Знакомые думают, что они знают тебя, а на самом деле они помнят тебя.
А. Володин
Простите, простите, простите меня,
И я вас прощаю, и я вас прощаю,
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня.
Забудьте, забудьте, забудьте меня,
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю: вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!
Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
Но я на другой, на другой проживаю,
Прощайте, прощайте, прощайте, привет.
А. Володин
10 февраля - 90 лет со дня рождения драматурга Александра Володина, успевшего при жизни стать лауреатом премии в номинации «Живая легенда». На вечере, посвященном его 80-летию, Александр Моисеевич признавался: «Думая о прошлом, я привык вспоминать, в первую очередь, плохое. А сегодня вдруг начал вспоминать хорошее, что у меня было... Я все время стыжусь за то, за это... Все время черные мысли, что я неправильно сделал, в чем ошибся, нехорошо поступил. А теперь чувствую, было и хорошее...» В те дни он также сказал, что впервые в жизни отмечает свой день рождения и страшно смущен. Как тут не вспомнить его классическое «Стыдно быть несчастливым». Всегда, при любых обстоятельствах. И еще: Казалось, время шло и шло. Тем временем оно бежало. Сгибало нас, уничтожало, Ломало нас, не берегло. И вот его осталось мало. Беречь его? Еще чего!
Его высоко оценили при жизни. Однако он не успел увидеть на сцене свою пьесу «Кастручча», написанную еще в 60-е годы, но актуальную по сей день, напоминающую, что нельзя заставить быть счастливым.
- За два часа спектакля проходит жизнь с 30-х годов по наше время - 70 лет на примере судеб трех бывших друзей и их близких, живущих в тоталитарном государстве, где подавляются любые человеческие чувства. Поэтому все эти люди несчастны, даже член парламента Понтус, у которого и жена, и дочь гибнут, кончая жизнь самоубийством.
- И в описываемой стране свирепствует болезнь кастручча...
- Ее симптомы - вспышки подавленных эмоций как реакция на подавление свобод. Но и отмена запретов счастья не приносит.
- Сначала в спектакле время течет медленно, затем напряженность нарастает. Большую часть действия актеры играют на высоком накале страстей...
- Важно, какие события происходят. Сначала - ужас и страх в обществе, где все боятся друг друга, доносительства... боятся любить, говорить... В конце наступает разгул «свободы», или освобождения.
- Последние годы было немало публикаций о годах страха и репрессий. Как воспринимает публика спектакль?
- Однажды во время «Каструччи» зрительница встала и сказала: «Сволочи!» Вот такая неадекватная реакция. А может быть, адекватная? Ведь театр как раз таких сильных эмоций и ждет от зрителей? И если он дает залу пищу для души, то, значит, живет не напрасно.
- Мне кажется, что «Кастручча» - спектакль о том, что нельзя разрешить или запретить любить и ценить жизнь. О том, что каждый сам выбирает, на какой «планете» ему жить, сознавая то или нет. И тут уж никакие перестройки и указания свыше не помогут.
- Согласен. Спорить с этим трудно. Я уверен, что после спектакля мыслящий человек почувствует, что жить сегодня намного легче и интереснее.
...Последний аккорд спектакля - стихи Александра Володина в его исполнении. Жаль, что глубокие философские строки звучат быстрее, чем хотелось бы:
Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю...
Пьеса - завещание драматурга, еще одно напоминание о том, как жить нельзя.
Из статьи Ирины Королевой "У КОГО-ТО ГРИПП, А У ВАС - КАСТРУЧЧА"
В "Кастручче" Володин создает мифическую страну, где действует запрет на чувства. Но приказ оборачивается для народа болезнью. "Кастручча гуляет по стране!" Когда же объявляют "перестройку", снимают ограничения, пересматривают "вопросы, касающиеся любви" и объявляют День Любви Всех ко Всем, выясняется, что начать жить другой жизнью по команде сверху уже невозможно. И вот кто-то из героев пьесы спивается, кто-то сходит с ума, кто-то кончает жизнь самоубийством, словом, почти каждый по-своему терпит крах! Человека нельзя насильно сделать счастливым, сложные процессы самосознания человека не совпадают с понятиями воинского устава, успех перемен не зависит от вовремя поданной команды.
Володина-сатирика не знали, его юмор называли мягким, а в "Кастручче" мы имеем дело с гротеском. Это володинская пьеса, и в ней сохраняется право на психологические отношения и трагическое чувство. Наконец, ее главный герой Дидель, вернувшийся из эмиграции со словами: "А я приехал", не подвержен приступам каструччи и просто нормальный человек.
Из статьи Татьяны Ланиной "Я НЕ СТАВИЛ ПОД ПЬЕСАМИ СРОКИ..."
Александр Володин, один из лучших драматургов современности, с первой же пьесы («Фабричная девчонка») заявил о себе неповторимой поэтичностью интонации, пристальным вниманием к чувствам и поступкам обычных людей.
По его сценариям были поставлены кинофильмы «Звонят, откройте дверь», «Старшая сестра», «Осенний марафон», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Происшествие, которого никто не заметил». Теперь это классика отечественного кино. Он озвучил наши комплексы, страхи, влюблённости, растерянность, отчаяние, глупости, очарованность жизнью и разочарованность в ней…
Сегодня смотрела по "Культуре" программу об Александре Володине, точнее захватила лишь конец.
Проняло до мурашек.
Второе потрясение за сутки.
Первое - интервью с Фаиной Гримберг и прочитанное в рамках его стихотворение "Андрей Иванович возвращается домой".
Вот цитата из него:
Оставили обиды и пошли.
Ведь всё равно Андрей Иванович не возвращается домой.
Нет,
вы не знаете, как всё бывает,
нет!
Семь пар железных туфель мы сносили.
Пошли на солнечный, на лунный свет.
Прошли сто лет,
и много сотен лет,
и тысячу прошли, наверно, лет.
Всех спрашивали с плачем,
всех просили.
Андрей Иванович не возвращается домой.
И нам сказали, не вернётся никогда.
И нам сказали, не вернётся никогда.
И нам сказали, не вернётся никогда.
Андрей Иванович не возвращается домой.
Сказали,
нет нигде такой горы,
а есть беда.
И дерева такого нет нигде,
а есть нужда.
И существует смерть!
И никогда
любимый не вернётся,
не вернётся.
Андрей Иванович не возвращается домой.
Сказали,
есть беда,
и есть нужда.
И существует смерть.
И больно - ноги.
Сказали,
не вернётся никогда.
Идти, идти -
и умереть в дороге.
Андрей Иванович не возвращается домой.
Не возвращается.
Но разве мало было нам заботы неизбывной,
чтобы хлеб
и чтобы этот самый кров над головой?
За что,
зачем ещё душе терпеть такие муки?
Идти, идти -
и больше никогда не встретиться с тобой?
Идти, идти -
и умереть в разлуке?
Андрей Иванович не возвращается домой.
Не возвращается.
Нет,
пусть никто о нём не говорит!
Нет, пусть никто о нём не говорит.
Когда о нём хоть кто-то говорит,
чужой
случайно
что-то говорит -
на кровь, на сухожилия -
горсть соли.
Так больно, страшно,
сердце так болит.
Так больно, больно,
так душа болит.
Идти, идти -
и умереть от боли.
Андрей Иванович не возвращается домой.
И мы с Мариной Марковной вдвоём пошли.
Куда - не знали -
наугад пошли.
На гору на высокую пошли.
Но где искать её -
совсем не знали.
Мы просто по дороге шли и шли;
чтоб не было так больно,
шли и шли.
Куда -
не знали сами -
шли и шли.
Слушала я сегодня этих людей (Володина и Гримберг), смотрела на них - и одно...одно...одно в голове:
святые люди, святость - вот она, как огонек свечи, словно материализованная - видно ее...
уникальные люди...ЛЮДИ!..
столько доброты в глазах, в мыслях...даже кажется, что так не бывает! - вот, какой ужас, вот, до чего дожили!..
сегодня чуть не сломала магнитофон в машине, нервно стукнув по кнопке выключателя, услышав очередное дебильное: "приходи на шоу, увидишь наши натертые маслом упругие попки!" - опплеваться!!! ох, не провидец я, но чувствую, как флюгеры начинают свой разворот, чувствую, что приближается буря...
не знаю почему, не могу объяснить, но с детства у меня панический страх войны, странное ощущение неизбежности испытания ею...впервые говорю об этом вслух...странно, почему сегодня?
Странно, почему именно сегодня именно Володин и Гримберг, Кастручча, война и мысль о том, что именно сейчас происходит там, за черной чертой, о том, что я делаю по эту сторону...
а еще поняла, что истинная духовность, доброта, добро не нуждаются в кулаках, лозунгах, доказательствах, защитниках, плакатах, оправданиях...они очевидны, они обезоруживают, с ними не поспоришь...раньше знала в теории, сегодня убедилась на практике.
...другое измерение...другой мир...и я тоскую по людям из этого\того другого мира...вспомнила эпизод из фильма "С любимыми не расставайтесь", когда Катя (кажется, так звали главную героиню) мечется в истерике (после свидания с бывшим мужем) на больничной койке и кричит: "Я скучаю по тебе, Митя! Я скучаю по тебе! Я скучаю по тебе!!! Митяяяяяяя!!!" -
так вот и я почувствовала примерно то же самое, и в моей голове звенит это "Я скучаю! Я скучаю!" Я скучаю по духовности, по здоровому обществу! - Утопия...утопия...
утоп и я
в этих противоречиях...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.