Дурные сообщества развращают мир.Плохие сообщества. Слова, которые цитирует Апостол Павел, принадлежат греческому драматургу Менандру. Они актуальны и сегодня. На одном индонезийском острове обитает каннибальское племя Асмат, которое свято чтит традиции своего народа и не гак давно съело двух миссионеров и молодого антрополога Майкла Рокфеллера – представителя богатой и знаменитой американской династии. Что обусловливает неукоснительное соблюдение людоедских традиций этого племени? — Негативное влияние худого сообщества. Премудрый Соломон изрек такой афоризм: "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" (Пр. 27:17). В одном случае взгляд изощряется на поедание человечины, в другом — на убийство ближнего, в третьем — на хищение его имущества. Бесспорно, что фундаментом любого сообщества является общность взглядов, вкусов и интересов. При этом происходит взаимоиндукция, обмен опытом, привычками, лексиконом. "С волками жить — по-волчьи выть". Известны случаи, когда дети, попадали в среду волков, дичали там и теряли человеческий облик. Еще Спаситель в притче предсказывал, что хорошее растение, окружённое терниями и волчцами, как мы говорим, сорняками, чахнет и теряет способность приносить добрые плоды. Эту же мысль высказывал и поэт Фирдоуси: Кто дружбы не водил с людьми плохими — Иоанн Златоуст советовал: "Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает. Удаляйся от черного сердца, как от угля: когда он горяч, то жжёт, а если остынет — запачкает руки. Не так дым ест глаза, как общение со злыми людьми уязвляет душу. Лучше со зверями жить, чем со злыми людьми". В Коринфе, где жили верующие, которым апостол Павел адресовал свое письмо, было около 400000 жителей. Там было общество высокоинтеллектуальное, но с весьма распущенными нравами. Исходной точкой их безнравственности было отрицание загробной жизни и воскресения мертвых. Иосафат был хорошим иудейским царем до тех пор, пока не разрешил своему сыну жениться на дочери израильского царя Ахава и его супруги Иезавели. В результате такой "дружбы" Иосафат едва не лишился головы. Откроем 2-ю книгу Паралипоменон (18:1-3): "И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом... И говорил Ахав Иосафату: пойдешь ли со мной в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я; иду с тобою на войну". Что же произошло дальше? "И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды... И царь Сирийский повелел своим начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским. И когда увидели Иосафата, то подумали: "Это царь Израильский", и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвёл их Бог от него (2 Пар. 18: 29-31). Можно прямо сказать, что Ахав "подставил" своего родственника под удар врагов. Всякое общество отличается общностью языка, вплоть до жаргонного лексикона. Один водитель такси мне рассказывал. Подходит к его автомобилю молодые люди и один из них постучал ногтем по капоту и спрашивает: Иной раз встречаешь человека, повторяющего вроде попугая заученные слова, и понимаешь, с кем он общался. Некто заметил: "Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты". В книге Притчей (22:24) дана рекомендация: "Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою". Человек, который подружится с психопатом, добром не кончит, и обречет себя на многие неприятности, поскольку "малая закваска квасит все тесто". Происходит взаимоиндукция. Поэтому, если кто-то, будучи вспыльчивым от природы, выберет общество спокойных и уравновешенных друзей, то он научится обуздывать свой нрав и обретёт выдержку и самообладание. "Не обманывайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы". Вспомним трех честолюбивых смутьянов — Корея, Дафана и Авирона. Позавидовав положению Моисея, они организовали мятеж против Моисея. Бунтовщики развратили многих сообщников, утверждая, будто все святы, а Моисей и Аарон берут слишком много на себя и "ставят себя выше народа Господня" (Числа 16,3). Этот путч плохо кончился для Корея и его "дружков": "И разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю..." (Числ. 16:32-33). Этот сюжет можно прокомментировать словами из книги Притчей (26:20-21): "Где нет больше дров — огонь угасает; и где нет наушника, раздор утихает. Уголь – для жару и дрова для огня; а человек сварливый — для разжжения ссоры". И еще: "Прогони кощунника, и удалится раздор и прекратится ссора и брань" (Пр. 22:10). "Худые сообщества развращают добрые нравы". Надо заметить, что жестокость, очерствение сердца нередко исходит от общения с "героями" триллеров. Представьте себе обмен впечатлениями мальчишек, только что просмотревших фильм о гангстерах: "А этот ему как даст по голову, бум!", "А тот, помнишь тресь его, и он с крыши кубарем!", "А как тот на него бочку! Круто!" Парням, очевидно, понравился боевик, они были от него в экстазе. В телеэкран — в голубой леденец "Худые сообщества" растлевают добрые нравы и в аспекте отношения к одежде, которая должна быть "как прилично святым" (Еф. 5:3-4) и внешнего вида, и контроля за языком и даже образом мышления. Подобные истины слушать не хочется Дружить с человеком гневливым и вспыльчивым — Откуда такое попрание истины? Копируя всё – от привычек до внешности, Блажен – не сидящий в безбожном собрании! "Спаситель грядет!" — мы читаем пророчество, Снаружи — успех, а внутри — одиночество. "Не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога!" (Иак. 4:4) — пишет апостол Иаков. Дай Бог, нам осознать это! (Из авторской книги "Пальма", 1995)
На странице автор много и других душеполезных статей. © Copyright: Радость Натали, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|