Запись стихов, ч. 1-2. Внутренняя рифмаТворческая Мастерская Ликбез Часть-1 Как только не записывает стихирянин свои творения на сайте – и аккуратными строфами, и сплошным фрагментом строк, а иногда и вовсе запишет текст по всей странице, - как в прозе! А, если и не как в прозе, то все равно чудит: то между всеми строками в строфе у него есть связующая рифма (перекрестная, охватная или попарная), то вдруг попадаются строчки, которые ни с чем не рифмуются! И самое противное, что в последних случаях занудная Алкора иногда придирается к автору – "мол у тебя тут рифма потеряна", а иногда нет, как будто так и нужно! А как вообще правильно записывать свои стихи при публикации? И что это за зверь такой – внутренняя рифмовка и еще более страшный зверина – «мнимая проза»? На все эти вопросы пришла пора дать понятные ответы. Чем я и займусь сегодня. Стихи – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков называется “СТИХОМ” и на письме обычно выделяется в отдельную СТРОКУ. СТРОКА является важной ритмической единицей в стихах. Есть даже мнение, что стихи - это все то, что разбито автором на строки. Но это, конечно, не так - по техническим причинам любой печатный текст печатается в виде строк. НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ! СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица. Сегодня мы поговорим только о рифмованных стихах (исключив из темы обсуждения свободный стих (верлибр), вольный и белый стих). А еще вспомним полезные определения: Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ Есть два способа написания рифмованных стихотворных строк: 1. Традиционный. Разделять стихи на строки согласно их стихотворному размеру . 2. Смысловой. Автор использует те же самые строки, но дополнительно в них выделяет отдельные фрагменты, как посылы отдельной мысли, то есть "дурью мается" – передает особенности интонации стиха. Такие попытки делались и "великими". Самая известная из них – это «лесенка» Маяковского; печатая свои 4-ударные стихи «ступеньками» преимущественно по 1+1+2 или 2+2 слова, а 3-ударные – по 1+2 слова, он добивается того, что начало стиха звучит более отрывисто, а конец – более плавно. Есть и другие примеры. Поздний Андрей Белый, стремясь передать «мелодическое» единство стиха, печатал почти каждое слово в отдельную строку (как бы выделяя его курсивом) и сдвигал части фраз вправо (как бы требуя соответственного повышения или иного напряжения голоса). Приведу пример попроще – свой: А) традиционная – согласно размеру: Будь бдителен: мы все стоим на грани, Всё от тебя, и всё в тебе, а нити пустых страстей, иллюзий и амбиций, любить других! В циничном мраке буден Б) смысловая (можно это же самое написать и «лесенкой»): Будь бдителен: Поскольку данное стихотворение – лозунг, призыв, то его есть смысл записать именно вторым способом – для усиления акцента на отдельных местах. Но, сочиняя стихи, всегда начинайте с традиционной записи – она покажет вам все места, которые надо согласовать по числу сильных (ударных) мест в строке и по концевым рифмам. После их доработки, вы можете записать стихи в смысловой форме. Главное правило: КОНЕЦ СТРОКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СТИХОТВОРНОМУ РАЗМЕРУ, (в традиционной записи) должен СОВПАДАТЬ С КОНЦОМ СТРОКИ в СМЫСЛОВОЙ записи! Приведенный выше пример написан так называемой "короткой строкой": во время его прочтения нам нет нужды делать остановку в середине строки. Наш стихирский автор, желая показать свое мастерство, обожает писать длинной строкой - многостопной, которую за раз не прочтешь и где-то внутри нее приходится делать интонационную остановку. То есть, длинная строка состоит из двух ПОЛУСТРОК. Концы этих полустрок могут рифмоваться, а могут и нет. Рассмотрим разные случаи написания стихов и поймем, когда и для чего есть смысл записывать стихи длинной строкой. 1. Внутристрочная рифма есть. (На примере: Не напрасно все чувства прячу я: в просторах космоса Ты, играешь со мной, как с кошкою, беды не ведаешь, Только поздно - созрело яблоко, а Змей прицелился, Особенность данного стиха – стопный логаэд (первая полустрока написана 5 стопным ямбом, вторая -2 стопным анапестом). О логаэдах см. http://www.stihi.ru/2010/09/13/2598. Распишем это же стихотворение по полустрокам (что разумно, т.к. в здесь между полустроками есть рифма и вы точно не будете раздражать не поднаторевшего в вопросах стихосложения стихирского критика ее отсутствием!). В итоге, получим строчный логаэд: Не напрасно все чувства прячу я: Ты, играешь со мной, как с кошкою, Только поздно - созрело яблоко, 2. Внутристрочной рифмы нет Облака, словно лебеди, тихо плывут в поднебесье, Дождь апрельский пролил, пахнет солнцем и свежей травою, При чтении данной длинной строки в ее середине мы делаем паузу – имеем две полустроки, но они не срифмованы, что не портит звучания стихов (иногда, в некоторых стихах – портит, и тут надо уметь «слышать» свои стихи: если они звучат плохо – рифму придется сделать и внутри!). Оснований разбивать полустроки на строки, здесь нет, хотя нет и особого в этом преступления (просто в таком варианте к вам начнут придираться непрофессионалы и требовать от вас рифмы!) Облака, словно лебеди, Дождь апрельский пролил, 3. Срифмованы только полустроки. Не мне, увы, стихи ты пишешь, В данном примере запись длинной, удвоенной строкой - не более, чем желание автора покрасоваться - поиграть с формой. Более оправдана здесь запись короткими, рифмованными строками. А теперь разберемся со стихами, становящимися все более «модными» на нашем сайте – стихами, записанными в формате А4, или «мнимой прозой». Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/06/02/2163
* * * * * * * * * * * * * * * * Запись стиха, ч. 2. Мнимая проза Настало время поговорить о «модной» на СТИХИРЕ форме записи стихов в формате А4, то есть, по всей длине экранной строки. Иначе этот стиль еще называют «мнимой прозой». Мнимой, потому что на самом деле эти же стихи можно записать традиционным образом – согласно их стихотворному размеру, с рифмами на концах слов. Сразу пример: (Маргарита Родяхина «Земляничная»): «… Как страшно завывает вдоль стены – зима влезает в спящий дом сквозь щели, меня опять волнующие сны подняли в неурочный час с постели. Метели нет конца – всё снег и снег – она вросла корнями в крыши эти. Запишем стихи обычным способом: … Как страшно завывает вдоль стены – Метели нет конца – всё снег и снег – Прекрасные стихи, не правда ли? Они великолепны в любом варианте, но автор записывает их «мнимой прозой». Почему? Этот жанр называется «эпистола» - письмо лирического героя (ЛГ), записанное стихами. Чтобы еще больше усилить ощущение реального письма к реальному человеку (хотя, совершенно не обязательно доверяться этой реальности!!), автор записывает строчки «сплошняком». И ощущение письма – полное! Еще один пример, на этот раз, собственный: «Взрыв миража. Мы это проходили. Для неба - благо, для земли – кошмар. Здесь мнимая проза использована только для придания стихотворению формы диалога с другим поэтом, дружеской беседы, между тем как сами стихи имеют и четкий метр, и рифмы, и могут быть записаны традиционным способом: Взрыв миража. Мы это проходили. Но нас с тобой судьба не обделила, Интересным приемом таких диалогов-перекличек стихами является смена типа рифмовки строф, например, как здесь – с перекрестной в одной строфе на охватную в следующей. Если в лирике это выглядит как технический изъян, то в эпистоле (стихах-письмах, стихах-диалоге) смена рифмовки создает изменения в звучании стихов, как это характерно для живой речи: темп реальной речи то убыстряется, то замедляется, меняет окраску, становится живым и подвижным. Человек в обычной жизни крайне редко говорит нараспев, с одной и той же интонацией, монотонно. Смена рифмовки как раз и помогает передать эти речевые акценты и в данном случае не только уместны, но и желательны. Мнимая проза – не новый прием. И не всегда ее используют только в жанре эпистолы. Рассмотрим теперь пример уже из «великих»: «Петербурженке и северянке, люб мне ветер с гривой седой, тот, что узкое горло Фонтанки заливает невской водой. Этот текст был записан автором как проза. Но в нем есть рифмы с простым и предсказуемым чередованием АБАБ – и слух, привыкший к звучанию стихов, легко ощущает их как сигналы членения на сопоставимые отрезки. Здесь есть ритм, облегчающий соизмерение этих отрезков, и слух, привыкший к звучанию стихов, легко опознает его как ритм 3-иктного дольника. Дольник – не совсем привычный для нас стихотворный размер. В стопных логаэдах, с которыми вы уже, надеюсь, познакомились (см. http://www.stihi.ru/2011/05/18/1950) было упорядочено чередование разнородных стоп. Если оно становится неупорядоченным, возникают дольники – переходная форма от силлабо-тонического стихосложения к чисто тоническому. В дольниках длина стиха измеряется не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов. Но об этом мы еще когда-нибудь поговорим в отдельной статье. В стихах М.Шкапской текст воспринимается не как проза, а как мнимая проза – на самом деле это стихи, напечатанные автором сплошной строкой для передачи впечатления неторжественной, интимной, скороговорочной интонации, – Петербурженке и северянке, Решение, как записать данное стихотворение – остается за автором. НО: совершенно не нужно записывать мнимой прозой любое стихотворение, например, лирическое стихотворение с описанием природы или (тем более!) – твердые формы, где сама форма является важным действующим лицом произведения. Всегда связывайте содержание ваших стихов с формой их записи – четко понимайте, что именно такого важного и абсолютно необходимого для восприятия читателем дает вам ваш формат А4. Он не должен быть самоцелью, потому что… числа ваших читателей он сам по себе не увеличит, а может быть, – уменьшит! Многим будет просто лень читать такую форму, ибо традиционная – легче и понятнее для восприятия содержания и звучания стихов. И об этом тоже полезно думать при публикации. Не стоит также путать сознательное использование записи «мнимой прозой» (или форматом А4) с пустым желанием некоторых авторов «влиться в модное стихирское течение», либо с… отсутствием у автора компьютера (человек просто заводил на СТИХИРУ текст с мобильника, не вкладывая в этот процесс никакого значения, кроме собственного удобства). Он вообще НЕ ДУМАЛ О ЧИТАТЕЛЕ – и это самое плохое, что может быть, и что весьма распространено на СТИХИРЕ. Публикация должна быть ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, а не для СЕБЯ ЛЮБИМОГО. Рассмотрим случай использования мнимой прозы для стихов, которые автор не срифмовал или недорифмовал и смешал в них сразу несколько разных стилей. Для пущей важности он еще записал их форматом А4, посчитав полученное чудо собственным новаторством. С подобным я постоянно встречаюсь на конкурсах новаторских форм (сейчас такой проходит таковой по http://www.stihi.ru/2011/05/12/1409 и http://www.stihi.ru/2011/05/12/1441). Как вы помните (см. сборник «Многообразие свободных форм стихов» на ЛИКБЕЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ), существуют разные формы свободных форм: 1. Свободный стих или верлибр (нет метра - стоп, нет определенного размера – количества стоп в строках, нет строф, нет рифм: строки выделяются только интонационно – паузами при чтении). 2. Вольный стих (есть метр, но нет постоянного размера: число стоп в каждой строке – произвольное, нет четких строф, но при этом есть РИФМА). 3. Белый стих (есть метр, есть постоянный стихотворный размер для однотипных строк, могут быть строфы, но НЕТ РИФМЫ). Если автор подает смесь этих жанров, то он охотно маскирует свой хаос мнимой прозой. Профессионалов и просто людей с хорошим поэтическим слухом он этим вряд ли обманет, тем более - при подаче стихов на конкурс, а вот привести в восторг Чайников сможет, да только надо ли? Приведу в качестве примера очень красивые стихи Ирины Клейменовой «Жасмин», которые требуют доработки и приведения их к одному из трех указанных видов свободных стихов. В них есть ритм (метр) – постоянный и хорошо звучащий, нет постоянного размера – количества стоп по строкам, местами есть рифма, в других местах эта рифма (которой очень просит мой слух!) то слишком плохая, то совсем отсутствует. А в одном месте просто не хватает строки для завершения строфы. Безусловно, эти стихи стоит подкорректировать, исправив и добавив рифму в строки – пусть и разные по длине, и оформив строки в строфы, пусть даже и разнотипные. После доработки (которую легче и правильнее делать, записывая стихи традиционным способом – ибо так наглядно!) автор при желании может записать свой текст опять мнимой прозой. Если при этом он будет еще и точно представлять, какое преимущество восприятия это ему дает, чем его улучшает – будет совсем хорошо! Итак, Ирина Клейменова «Жасмин»: «Лепестками жасмина усыпана лунная ночь… Тишина и покой. Сладковато-медовое Запишем текст согласно стихотворному размеру – по стихам: Лепестками жасмина усыпана лунная ночь… 001 001 001 001 001 В их экстракте – полынь. 001 001 Опалённое, Лепестками жасмина усыпана лунная ночь…. По глоткам возвращается вера в звезду, Совсем немного авторских усилий и родится прекрасный пример Вольного стиха, имеющего четкий ритм (трехсложная стопа- анапест) и – после правки - рифму. Разное количество стоп в строфе дела не испортит. Жду ваших вопросов и мнений. Надеюсь, до встречи. Ваша АлКора.
http://www.stihi.ru/2011/06/01/2800 © Copyright: Ирина Гиждеу, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|