Хрустальный голос Веры Ильиничны Матвеевой

Радость Натали: литературный дневник

Будет ласковый дождь...




Всё утро в голове звучат песни Веры Матвеевой.
И вдруг я вспомнила, что это совсем не случайно. 23 октября – день её рождения. Песни Веры Ильиничны Матвеевой и её голос – хрустальный колокольчик, помогают мне жить на протяжении вот уже 20 лет. Знакомство с её творчеством даёт понять, что важное в жизни, а что второстепенное. Теперь ей было бы уже больше шестидесяти лет, однако она умерла 11 августа 1976 года от рака. Но её песни всегда были песнями оптимиста. И это главное!


А вот эти строчки из её песни "ОБЛЕТАЮ" стали для поклонников её творчества знаковыми:


"...Ничего, что я растаяла -
В песнях вам себя оставила..."


Знакомство с её голосом, с её творчеством началось много лет назад в КСП на Киевской, где я училась играть на гитаре, а занятия вёл уже и тогда знаменитый Александр Костромин. Тогда же мне посчастливилось купить две пластинки с песнями Веры Матвеевой и книгу её стихов и воспоминаний её близких людей, а потом и познакомиться с некоторыми из них, в том числе и с сестрой Веры Ильиничны – с Ольгой Ильиничной. Благодаря их рассказам, я прониклась ещё большими уважением и любовью к Вере Ильиничне Матвеевой.


Родилась Вера Ильинична 23 октября 1945г. в семье военнослужащего в Хабаровском крае в г. Куйбышевка-Восточная Амурской области (ныне г. Белогорск). Необыкновенная одарённость Веры начала проявляться с младенчества, окружающие удивлялись и прочили ей артистическое будущее. В детстве Вера вместе со своей младшей сестрой Ольгой училась играть на фортепиано, сначала на дому у старенькой учительницы, а затем в музыкальной школе города Химки Московской области, куда семья переехала на постоянное местожительство.



Вера Ильинична исполняла, главным образом, песни на свои стихи, а также на стихи любимых ею поэтов: Б.Окуджавы, Н.Заболоцкого, Д.Самойлова, К.Библа и некоторых других.



Не только меня очаровали песни Веры Ильиничны Матвеевой. Вот что пишет Марина Гордон в своей статье «ЛЮБОВЬ, МОЯ ПТИЦА, КРЫЛА НЕ СЛОМАЙ...»*:


«…Ее песни хочется слушать без конца, перелистывать, словно акварели. В них бьется живая поэзия: как пульс, как ветка на мартовском ветру, как чистый ключ в густом сумраке леса. Они скорее явление природы, чем словесности. Поэтому слушать их надо в тишине… …Считается, что фортепиано — трудный инструмент, и тому, кто его освоил, гитара нипочем, а посему многие дипломированные дарования впоследствии относятся к шестиструнке без особого пиетета. Мало кому дано превратить аккомпанемент в беседу, и лишь единицам — в волшебство. Вере это удавалось. «Снять» ее мелодию несложно, аккорды простые, но сделать так, чтобы она звучала, очень трудно. Куда-то исчезает легкость, звуки становятся тяжеловесными, теряется прозрачность. Получается самая обыкновенная музыка. Б-г знает, в чем тут загвоздка. Может, в особом, обостренном восприятии бытия, свойственном поэтам по рождению. Может быть, в предчувствии, в той самой интуиции судьбы, которая почти каждую Верину песню превращает в последнюю, то есть в такую, после которой дальше можно уже ничего не говорить. Эта отточенная завершенность образа пришла к ней после того, как был объявлен приговор.


...Вере было всего двадцать пять, когда врачи обнаружили у нее рак. Впереди было еще шесть лет — жизни, надежды, любви. Она так хотела ее, так ждала, вместе с героинями песен: Золушкой, Ассоль, Сольвейг; вместе со всеми своими рыбачками и танцовщицами...


Любовь — это огонь, который не греет, на нем ни ухи не сварить, ни одежды не высушить. Он иной по определению: священный. Его назначение — только светить, в потемках мира, в глухой черноте одиночества указывая единственно возможную дорогу…»*


Добавлю то, о чём не написано в цитируемой мной статье. Любовь пришла к ней внезапно, когда она уже и ждать её перестала… Это было на концерте в Одессе. Один из слушателей подошёл и сказал, что он – давний поклонник её творчества и посещал многие концерты в Москве… Лето было жаркое. Врачи запрещали Вере быть на солнце, а она так соскучилась по солнцу, по обычной жизни, да и счастье заслонило все опасения, все страхи, забылись все предписания врачей. К ней пришла долгожданная взаимная любовь. Они поженились. Но увы, счастье прервала болезнь… Солнце безжалостно пробудило все опасные клетки в организме Веры, которые дремали. Последние месяцы жизни Вера провела в мучительных страданиях. Умерла она 11 августа 1976 года, не дожив и до 31 года. А те 60 песен, которые Вера успела сочинить за свою короткую жизнь, позволяют говорить не просто о таланте, а об уникальном явлении в российском бардовском творчестве.


Любовь, моя лодочка, не утони –
Море часто штормит.
Любовь, моя птица, крыла не сломай –
Где-то гроза гремит...
Хоть я ничего и не жду от тебя,
Но мне без тебя и земля — не земля...
Смотри, не погасни же, мой огонек, –
Быстро время летит.



Вот что ещё пишет Марина Гордон в своей статье «ЛЮБОВЬ, МОЯ ПТИЦА, КРЫЛА НЕ СЛОМАЙ...»*:


«...Она обладала невероятной чуткостью к слову, утонченным слухом, позволяющим творить музыку из всего: из настроения, из погоды, из чужих стихов. Вера пела стихи Окуджавы, Заболоцкого, Самойлова, Библа, Киплинга, с камертонной точностью улавливая их внутреннюю мелодию. Раза два ей довелось переложить на свою музыку тексты песен другой Матвеевой — Новеллы, которая к тому времени была уже известным, зрелым автором. Обычно такой шаг вызывает бурю негодования, но Новелле Николаевне Верина «Рыбачья песня» понравилась даже больше, чем своя. Вера была, наверно, единственная, кому удалось преодолеть границу, делящую бардовскую лирику на мужскую и женскую.


Ожидание, любовь, разлука, надежда — все эти традиционно «женские» темы в песнях Веры оказались вынесены так далеко за рамки бытового контекста, что стали восприниматься как явления судьбы, общие для всего живого. От женственности осталась только Душа — существительное женского рода. Душа-странница, душа-печальница и утешительница. Да и что, в конце концов, есть у человека, кроме души? Песни Веры Матвеевой были сложены у края жизни, возле той кромки, за которой плещет волна неведомого. Фрейдист объяснит, что они были порождены естественным страхом перед смертью. Философ увидит в них попытку осознать и принять неизбежное. Поэты и музыканты промолчат, не желая солгать, потому что к этой грани каждый подходит в одиночку, без свидетелей. Родные, друзья, любимые — все остаются позади. Тот, кто оказался у края, обречен на одиночество.


Веру Матвееву невозможно ни петь, ни слушать хором. Есть вещи, которые не открываются простым смертным иначе, как вместе с роковым знанием о собственной смерти. Одна из них — вкус к жизни. Не к радостям, не к удовольствиям, а к мгновениям, которых, кажется, так много в запасе у любого из нас, что и считать не стоит. К мелочам, вроде бегущей воды, облетающих одуванчиков, тающего снега. К череде случайных образов, ежедневно мелькающих перед глазами. Вера собирала все эти случайности, складывала — получались песни. Ни отчаянию, ни безысходности в них места не оставалось. У Веры была сильная воля. Сорваться в депрессию означало бы предать себя, отречься от музыки. Она очень хотела жить. «Вот придет август, и я поправлюсь», — говорила она, хотя уже несколько месяцев не поднималась с постели, руки переставали слушаться, и кроме чашки с минеральной водой она уже ни до чего не могла дотянуться. Это не было бессмысленным самовнушением. Вера не цеплялась за жизнь — просто жила, каждый отпущенный миг принимая с благодарностью, как драгоценный дар. Кажется, именно такое отношение к жизни все религии считают подобающим человеку.


Хватит плакать, распахни глаза пошире,
Посмотри, какая в небе синева!
Солнце сыплет разноцветные смешинки,
И от них у всех кружится голова.
Всё на свете пройдет, отболит, отомрет,
Отзвенит, как струна, где-то оборвется...
Надо очень хотеть все на свете уметь,
Надо очень стараться успеть.
Ни о чем не грустить, все забыть, всех простить,
Мало дней нам дано, чтобы обижаться.
Надо много хотеть, все на свете уметь,
Надо очень стараться успеть...


«...Есть логика земная, житейская. У нее свои крепкие основы и измерения: живи, пока можешь, а не можешь, — стало быть, смерть помиловала. И есть логика эстетическая, логика законченного художественного образа. Именем ее мы скорее соглашаемся с гибелью Ромео и Джульетты, чем представляем их любовь пропущенной через годы бытования. Любим-то мы тех Ромео и Джульетту, которые погибли в наивысшей точке любви. В Вериной судьбе все эти логики согласились» (Из воспоминаний Натальи Кирилловой, подруги Веры).


...Потрепанный зеленый томик с хрупкой женской фигуркой на обложке пятнадцать лет кочует со мной по всем моим адресам вместе с двумя кассетами, купленными когда-то в Центре авторской песни. Время бежит, дети мои растут с прямо-таки пугающей быстротой, друзей, словно ветром, разносит по свету, — и только высокий голос-колокольчик на пленке все тот же. Хрустальный голос Веры…»*


ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ


Вера Матвеева


Не ищи меня, пожалуйста,
Я ушла гулять по городу
Полутенью, полусветом
Мимо заспанных домов.
Я спасу от одиночества
Эти улицы и дворики,
Позабытые домами
Ради отдыха и снов.


Я ушла гулять по городу,
Слушать ветер и безветрие.
Тихий дождик пусть размоет
И сотрет мои следы.
Не ищи меня, пожалуйста,
Потому что больше нет меня:
Я ушла в вечерний город -
Царство грез и темноты.


И отсюда мне не выбраться -
Это что-то непонятное:
Заманил меня в ловушку
Этот город-крысолов.
Жарким лепетом безумного
Прошептал слова невнятные
И повел меня, и бросил
В лапы вымыслов и снов.


Если скажут, что погибла я,
Если где-нибудь услышишь вдруг,
Что заснула - не проснулась, -
Не печалься и не верь.
Не заснула я, любимый мой,
Я ушла гулять по городу, -
Просто вышла и бесшумно
За собой закрыла дверь.


до 1972


БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ


Вера Матвеева


Будет ласковый дождь...
И ветер поможет взлететь,
И сбудется всё, чего ждешь,
И легкой будет печаль, —
Потому что над миром
Будет ласковый дождь.


И опустится ночь,
И звезды будут мерцать,
И весело будет лететь,
И теплой будет земля,
Когда тело устанет
В бездонном небе парить.


Эти дни, словно сны,
Промчатся над нашей судьбой
И растопят горечи лед,
И смоет памяти пыль
Этот ласковый дождь,
Что будет когда-то потом.


Все обиды стерплю —
И жалеть не стану, поверь,
Не устану ждать этих дней
И буду вечно лететь
В теплом ветре любви
Под ласковым этим дождем.


До октября 1972


ДЕТСТВО


Вера Матвеева


Оно вернулось вкусное,
Как сосульки с крыши,
И на зубах похрустывало,
Падало, звеня.
Оно ко мне вернулось,
Но я не обернулась,
И нету, нету, нету больше
Детства у меня.


Из детства одуванчики
В меня пускали стрелы,
И каждая казалась мне
Хрупка и хороша.
И лишь теперь узнала я,
Что ранена смертельно -
По самые по перышки
Стрела в меня вошла.


Ах, злые одуванчики,
Безжалостные воины!
Вы на меня нацелили
Всю технику свою.
Но не завоеватель я,
Но ведь уже не воин я:
На вашей территории
Я пленная стою.


До октября 1972



ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ


Вера Матвеева


Я в дом войду уставшей,
Похожей на вопрос,
Но чуточку грустней...
И две зеленых чашки
Поставлю на поднос:
Тебе и мне,
Тебе и мне...
И приоткрою двери,
Чтоб падал мягкий свет,
А в комнате темно...
И плюшевые звери,
Тебя покуда нет,
Поговорят со мной,
Поговорят со мной.


Потом и ты возникнешь
Из тишины ночей -
Причудливая тень -
И удивленно вскинешь
Полосочки бровей:
Словами - лень,
Словами - лень.
И я наполню чашки,
Мы будем пить с тобой
Зеленый крепкий чай,
И ты обид вчерашних
Заплаканную боль
Не замечай,
Не замечай.


И пусть часы и годы
Уносят стрелки прочь,
А нам-то что с тобой:
Земная ль непогода
Иль неземная ночь
Над головой,
Над головой?
А нам с тобой не страшно,
И с нами за столом
Беседа и свеча...
И из зеленых чашек
Мы, обжигаясь, пьем
Зеленый чай,
Зеленый чай.


1971


ОБЛЕТАЮ


Вера Матвеева
Облетаю, облетаю,
И моя надежда тает;
Одуванчиком на ветру
От отчаяния я умру.


И по ветру полетят семена моей любви,
Семена моих надежд, перышки моих утрат.
В чьи-то души упадут семена моей любви,
Семена моих надежд сквозь утраты прорастут.
Будет лето, будет нива.
Жните хлеб и будьте живы.
Ничего, что я растаяла -
В песнях вам себя оставила.


Умирает и трава, осень - время похорон,
Осень - время горевать, но весна всегда права.
Будет без меня апрель небо в синьке полоскать,
Что сама не допою - допоет весной капель.
Облетела я, нага стою,
Сердцем в небо прорастаю...
А кому меня припомнить -
Ледяну воду надежды пить.


1972


ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ВЕСНОЙ


Вера Матвеева


Напечалились довольно,
Что дерется случай больно -
Щедрый он, да злой.
А покуда мы тужили,
Горю голову кружили,
Вдруг запахло весной,
Вдруг запахло весной.


Запах меда, запах хлеба,
Запах будущего лета,
Будущих тревог.
Нет волшебней аромата,
Лишь его-то нам и надо:
Он - начало всех дорог,
Он - начало всех дорог.


Поздравляю Вас с весною
И с небес голубизною,
С талою водой.
Пусть зима за нас отплачет
Навсегда. А это значит -
Разочтемся с бедой,
Разочтемся с бедой.


А потом набухнут почки
И раскроются листочки
Клейкие слегка;
Вспыхнет маленькое пламя,
Обозначив тень за нами, -
Значит, живы пока,
Значит, живы пока.


Поздравляйте же с весною,
С ошалевшей новизною, -
Радость нам да смех!
Пусть зима за нас отплачет
В сто ручьев. А это значит -
Разочтется за всех,
Разочтется за всех!


1974


Ты научись все уметь



Ты научись все уметь, а не все иметь,
Ты научись все хотеть, а не все иметь.
Ты научись быть большим, но не будь как шум.
Ты научись быть таким, очень прошу.



Это все не для тебя - это для меня,
это все не про тебя - это про меня.
Если я стану такой - а как нужно стать! -
может, захочешь и ты небо достать.



Ты научись быть собой - не ломать себя,
ты научись быть со мной - не ломать себя.
Ты научись сильным быть, но не будь как шум.
Ты научись крепко любить, очень прошу.



Это все не для тебя - это для меня,
это все не про тебя - это про меня.
Если я стану такой - а как нужно стать! -
может, захочешь и ты небо достать.
Это все не для тебя - это для меня,
это все не про тебя - это про меня.



1968-1970


ОБЛЕТАЮ


Вера Матвеева
Облетаю, облетаю,
И моя надежда тает;
Одуванчиком на ветру
От отчаяния я умру.


И по ветру полетят семена моей любви,
Семена моих надежд, перышки моих утрат.
В чьи-то души упадут семена моей любви,
Семена моих надежд сквозь утраты прорастут.
Будет лето, будет нива.
Жните хлеб и будьте живы.
Ничего, что я растаяла -
В песнях вам себя оставила.


Умирает и трава, осень - время похорон,
Осень - время горевать, но весна всегда права.
Будет без меня апрель небо в синьке полоскать,
Что сама не допою - допоет весной капель.
Облетела я, нага стою,
Сердцем в небо прорастаю...
А кому меня припомнить -
Ледяну воду надежды пить.


1972



Я ТАК ХОЧУ ВЕСНУ


Вера Матвеева


Я так хочу весну! Она мне снится по ночам,
Она похожа на печаль и на веселье.
Я так хочу весну, чтобы себя умчать
Надежд ручьями в океан везенья.


Я буду плыть и плыть, и где-то синева небес
Окрасит мои воды весенним цветом.
Я буду плыть и плыть в тот океан чудес,
Который где-то есть у края света.


И стану я рекой, и во мне утонет ночь,
И покачнется радостно мирозданье.
И стану я рекой, чтобы умчаться прочь
От горя, бед и разочарованья.


Но что же ты молчишь? Ты поплывешь со мной
Или проводишь равнодушным взглядом?
Наверно, ты молчишь потому, что все равно -
Прольюсь водою я иль буду рядом.


Но я хочу весну, она мне снится по ночам,
Она похожа на печаль и на веселье.
Я так хочу весну, чтобы себя умчать
Надежд ручьями в океан везенья.


1971





* Статья. Марина Гордон. «ЛЮБОВЬ, МОЯ ПТИЦА, КРЫЛА НЕ СЛОМАЙ...»
Адрес статьи:
http://www.alefmagazine.com/pub255.html


** Стихи Веры Матвеевой можно прочесть в Библиотека Максима Мошкова:
http://lib.ru/KSP/matweewa.txt
Там же есть и ноты к песням.

Иллюстрация - РИСУНОК НАТАЛЬИ КИРИЛОВОЙ, подруги ВЕРЫ МАТВЕЕВОЙ.

Рисунок помещён на обложку книги "Обращение к душе. Вера Матвеева". Московский городской центр авторской песни. Молодёжный центр АПН. Агентство печати Новости. Москва 1990.


Составители книги В.А.Иванова, Ю.Н.Коновалова, А.Н.Костромин.
Оформление: Н.М.Голицина




База знаний по генеалогии и смежным темам


МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА, известный бард


МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА, известный бард (1945-1976).
Песен около пятидесяти. «Будет ласковый дождь», «Я откачалась на трапеции», «Ах, разбудили меня, разбудили…», «Песенка про чёрную гуашь и надежду», «Ты научись всё уметь, а не всё иметь…», «У любой реки целых два конца…», «Вот последний раскроется лист…», «Хватит плакать, распахни глаза пошире…», «На траве зелёной лета…» и другие. Голос – колоратурное сопрано.
Родилась 23 октября 1945 г. в городе Куйбышевке-Восточной Хабаровского края (ныне Белогорск Амурской области) в семье лётчика-штурмана Ильи Петровича Матвеева, который воевал на Японской войне. Затем семья была откомандирована в Китай, позднее в г.Химки Московской области. Мать Мария Сигизмундовна работала в Радиокомитете, прекрасно читала стихи. В семье кроме Веры ещё была младшая дочь Оля. Дети росли очень дружными. С 4-хлетнего возраста ходили на лыжах. Пели на два голоса, играли на фортепиано в четыре руки произведения Глинки. Окончила детскую музыкальную школу в г. Химки по классу фортепиано. 1963-1965 - разнорабочая на машиностроительном заводе, лаборант в Артиллерийской академии. 1970 г. окончила МИСИ им.Куйбышева. 1970 поставлен диагноз ангиосаркома. Оперировал нейрохирург С.Н.Фёдоров. Операция прошла удачно, но срок жизни определён 4-6 лет. Вера знала об этом, но продолжала жить насыщенной жизнью: работала корреспондентом журнала "Наука и жизнь", принимала участие в концертах, писала стихи, переводила иностранных авторов, писала и пела песни, вникала в судьбы людей и помогала им обрести точку опоры, много путешествовала. Любимица в среде бардов. Её добрые друзья: Н.Кириллова, А.Мирзоян, В.Луферов. В.Абрамкин, Л.Шехтман и супруги Бережковы. О её творчестве тепло отзывались М.Таривердиев. Жила и скончалась в Химках Московской области. Незадолго перед своей смертью приняла православное крещение. Умерла 11 августа 1976 г.


С 1981 г. в Подмосковье проходят туристские слеты ее памяти. Вышли пластинка-миньон (1979), альбом из двух пластинок (1989), аудиокассеты и книга "Вера Матвеева. Обращение к душе." АПН. Москва. 1990.
Сведения об отце: Илья Петрович Матвеев родился 2 августа 1915. Вырос в детском доме, так как его мать – белошвейка, умерла в молодом возрасте, а её муж во время первой мировой войны с Германией умер от аппендицита. Сам Илья Петрович дослужился до подполковника. Умер в 1979 г.
У Веры Матвеевой есть племянница Настя.


http://baza.vgd.ru/post/1/21002/p66238.htm?


И ещё ссылка на статьи о Вере Ильиничне Матвеевой:
http://veramatveeva.narod.ru/files/publ1.html






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.10.2016. Хрустальный голос Веры Ильиничны Матвеевой