Желтый лист, подобие медали, положила осень мне наАида ЗЛОТНИКОВА, «Желтый лист, подобие медали, Мне довелось быть его женой и родить ему необыкновенную дочь в те недолгие девять лет, которые отпустил нам Всевышний. Наверное, это было одним из первых ощущений счастья. - Давайте знакомиться, - сказал он и протянул руку. Мужское красивое лицо и глаза, которые очень изучающе и загадочно улыбались. – Завтра в командировку, в совхоз. - А я не знаю , что такое сельское хозяйство и совхоз, - тихо ответила я. - Ну, это не беда. Сейчас пойдемте к Филипповне, в ее доме вы будете жить. Куда мы шли и как, не помню. О чем-то говорили, и я хвасталась, что в «Иностранке» напечатан роман Генриха Белля «Глазами клоуна» и журнал у мена в чемодане. Юра вдруг начал читать стихи. Девушка на цыпочки встает,трав касается до звезд достает, …Ты скучал по дому в веселой Москве, - Да, в местной газете. - И все? - Толстые журналы, например ваш «Дон», для меня места не находят. - Как это? - наивно ответила я. - Надо позвонить Галине Николаевне. И стала рассказывать, что Галина Николаевна - моя учительница и моя мама, и моя старшая сестра, и вообще – судьба. Она мена позвала в Ростов и я стала учиться в университете на факультете журналистики. Она знает Колю Скребова, редактора «Дона», мы прочтем ей ваши стихи. И я снова увидела загадочно улыбающиеся глаза. Утром - совхоз. Меня отвез туда редакционный шофер, Юра сказал, что в шесть вечера меня заберут. - Познакомьтесь с зоотехником, она очень интересный человек, и напишите о ней зарисовку, вы же делаете диплом по теме «Зарисовка в газете». После шести часов был ресторан. Привокзальный, единственный в Прохладном. Ужинали. И он снова читал стихи: Вас не секли февральские метели, - И ты будешь говорить мне: «ты». Я – влюбилась. Ночью написала маме в Челябинск письмо. И задала вопрос: «А вдруг а выйду за него замуж?» Получила ответ: «Девочка из еврейской семьи так замуж не выходит… Думай». Но я не стала думать. Из очередной командировки в совхоз привезла два мешка соломы и сделала матрац, положив его на деревянные доски, получилась кровать. Утром он подарил новые стихи: Жили мы с тобою во времянке. Юрия Крутова приняли в Союз писателей СССР. Он стал студентом Высших литературных курсов в Москве при Литературном институте им. Горького. Учился в семинаре Александра Межирова и готовил к печати новую книгу стихов. Писал рассказы, повесть «Отец не вернется» (записки десятилетнего мальчишки).
В 1975 году он ушел из жизни. В том году он успел сдать в издательство «Советский писатель» сборник стихов «Росстань –дорога», предисловие к которому написал Александр Межиров. Но рукопись в издательстве потерялась. Эту посмертную книгу издавала я. Архив Поэта сохранился, и я отвезла в Москву, завотделом поэзии Егору Исаеву папку с рукописью. Редактором был Виктор Фогельсон. Чтобы книга была издана, я отказалась от гонорара и подписала пустой бланк договора. В 1977 году сборник увидел свет Я получила 15 авторских экземпляров. В предисловии «В настоящем времени» Межиров писал: «У Юрия Крутова фамилия Кузнецов. Характер фамилии поэт, по возможности, сохранил в псевдониме. Его человеческий характер был действительно крутой, натура вспыльчивая, отходчивая. Красивое, породистое лицо привлекало умом, благородством, чувством достоинства. Говорил он мало, резковато, чаще всего не напрасно и лиризма своего в стихах попусту не расточал. Поэт не всегда внешне похож на свои стихи. Юрий Крутов был похож. Страстность его внутренних сил и личный внутренний опыт были строго подчинены психологической обязательности. Говорят, что понять поэта - значит разгадать его любовь. Разгадка невозможна, если у поэта жизнь сама по себе, а стихи сами по себе. У Ю. Крутова то и другое – едино, и вдохновенье не косвенное, а прямое. Он не уклоняется от песен, как бы «чуждых вечности». Он сплошь и рядом лирик быто-писатель, точно, скупо, напряженно повествующий о конкретной судьбе. Его повествования поддержаны темпераментом, властными речевыми интонациями. Изысканным мастером Ю.Крутова, пожалуй, не назовешь. Но нету в поэзии общего мастерства. Все, что он пережил, выстрадал, прочувствовал и осмыслил, выражено им естественно, без нарочитой изысканности. Основу его поэзии составляет совсем иное: самобытный характер, вражда ко всему неопределенному, личность. А ведь в поэзии, как было замечено, случается и так: индивидуальность почти ослепительная, а личности почти нет Ю.Крутов не отдается безвольно «ритмическим качелям». Его строка порой трудна. Но чаще всего пластична. Ощущение сопротивляющегося материала и упорное творческое преодоление свидетельствует о подлинности натуры и какой-то особой притаенной силе. Поэт не стремится очаровывать читателя, не занимается актерством, за которым нередко стоят холод, черствость, эгоизм. Слова служат Ю.Крутову не просто способом выразить и осмыслить чувство, связать воедино события жизни, - в его слове откладываются черты характера, приметы воспитания. Его ямбы внешне весьма традиционны. Между тем поэт не желает пользоваться «готовыми» ритмами и интонациями В его канонических размерах можно уловить свои ритмические построения, повороты, собственный интонационный напев. Возникает все это как результат своего собственного миропредставления, без которого истинный ритм вообще невозможен. Имя В нем звон мечей , троянские пожары, Большинство образов Ю.Крутов берет как бы «из области природы». Природа в его стихах не для пейзажей. Она, как теперь принято говорит, сама – лирический герой. …Я поднимаюсь осторожно, В созерцательности таких строк уловим намек на истолкование. А если говорить о новизне в поэзии, то ведь она в том, что виденное людьми тысячи раз увидено поэтом словно впервые. Я не заметил, что пишу об ушедшем из жизни Ю.Крутове в настоящем времени. Но случилось это неспроста. Значит, стихи его живы». ГИМНАСТЕРКА Стирала мама, обливаясь потом, Прошли годы. В 1995 году к 60-летию со дня рождения Юры поэт Константин Скворцов опубликовал в газете «Челябинский рабочий» свои воспоминания. «Рейс задерживался… Сквозь огромные стекла аэропорта Внуково мы глядели на новогоднюю поземку 1974 года. Мы спешили в Новый год, казавшийся тогда бесконечным белым листом бумаги. Что–то он принесет нам, трем писателям, Юрию Крутову, Вячеславу Богданову и мне? Рейс все время откладывался. Крутов достал папку с детскими рисунками из разных стран мира. - Посмотри. Скоротаешь время! Я с удивлением всматривался в яркие листы, на каждом из которых был нарисован … пингвин! Юрий перехватил мой взгляд. - Эти рисунки пришли после публикации стихотворения «Почему грустит пингвин». Хочу издать в Челябинске книжку с этими рисунками. Богданов, любивший давать названия новым книгам своих друзей, посоветовал: - Пусть она так и называется – «Почему грустит пингвин». Посадку все не объявляли, и мы говорили о том, как вернемся в Челябинск после окончания Высших литературных курсов, на которых в то время учились вместе с Крутовым, как организуем на Южном Урале свой литературный журнал. Вячеслава Богданова мы дружно назначили тогда редактором несуществующего журнала. Рейс задерживался, но нам было уже все равно: мы говорили о готовящихся новых книгах, читали последние стихи… Случилось так, что для Юрия и Славы, вышедшие вскоре книги стали посмертными. Вспоминая Юрия Крутова, мне приходят на память не его поэтические сборники, а их было пять, не его известные стихи «Базар в Тамани» или «Чайка», а лицо товарища, открытое лицо человека, говорящего всегда правду и знающего цену этой правды. Мы любили его за это, любим и читаем. Его стихи-мысли». Книгу «Почему грустит пингвин» с рисунками детей мира Юра посвятил нашей дочери Ульяне, она перевела ее в Израиле на иврит. Сейчас эта книжка готовится к печати. А открывается она словами автора: «Нет прекрасней и сказочней страны детства. Народ ее, мальчишки и девчонки, всегда отзывчив на чужую печаль и горе. Глубоко убежденный в этом, я написал стихотворение «Почему грустит Пингвин?». Оно было опубликовано в журнале «Советская женщина», выходящем на русском и многих иностранных языках. Судьба Пингвина обеспокоила детей, живущих и у Ледовитого океана, и в степях Казахстана, и в горах Кавказа, и на берегах Ганга - великой реки Индии, и на Кубе - легендарном острове Свободы, в Болгарии, Венгрии, ГДР и других странах. Ребята взялись за карандаши, кисти и краски. Редакция получила сотни рисунков из разных уголков земного шара, и каждый из них по-своему хорош. Всех их роднит участие в судьбе малыша, желание прийти ему на помощь. Трудная задача стояла перед всеми, кто готовил к печати эту книжку, из множества рисунков отобрать самые лучшие… Нам всем, задумавшим эту книжку, хотелось одного, чтобы в вашей замечательной и неповторимой стране всегда ярко светило солнце и прочными были мир и дружба». Дочери Ульяне посвящаю ПОЧЕМУ ГРУСТИТ ПИНГВИН? Уныло Друзья мои, Но на заботливых друзей Там, где пурга Давным-давно ты выдумана мною, * * * Я сегодня 24 октября 2015 г. http://www.obivatel.com/artical/659.html * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * В страну далёких сновидений В караул я поставлен бессонницей По студёному небу, Может, встретив врага, По студёному небу, *** Матери Как живёшь ты, родимая, как ты *** Я сегодня пил из родника -
Гроза Вдруг, вспыхнув, небо раскололось, *** Я бродяжьей тоскою болен, *** Я напишу весёлые стихи, Мне не хватает мудрости отца – А утром друг приносит мне вино От слов устала женщина моя, Но не уйти мне от стихов и дум. *** На губах моих... На губах моих Небо тучей И, мне снилось,
Я - Лермонтов... Клеймя царя,
© Copyright: Ирина Гиждеу, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|