Живи так, словно умрёшь сегодня. «Мечтай так, словно будешь жить вечно; Прожив 24 года и снявшись в трёх фильмах, Джеймс Дин стал легендой американского кино. Середина прошлого века была богата на красивые и трагические судьбы. Кажется, что Голливуд был генератором историй о несбыточной любви, сдобренных хорошей толикой мистики. Символом эпохи, апогеем всего того, что творилось на «фабрике грёз» в те годы, стала короткая, яркая и трагическая история одного из самых загадочных актёров двадцатого века – Джеймса Дина. Однажды он сам сформулировал фразу, которая стала девизом того «потерянного поколения», которое видело в нём своего пророка. «Мечтай так, словно будешь жить вечно; живи так, словно умрёшь сегодня». Джеймс Дин успел сняться в главных ролях всего трёх фильмов, но он до сих пор является святыней для многих тысяч поклонников. Бунтовщик без причины Джеймс Байрон Дин родился 8 февраля 1931 года. Он провел детство в американском городке Фэрмонт, штат Индиана, а затем в Лос-Анджелесе. Когда ему было 9 лет, произошло несчастье – его мать в возрасте 29 лет умерла от рака. Отец отвез Дина обратно в Фэрмонт, где он и воспитывался на ферме своими тетей и дядей. Вокруг сексуальной жизни Дина постоянно велись споры о том, была ли у него склонность к гомосексуализму...
Смерть и бессмертие 30 сентября 1955 года Джеймс Дин вместе с механиком Вейтерихом выехали в городок Салинас, штат Калифорния, для участия в автомобильных гонках на своем любимом «Порше Спайдер 550» стоимостью 7000 долларов. По дороге их остановил полицейский, посоветовавший сбавить скорость. Однако Джимми не последовал его совету. Через несколько километров в его «Порше» врезался черный «Плимут». Вейтерих получил тяжелые ранения. Джеймс Дин умер, не приходя в сознание, по дороге в больницу. Репортёр, приехавший туда, где разбился актер, сказал всего несколько слов: «Джеймс Дин – сломанная шея – бессмертие».
– По большому счёту, персонажи Дина заурядны и банальны, но его талант и ярость превращают их в героев шекспировского масштаба. В его исполнении их поступки оказываются неоднозначными, и не потому, что поступки такие модные и крутые, а потому, что нельзя иначе. Они словно не могут не говорить окружающим, что те недостаточно добры и никого не любят. Появление такого рода героев всегда случается, когда у общества всё складывается удивительно хорошо. По вечной иронии жизни тип, созданный Дином, стал иконой и успешно эксплуатируется в нашем «благополучном» обществе в мире модных тусовщиков, для которых любовь и тачки – способ борьбы со скукой. И с которыми боролись в своих фильмах герои Джеймса Дина. Его ранняя смерть была неизбежна. Так жить нельзя. Хотя его энергия была подхвачена Брандо и Николсоном, людьми заурядными, но актерским даром обладающими много более значительным. Жаль, что сегодня такого актера нет. А уже пора бы. Владимир ВАСИЛЕНКО,
– Это феномен ХХ века: творца, в сущности, нет, а миф есть. Отсылки к нему встречаются в творчестве разных, в том числе и очень крупных мастеров: это Коппола (в «Бойцовой рыбке»), это Роберт Олтман, чей фильм так и называется «Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин» (1982), сейчас Голливуд собирается снимать его кинобиографию с Ленардо Ди Каприо в главной роли (скоро мы поймем, что желает видеть одно поколение в мифе другого). Чисто профессиональный подход тут ничего не объясняет: актером Дин был довольно посредственным, в его ролях отмечали «рваную манеру», идущую от его личной неуравновешенности и импульсивности. Но в фильме Николаса Рея «Бунтовщик без идеала» (Rebel Without a Cause, 1955) он сыграл прообраз «рассерженных молодых людей», причем главным были не мысли, но чувства, не сюжет, а облик и поведение героя. Единственный аналог этому мифу в современной России – пожалуй, Виктор Цой, тоже в куртке, тоже в обнимку с мотором и тоже погибший молодым. Но эта исключительность по-своему характерна: наша культура почему-то не способна рождать героев и кумиров. При коммунистах получались титаны и стоики, сейчас получаются бандиты и жулики. А простой, хороший парень, с которым хотелось бы за банкой пива поговорить по душам, пока не выходит. Американцам повезло больше, хотя сор, из которого растут стихи, всегда и везде одинаков. Михаил УСПЕНСКИЙ,
– Джеймс Дин на какое-то время определил стиль, поведение поколения. Но в России он мало популярен. Он настолько не наш. Просто не вписывается в нашу шкалу ценностей. Всё должно приходить вовремя, чтобы мы могли воспринимать это адекватно. А у американцев просто таких героев не было до него. Примерно тогда ведь вышла пьеса Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». Там тоже похожий герой был. И, кстати, после войны Америка стала хорошо жить. Тогда произошёл baby-бум, повышение рождаемости. Все ребята, которые пришли с войны, имели возможность получить бесплатное образование. Общество зажралось и нуждалось в таком герое, который отвергал бы все эти буржуазные ценности. Олег СУСЛОВ,
– Очевидно, Дин обладал некой харизмой, хотя раньше явных продюсеров не было, как сейчас, например, у Димы Билана. Но, так или иначе, нашли парня, который соответствовал образу безбашенного героя. Тогда нужны были такие. Что касается сегодняшнего американского кинематографа, есть, допустим, Джонни Депп, человек, начинавший как культовый актёр, а сейчас, скорее, знаменит как главный пират мира. И он, думаю, по этому поводу не переживает. И я как фанат кино тоже не переживаю. По-моему, сейчас «че гевары» не в почёте. Тогда было другое время: будущее совпало с настоящим. Джеймс Дин, как Бодров-младший, везде сам себя играл. Он не актёр в этом плане. Хотя по сегодняшним меркам – такой же абсолютно гламурный, раскрученный, отпиаренный персонаж. Безусловно, Дин не один такой был в кинематографе, и сейчас есть такие, которые вспыхивают, горят и быстро сгорают. Дмитрий НИКИТИНСКИЙ,
– Название фильма «Бунтарь без причины» – архитипическое, потому что в массовой культуре можно назвать целый ряд таких героев вплоть до Данилы Багрова. И в этом смысле Джеймс Дин знаменит тем, что первый и обозначил эти позиции в культуре. Ещё Лев Гумилёв говорил, что есть времена, жить в которые очень удобно, но противно. И Дин – яркое выражение данного высказывания. Он стал популярен после смерти – классическая история: герою нужно умереть, чтобы стать общепризнанным. Как бы ни цинично это звучало – видимо, таково свойство человеческой натуры. Времена, когда выходили фильмы Дина, это практически становление поп-культуры. Ещё важный момент: это было время, когда у американских подростков появились собственные деньги. И современная массовая культура, которая, в принципе, вся ориентирована на подростков, она именно в те времена и рождалась. И в этом смысле Джеймс Дин – один из столпов массовой культуры. Аналоги Дина появляются постоянно, он был просто первым бунтарём без причины. Всегда есть времена, когда можно хорошо и фривольно жить, но почему-то некоторым жить противно в эти времена. Данила Багров, конечно, полная противоположность Джеймсу Дину, но в отношении к миру у них что-то общее есть.
© Copyright: Радость Натали, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|