Юдифь. Femme fatale. Вечная история одного сюжета~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Когда Ветилуй, родной город Юдифь, завоевали ассирийцы под предводительством Олоферна, его население попало в бедственное положение из-за нехватки воды. Прежде чем сдать город в руки вражеской армии, было решено ждать милости Бога еще пять дней. В этой безысходной ситуации Юдифь взяла инициативу в свои руки. Она, молодая, красивая и богатая вдова, почитаемая и уважаемая за богобоязненность, живущая уединенно после смерти супруга, услышав о решении мужчин, вышла к народу. Она отклоняет принятое решение, так как из-за этого "вся Иудея будет завоевана, и наше святилище ограблено". И предлагает свои услуги "для совершения деяния, которое "дойдет до слуха будущих поколений". Свой план она благоразумно сохраняет в тайне ото всех: "Не допытывайтесь, как я собираюсь действовать! Все равно я вам ничего не скажу, пока не осуществлю его". Юдифь - не безвольное оружие вождей своего народа. План убийства Олоферна и освобождения Ветилуя принадлежит ей, и она сама осуществляет его. По Книге Юдифи, "нарядилась она, чтобы прельстить мужчин, которые ее увидят". И вот она, великолепно одетая, стоит, собравшись духом, перед Олоферном, сидящим перед шатром и приветствующим ее. На картине Лукаса Кранаха ее приглашают к столу: доверие, оказанное полководцем, поможет ей позже осуществить акт освобождения. Чтобы привести план в действие, Юдифь использует все возможности - включая собственное тело. Таким способом она распаляет в мужчине-враге вожделение и получает доступ в его шатер. "Олоферн насладился ею и выпил много вина …". Но не всегда статуя вызывала восхищение. 28 мая 1505 года во Флоренции был издан указ, заменить "Юдифь" Донателло на статую "Давид" Микеланджело. Причина: "Юдифь - символ, приносящий смерть, и это нехорошо, потому что наши знаки - это крест и лилия, далее, это нехорошо, потому что женщина убивает мужчину, а прежде всего потому, что статуя была создана при неблагоприятном положении звезд; с этого времени все стало хуже, и вы потеряли Пизу…". В настоящее время "Юдифь" стоит рядом с "Давидом" на Piazza della Signoria во Флоренции. Эротический аспект содержит также полотно "Юдифь" Джорджоне, написанное приблизительно в 1506 году. Во многих произведениях искусства Юдифь изображена не одна - ее служанка является одновременно и помощницей, и свидетельницей происходящего, как, например, в "Обезглавливании Олоферна" Караваджо, созданном в 1598-99 годы. Молодая женщина из осторожности держится на расстоянии от своей жертвы, когда наносит смертельный удар, она выглядит совершенно спокойной, так как уверена в правильности и необходимости своего поступка. Нежелание Юдифь отказаться от своего плана и приобщение к ней служанки, подчеркивают возможности, которыми могут воспользоваться женщины, если они готовы к сотрудничеству и не пользуются мужскими структурами власти. Боттичелли изобразил Юдифь со служанкой при возвращении в Ветилуй. Скромная женщина держит в правой руке кинжал. Идущая следом за ней служанка несет на голове чашу с головой Олоферна. И здесь ситуация кажется спокойной, обе женщины удивительно умиротворенны после происшедших событий; победоносная героиня возвращается домой и приносит - веточка в ее левой руке должна символизировать это - мир своему народу. С 16-го столетия тема Юдифь интенсивно используется в литературе. Юстут Бирк, Ганс Закс и Якоб Фрей, если ограничиться только тремя авторами, связывают библейские события с современными - такими, как угроза Германии от турков. Вместе с темой Юдифь в тексте освещаются также и проблемы эпохи Реформации. В 1551 году Ганс Закс пишет пьесу "Юдифь". В заключительных строках он подчеркивает необычность средства, к которому обращается Бог для спасения Ветилуя. Драматические и музыкальные произведения на тему Юдифь завоевывают также и сцену. Сам Моцарт посвятил библейской героине произведение: "La Betulia liberata", которое появилась, возможно, в 1771 году. В 17-ом и 18-ом веках Юдифь был посвящен ряд ораторий, среди прочих "Judita triumfans" Антонио Вивальди. Кроме темы освобождения писателей стал интересовать вопрос об отношениях Юдифь и Олоферна. Поэты, как, например, Опитц и Келлер, пытаются, следуя библейскому тексту, найти убедительный ответ, но это не удается им из-за несовместимости романтики и убийства. Фридрих Геббель, напротив, изменяет в своей "Юдифь" (1840 г.) факты, при этом мировые исторические мотивы трансформируются в личные и конфликт переносится в душу героини. Геббель пишет 3 января 1840 года в своем дневнике: "Из-за моей Юдифь я чувствую внутреннее затруднение. Юдифь из Библии мне не подходит. Там Юдифь вдова, которая хитростью и умом завлекает Олоферна в сети. Это просто". Драма у Геббеля имеет два уровня: личный - отношения между Юдифь и Олоферном, и более высокий, касающийся победы иудейства над язычеством. У Геббеля мы сталкиваемся с полной сомнения, не вполне уверенной в правильности решения Юдифь, для которой мотивы для убийства в прямой стычке с мужчиной. После Нестроя по Геббелю последовал еще ряд сочинений, причем подобные проявления наблюдались как в литературе, так и в опере и ораториях. Когда Артемизия Гентилеши в 1620 году написала свою серию картин "Юдифь", она взялась не только за библейскую тему; спор об истории еврейской героини дал повод для конфронтации с собственной биографией. Гентилеши, пережившая грубое насилие своего учителя, художника Агостино Тасси, и перенесшая судебный процесс, изобразила убийство Олоферна с прямо-таки ужасающей интенсивностью. Заметна определенная близость к "Обезглавливанию Олоферна" Караваджо, и все же: она решительно и прямо надвигает свою Юдифь к мужскому телу, создает из героини, служанки и жертвы, компактное человеческое единство, динамика события усиливается драматическим освещением. Что указывает на сходство с Караваджо, это параллельное положение рук в фигуре Юдифь и растерзанная мужская голова; непосредственность же действия и решительное выражение лица женщины выходят за пределы изображения Караваджо. Джуди Чикаго считает, что значение Гентилеши заключается в том, что она одна из первых женщин, которая сумела ввести собственную перспективу в понимание искусства, представляя при этом традиционные темы под женским углом зрения. Элизабет Гирлингер-Черны подчеркивает, что Юдифь в ее картинах предлагает альтернативу для сотворения полов в древней истории - "удар, оттяжка, обезглавливание являются восстановлением пола, который до этого существовал в изувеченном, собирательном смоделированном через другой пол виде. Здесь история могла бы упорядочиться по-новому. В своих картинах Артемизия Гентилеши заставила заговорить женскую сторону Юдифь". Уже с 16-го и 17-го веков тема Юдифь нашла место в так называемых "Женских хитростях", причем ее впервые поставили рядом с Саломеей. "Женские хитрости" - это работы, появившиеся в основном в 15-ом и 16-ом веках на севере Европы, они нашли применение в аристократических домах в качестве настенных ковров. Они изображали пары, в которых женщина изменой и обманом вела мужчину к гибели. "Женские хитрости" использовали чаще всего литературный материал библейского происхождения и являлись искренним предостережением от "греха плоти и женщин" - виновниц. Иаель в книге Рихтера также убивает по политическим причинам спящего мужчину, и это происходит - как и в Книге Юдифи - в шатре. Но этот женский персонаж Ветхого Завета не встречается ни в изобразительном искусстве, ни в литературе. Исследования Библии обнаружили параллели с историей Юдифь. Соответственно теории Фрейда и его представлениям о страхе кастрации, которому подвержен "мужчина", Юдифь является как роковая прекрасная "женщина", чья чувственность и желание могут принести мужчине гибель. Убийство политического противника - лишение его головы - приравнивается к насильственной потере мужественности. Климт изображает не убийство полководца, он редуцирует фигуры до Юдифь и Олоферна, от которого, правда, представлена только лишь голова - символ ее победы. Готфрид Флидл видит в этом способе изображения, который отказывается от демонстрации самого действия, поворот женского образа к femme fatale, угроза исходит от самой женщины. Она больше не библейская героиня - содержание картины редуцировано до изображения "смертельно" красивой женщины. Как невинно выглядит по сравнению с "Юдифь I" Климта тонкая эротика изображения Джорджоне. Феликса Залтена в полотне Климта интересуют больше отношение к реальности. Этим замещением фигуры другой, однозначно относящейся к современности, достигается то, что элементарное историческое событие передвигается в современность: Юдифь, она сегодня и здесь. В 1909 году Климт еще раз берется за тему "Юдифь" в картине "Саломея", или "Юдифь II". Геродес исчез, осталась только приносящая разрушение танцовщица, которая держит голову Крестителя, чем напоминает Юдифь. В качестве модели для "Юдифь II" Климта, скорей всего, взята также венская еврейка, как предполагает Феликс Залтен по отношению к картине "Юдифь I". Но и Саломея также испытает в конце 19-го столетия новую интерпретацию. Отношение Саломеи к Иоанну Крестителю, как это описывается Оскаром Уайльдом в его драме "Саломея", и что для изобразительного искусства на пороге нового столетия в 1900 году имело особенное значение, это личные мотивы. Вильде также зафиксировал легенду о "жестокой" Саломее, так как в "Геродес" Флауберта Саломея является только орудием мести ее матери. У Уайльда, напротив, девушка, подстрекаемая матерью, соблазняющая Геродеса своим таинственным непристойным танцем и в качестве благодарности требующая голову Иоанна, в 1900 году трансформировалась в сладострастного монстра, чьим единственным желанием является удовлетворение собственных вожделений: "Я хочу целовать твои губы, Иоанн…". Все монотеистические, патриархальные религии считают женщин опасными, так как они пробуждают в мужчине вожделение, которое сильнее его воли и рассудка. Это вожделение, которому мужчина не может противостоять, делает мужчину зависимым от женщины, она берет над ним власть. Этим нарушается угодное Богу, неопровержимое ранжирование полов. Попытка ограничивать женщин во всем, прикрывать ее тело и волосы и запрещать ей публично высказывать свое мнение является показателем того, что основатели христианской церкви чувствовали опасность, которая грозила им и их патриархальному обществу от "свободной" женщины, даже если она должна была следовать церковным заповедям. "Женщины опасны с головы до ног. Даже пышные волосы могут вызвать желание. По еврейскому Талмуду муж мог развестись с женой, если она показалась на людях с непокрытой головой, - пишет Розалинд Майлз. - Мы имеем дело с восхищением, которое сформировалось из противоположных импульсов. Боязливое отторжение и осуждение, увлеченное восхищение и преклонение связаны с пониманием всесилия женственности. Это воззрение, в котором положение женщины и мужчины с самого начала является иерархическим, христианская церковь заимствовала у других религий: мужчина занимает первое, женщина - второе место. Что оставалось неизменным во все времена, так это мнение теологических "экспертов", что женщина, якобы, по природе своей существо греховное. Но природа, как и женщина, не дает полностью открыть свои тайны. "Женоненавистничество, выраженное не как ненависть к одной конкретной женщине, а как к элементу женственности в культуре, и его оборотная сторона - идолопоклонство и демонизация женского, относятся к европейской мысли на пороге нового века". Можно было оживить миф о приносящей уничтожение и разрушение женщине, который был направлен против тех, кто пытался разрушить предлагаемые законы общества и освободиться от морального принуждения католической церкви. Женщине, считавшейся олицетворением природы, приписывалась воля к разрушению и раздражению, а также близость к смерти. Общественные, философско-психологические и религиозные воззрения влияли на изменение образа Юдифь на протяжении веков в западноевропейском религиозном и культурном пространстве, причем, два фактора - героиня использует свою сексуальность, чтобы подчинить себе врага, и насилие, чтобы избавиться от него - в причудливом напряженном сочетании восхищения и критики по отношению к женской "норме поведения". Насилие против женщин охотно признается составной частью так называемой "нормы нашего быта". "Индивидуальное физическое насилие мужчин необходимо для усиления их господствующего положения. Кажется, что неформальное насилие увеличивается по мере того, как женщины отвоевывают себе больше формальных и социальных прав. Это насилие - что-то вроде штрафа за эти свободы, которые нужно понимать как отступление патриархата". (Фишер, Леманн) Молитву Юдифь сейчас, если рассматривать ее в данной перспективе, нужно понимать как призыв к равноправию женщин: "Разбей гордость рукой женщины! Сила твоя таится не в количестве и не в сильных мира сего - твоя власть. Ты Бог слабых и помощник совершивших прегрешение, опора немощных и отверженных, спаситель сомневающихся". Эти слова показывают многосторонность ее личности. Тема Юдифь не потеряла и для современного искусства свою взрывоопасную силу. Творческие работники, как Синди Шерман или Минна Антова, транспонируют в художественном плане библейскую историю в феминистских аспектах. Литератор Рольф Хоххут в своей трагедии "Юдифь" перенес происходящее в современные дни. Он показывает политическое убийство как "форму самого крайнего политического сопротивления в природе истории, которую история никогда не щадила", с мотивами и конфликтами совершающих покушения. Хоххут заставляет свою Юдифь совершить убийство не из личных мотивов: ее цель - устранение провинившегося политического власть имущего/ деятеля, который представляет опасность для человечества. Юдифь: Цель убийства политического деятеля нужно понимать как попыткe предотвратить повторение ужасов войны. Эльфриде Вильтшниг, искусствовед, г. Грац, Австрия © Copyright: Соланж, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|