рождения".


Леонид замешкался, стал мямлить что-то невнятное. Тогда уже "человеческий" голос уточнил, что его плохо слышно, попросил повторить фразу. В этот момент блогер понял, что его хотят обмануть, и сбросил вызов.


Как объясняет Виталий Малкин, эта схема достаточно новая. Появилась после того, как банки начали внедрять механизмы идентификации по голосу.


— Преступники записывают ваши ответы, после чего звонят в банк и от вашего имени пытаются совершить мошеннические действия либо выведать у оператора необходимые данные о вашей карте, например остаток по счету, количество карт. Получив эти сведения, они могут повторно позвонить держателю карты и попытаться его обмануть, — говорит Малкин.


К слову, записывать конкретные фразы необязательно. "Есть системы, которые на основе некоего набора голосовых данных синтезируют голос. Потом аферист произносит слова, а они звучат вашим голосом".


Как не стать жертвой


Чтобы не потерять деньги, эксперты в сфере интернет-безопасности советуют:


— ни в коем случае не сообщайте никаких данных банковской карты или личного кабинета по телефону. И неважно, кто звонит: "сотрудник отдела финансового мониторинга", "оператор call-центра правительства Москвы", "представитель налоговой службы". Помните, у настоящих сотрудников финансовых организаций, где вы оформляли карту, все эти данные есть;


— если вам звонят из банка, скажите, что вы сами перезвоните и положите трубку. Только набрав номер самостоятельно, вы можете быть уверены, что не разговариваете с мошенником;


— занесите в память телефона номера вашего персонального менеджера или call-центра банка;


— о любых сомнительных зачислениях на счет сообщайте оператору кредитной организации.






Другие статьи в литературном дневнике: