Новорожденный ребёнок в первый месяц жизни

Радость Натали: литературный дневник

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни.
Информация из книги по уходу за ребенком.
Ссылка:



Новорожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он спосо­бен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимо­сти моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!
Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший по­тенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнско­го молока, но ведь это пятая часть массы его тела!
Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Сто­ит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Кап­ните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмоки­вать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откаш­ляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху мо­лока, связанному для него с приятными ощущениями.
Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже харак­тер!
Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.
Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить на­личие основных рефлексов:
— «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
— «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
— «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.
Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш но­ворожденный ребенок - в норме.
Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положи­тельных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные ре­флексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, об­щение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ре­бенок должен ощущать заботу.
Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.
В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.
Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлини­ки. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать само­стоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая полу­чается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волно­ваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.
Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребе­нок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.
Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.
Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хруп­кий и нежный, маленький.
Нельзя поднимать ребенка за руки.
Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.
Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на ле­вой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.
Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.
С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ре­бенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме. Бы­вает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.
В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его оде­жду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами нару­жу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.
Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, дви­жения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - вре­менами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздраже­ние в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно на­зывают это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.
Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медлен­но и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.
То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантимет­ров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.
Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - осо­бенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячи­вается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпук­лость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, ко­торая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, не­замедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают слу­чаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.
Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легко­мысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.
Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).
Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует проти­рать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.
Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части го­ловы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрач­ные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очи­щать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным рас­тительным маслом и только после купания ребенка.
Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.
Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни
Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, хо­дят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излиш­не. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хоро­шо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.
С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Го­ворите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интона­ции, ласковый тон от строгого отличит.
Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), ста­райтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Ко­нечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.
Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни
Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксиро­вать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое вре­мя не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на од­ном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...
Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выраже­ние вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомен­дации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?
Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чув­ствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Пони­мание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощу­щений.
Осязание новорожденного в первый месяц жизни
У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все ор­ганы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено эксперимен­тально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувство­вать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирова­ния органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ре­бенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.
Пеленание новорожденного
Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие та­зобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.
Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного разви­тия тазобедренных суставов.
Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проло­жив между ножками ребенка, под подгузником.
Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу го­ловы, и важно не допустить "перегрева".
Грудное вскармливание новорожденного
Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конку­ренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне кон­куренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вы­звал заболевание малыша.
Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обо­их: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.
Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указатель­ным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдви­нется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только со­сок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилакти­ка срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. По­мочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывает­ся приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слиш­ком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голо­ву.
Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько ми­нут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосатель­ные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на ми­нутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.
Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и груп­пу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать по­том, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирую­щих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.
В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.
Обычный ритм кормлений новорожденного — 7 раз в сутки, через три часа с ночным пере­рывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), же­лательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ре­бенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потреб­ности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормле­ния, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определен­ное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.
Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстя­ки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если воз­никло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополни­тельных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в пер­вые годы жизни и проявляются во взрослый период.
Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, пото­му что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.
Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного при­способления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца дол­жен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.
Что естественно и что тревожно
1. Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!
2. В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остает­ся влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же може­те до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.
3. Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, напри­мер, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относи­тельно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни по­сле того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ре­бенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!
Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни
К концу 1 месяца жизни новорожденный:
Вздрагивает и мигает при резком звуке.
Например, с 9-11 дня , ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделя­ми жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредото­чению.
К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосре­доточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Ма­лыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположен­ных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или иг­рушку.
В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на жи­вотик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положи­тельных эмоций!
Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще от­срочена на несколько секунд.
Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут под­ражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
Движения еще не координированы.
Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбу­ждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!
Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто про­ветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новоро­жденных и рахита. Зимой через стекло тоже проходит некоторое количество солнечных лучей.


Как хранить сцеженное молоко.


Запах у замороженного молока в любом случае изменится, не пугайтесь, это нормально.


В холодильнике сутки, в морозилке три месяца. Баночки из под питания можно, только прокипятите эти баночки. Так советуют врачи.
Хранила в авентовских контейнерах (шли с молокоотсосом), а также в бутылочках и в обычных стеклянных баночках из-под пюре, сверху обязательно писала дату сцеживания. Контейнеры, бутылочки и баночки с молоком заворачивала в полиэтиленовый пакет для надежности и для чистоты и сначала остужала в верхнем отделении холодильника, и только потом ставила в морозилку.
Хранить в морозилке можно хранить до 6 мес, размораживать в холодильнике или в теплой воде, нельзя в микроволновке. В холодильнике до 12 часов можно хранить.


Информация из книги по уходу за ребенком.
Эти запасы очень пригодились, когда попала в больницу, а муж малыша кормил тем молоком..
Запасы замороженного молока постоянно обновляю. Все, что стоит сутки, замораживаю, а три месяца в морозилке - скармливаю, а вместо него сцеживаю свежее.


Пусть ваш малыш растет здоровым!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.12.2016. Новорожденный ребёнок в первый месяц жизни