Ускоренный русский марш...

Боргил: литературный дневник

— 4 ноября проходит «Руский марш». Националисты, среди которых много молодежи, соотносят свою акцию с праздником народного единства. Станет ли ежегодный «Русский марш» действительно важным и связанным с русской историей? Может, власти даже пытаются способствовать такому развитию событий, ведь в этом году марш разрешено проводить в центре Москвы?


— Я общаюсь со многими лидерами русских националистов. Я поддерживаю отношения с разными значимыми людьми во всем оппозиционном политическом спектре. Никто из этих достаточно образованных, толковых людей не фетишизирует дату 4 ноября. Они просто используют эту дурость правительства. «Вы хотели устроить День народного единства, так мы устроим вам день «Русского марша». Очень хорошо, большое спасибо», — сказали националисты. Для националистов этот день, в который ничего не произошло, просто повод, который они используют.
Я хочу посмотреть на кремлевских обитателей, которые вместо праздника 7 ноября получили целую серию «Русских маршей» на 4-е.
Официозные празднества, кстати, не первый год проходят, на это тратятся деньги, сгоняют каких-то дураков, а в памяти ничего не остается. А вот «Русские марши» уже другое дело. Вот они получили 4 ноября — день «Русских маршей», день русских националистов. Русские националисты — это часть политического спектра, нравится не нравится, но они есть. Если власти добивались этого, я их поздравляю, у них получилось.
Если русские националисты, как в начале XVII века, пойдут изгонять врага из Кремля, думаю, к ним многие присоединятся. Не разделяю их взглядов, но общественность их поймет. Тогда уже, может быть, это действительно станет значимой датой в истории. Но пока до этого еще далеко.


— Сейчас отмечается полевение протеста, левые идеи вновь популярны. Может, 7 ноября в этом свете получит новый стимул? Может ли этот день стать праздником всех левых: от коммунистов до социал-демократов?


— 7 ноября и так отмечают. Я в советское время на 7 ноября ни на какие демонстрации не ходил, а сейчас хожу. И многие так.
Эта дата на наших глазах становится настоящей и неформальной.
За семьдесят лет советской власти многие значимые вещи стали рутинными, забюрократились, заформализовались. А теперь благодаря протестным настроениям 7 ноября отмечается не формально, а со смыслом. Оно действительно приобрело значение для людей. Не для всех, но для части общества приобрело очень ощутимое значение.
И за это я бы поблагодарил Владимира Владимировича Путина и попросил бы его запретить празднование 7 ноября. Лучше бы он запретил, а не просто сделал его обычным рабочим днем. Запретил бы все манифестации на 7-е число. И вот тогда, я подозреваю, эта дата вообще бы заиграла всеми красками. И, может быть, снова бы осталась в истории как очередной октябрьский переворот.
Они все Ленина хотят вынести из Мавзолея. Я говорю — конечно, вынесите, устройте в Мавзолее дискотеку, как можно сильнее надругайтесь над чувствами людей. Чтобы люди это почувствовали и сильнее возненавидели. Градус ненависти недостаточен сейчас. Сейчас пока недовольство, а до ненависти дело не дошло. Но Кремль на правильном пути, они все делают, как надо. Они же хотят быть похожими на династию Романовых, и у них получается.
Династия Романовых за триста лет сумела вызвать к себе ненависть абсолютно всех слоев населения. Ведь во время Февральской буржуазной революции не нашлось ни одного человека, кто бы выступил в защиту царской династии. Более того, родственники царя, великие князья, надевали себе красные банты и ходили по улицам. И сам Николай Романов, отрекшись от престола, смирился с тем, что он уже просто гражданин Романов.
А династия Романовых была в равной степени ненавидима и презираема всеми: белыми, красными, зелеными, кем угодно. И та же самая судьба ждет и нынешние российские власти. По крайней мере они делают для этого все возможное. Только Романовы ходили по этим граблям триста лет, а наши власти очень ускоренным маршем двигаются.


Анатолий Баранов



Другие статьи в литературном дневнике: