Женская современная поэзия. Вера Павлова.6 ноября 2008 года состоялось очередное заседание литературного клуба «Зелёная лампа» - «Женские голоса в современной российской поэзии». И.Н. Крохова, руководитель клуба: "Наша сегодняшняя встреча носит скорее познавательный характер. Мы хотим представить вам тех, кто определяет лицо современной женской поэзии. Попытаемся дать некоторые ориентиры в этом море поэзии. Так что же такое женская поэзия? Хочу процитировать Веру Павлову: "Женская поэзия" - почти жанровое определение, что-то вроде "женского романа". Есть "женская поэзия", и есть поэзия, которая пишется женщинами. Эти области почти не пересекаются. Мне совершенно неинтересна первая и безумно интересна вторая". Если сделать небольшой экскурс в историю, то мы увидим, что долгое время женщина в основном была объектом поэзии. Пришла и заговорила своим языком она лишь в XX веке. Тому было несколько причин: феминизм, технический и общественный прогресс и т.п. В чём же особенность именно женской поэзии, или как мы договорились говорить поэзии, написанной женщинами? Здесь вновь можно процитировать Веру Павлову: *** В XX веке было несколько мощных попыток женщин заговорить во весь голос. В начале века - Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мария Шкапская. В 40- е годы - военное поколение - Юлия Друнина, Ольга Берггольц. В 60-е годы во времена "оттепели" появились новые, очень яркие имена - Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Белла Ахмадулина, Римма Казакова. А что представляет собой современная женская поэзия? На этот счёт существуют самые разные мнения. Например, Ольга Седакова, считает, что поэзия кончилась, а женская тем более. Здесь можно поспорить, я скорее согласна с поэтом и критиком Данилой Давыдовым: "Поэзия сейчас переживает подлинный расцвет, даже не равный, но превосходящий Золотой и Серебряный века. К сожалению, это не все желают замечать - именно не желают, не просто не замечают. Тут есть объективные причины. Современная поэзия, как и словесность в целом, есть "многоукладное хозяйство". Имея общие корни, нынешние поэты очень далеки друг от друга и в эстетических, и в мировоззренческих установках. Требуется определённая широта восприятия - и определённое великодушие - дабы узреть - и оценить! - лучшие образцы по всему спектру. Таких лиц, увы, мало. И особенно - это уже вторая причина - их мало среди критиков. Беспрецедентная ограниченность 95% пишущих о поэзии, полагающих даже не вкус, а собственную инерционную привычку единственным мерилом, увы, дезориентирует сообщество ценителей поэзии. Интересное высказывание, хотя с ним тоже можно поспорить. А сейчас я попытаюсь очень кратко представить тех, кого нельзя не упомянуть, говоря о современной женской поэзии. Конечно, это далеко не полный список поэтов, которые заслуживают внимания, есть ещё и Олеся Николаева, Мария Галина, Мария Степанова, Татьяна Щербина, Юлия Идлис, Анна Логвинова, Дина Гатина, Анна Матасова и целое "море" замечательных имён, в котором каждый найдёт что-то своё, близкое и созвучное его душе. Вера ПАВЛОВА. Слово. Слово. Слово. Слово. Как верно заметил один из критиков, одна из особенностей Веры Павловой - "говорить о том, о чём другие молчат". Чтобы понять поэзию Веры Павловой - надо знать её биографию, там все корни. Вера Павлова на вечере Алексея Цветкова в клубе ''Билингва''. Москва, 18.12.2004.Вера Павлова родилась 4 мая 1963 года в семье научных работников в городе Москве. Окончила музыкальный колледж им. Шнитке и Академию музыки им. Гнесиных по специальности "История музыки". До 18 лет, по благословению Арама Хачатуряна, готовила себя к поприщу композитора. Стихи начала писать в возрасте 20 лет. Первая подборка была опубликована в журнале "Юность", а известность пришла после появления в 1994 году в газете "Сегодня" разворота из 72 стихотворений (с послесловием Бориса Кузьминского), породившей миф, что Вера Павлова - литературная мистификация. В 1997 году вышла первая книга "Небесное животное", сейчас у Павловой уже 13 книг. В 2000 году она стала лауреатом премии имени Аполлона Григорьева за книгу "Четвёртый сон". Учёба в консерватории наложила свой отпечаток на её поэзию, она была очень способной и многообещающей ученицей. Одна из её педагогов на полях диплома написала: . А вот что говорит сама Павлова: "Когда я пишу стихи, мне иногда кажется, что я пишу музыку, то есть композиционные приёмы, я заимствую оттуда. Всё, что мне известно о секвенциях, о полифонии, о разных музыкальных формах - всё это я нахожу в стихах, когда пытаюсь их анализировать". На вопрос, почему она начала писать стихи, отвечает, что первый муж запрещал писать музыку (опрокидывал крышку рояля на пальцы) и тогда в целях конспирации она перешла на стихи. Сегодня многие считают Павлову одной из самых скандальных поэтов. Причём и критики и читатели резко делятся на два лагеря - сторонников и противников. Приведу лишь несколько высказываний. В. Губайловский: "Стихи Веры Павловой - традиционно о любви и смерти. Но ни такой любви, ни такой смерти в русской поэзии ещё не было". И, действительно, у Веры Павловой есть стихи, которые трудно читать вслух. *** В. Старостин: О. Шебеко: "Мария Арбатова, известная писательница на вопрос о Павловой как-то бросила: "Вера Павлова? Это которая пишет про сперму?" В. Дряхлых: "А сама-то она про это не пишет?" О. Шебеко: "С одной стороны, меня считают Черубиной де Габриак, вымыслом группы мужчин. С другой, я у них мать сыра земля - роды, гинекология и никакой метафизики> - и, объясняя, почему так много плотского в её стихах, почему начала с эротических стишков и почему меняет сейчас к ним своё отношение - "Как ставится голос? Голос опускается все ниже, и дыхание ставится на диафрагму - как говорят вокальные педагоги "опирается на матку". Эротическая лирика - опора на матку. Только и всего. Я распевалась на этой теме. И в какой-то момент:эта тема стала мне уже не нужна>. Павлова работает в так называемом жанре поэтической миниатюры, её стихи - это 4 максимум 12 строк. Но в сжатой, афористичной форме - максимум содержания. Многие упрекают её в том, что она пишет сыро, не отсекает лишнего, печатает всё, что выходит из-под её пера. Отчасти это справедливо, но это - её выбор. Иногда Павлова поднимается в своих стихах до таких высот, берёт такие рифмы! А с ритмом стиха кажется, она может сделать всё, что угодно. У неё есть свой неповторимый, ни на кого непохожий голос. Вера Павлова говорит, что форма стиха для неё важнее содержания. Когда она начинает писать, то никогда не знает, чем оно закончится. Но если удалась форма - то для неё стихотворение получилось. Павлова абсолютно не публичный человек, крайне редко даёт интервью. Одно из самых интересных - интервью, данное собственному мужу М.Поздняеву, поэту, журналисту, работающему в "Огоньке". Мне показалось, что порой, она говорит о своих стихах даже интереснее, чем сами стихи. Хотя даже с мужем она отказывалась беседовать на многие темы. В этом интервью много почти афоризмов, вот например: "Моя жизнь стоит на трех китах: дневник, блокнот и письмо. Блокнот, в котором стихи, - посередине, а по бокам - дневник и письмо. И они оттягивают из стихов лишнюю доверительность - и лишнюю документальность. Если нет дневника и некому писать письма, в стихах возникает много лишнего...". Или вот это: "У тела есть пять чувств для того, чтобы ориентироваться в пространстве. А стихи нужны, чтобы ощупывать духовное пространство. У других людей это не стихи. Например, у художника - рука, продолженная кистью... Кто как приспособился. Вот я стихами приспособилась". Очень интересно муж рассказывает, как она пишет стихи: "Каждое утро она залезает в кипящую ванну, после чего записывает два-три стишка. Два-три дня не записывает - болеет..." *** Очень часто Павлову сравнивают с Цветаевой, но в ней нет женской слезливости: сила, мужество, готовность до конца отстаивать свою любовь - вот что отличает Павлову. Кстати, как и в своё время Цветаеву, в детстве Веру Павлову насильно заставляли заниматься музыкой. *** *** У Павловой две дочки, которые по её словам, относятся к своей матери с долей юмора. Она рассказывает, что однажды на Новый год на вопрос, что хотела бы получить в подарок, ответила: письмо от Бродского: "Через три недели Бродский умер. Хотя письмо я все-таки получила. Под подушкой нашла. Лиза (младшая дочь) на машинке напечатала. "Я чэтал тваи стихи они мнеочнь панравелес надеюс и стихи каторые ты пишэш сечаз такиеж хароше маё имя иосеф броцкий". Письмо на языке того света - где грамматика теряет власть... Я вклеила это письмо в дневник". А вот что Вера Павлова говорит о современном состоянии поэзии: "Сейчас нужны стихи, которые на мраморе можно писать. Настал момент, когда поэзия должна доказывать свое... первородство. Ведь проза после поэзии появилась. Поэзия - Адам, а проза - Ева. В такие моменты, как сейчас, поэзии нужен некоторый аристократизм, чтобы поставить на место тех, кто не умеет себя вести. Это язык богов - нельзя об этом забывать. Особенно когда богов низвергают..." И ещё, штрих к портрету Веры Павловой - её любимая книга "Дневник" Анны Франк, это тоже о многом говорит. Я хочу прочитать несколько её стихов. И.Н. Крохова: "Спасибо за такое полное и интересное представление Веры Павловой. А теперь давайте перейдём непосредственно к обсуждению". В. Старостин: "Перед тем, как собственно перейти к Вере Павловой, - небольшое предисловие. Мужчина и женщина - это абсолютно два разных вида животных, разумных животных. Так вот, Вера Павлова - это высочайшая вершина женской поэзии, поэзии, которая не могла быть написана никем из мужчин. Женщина - это совсем иной мир, - сказала нам Вера Павлова. Она совсем по-другому относится к жизни. Что такое проституция? Это ведь не женское, а чисто мужское занятие, это болезнь мужчин. Всю жизнь мы что-то ищем, а женщине нужен только один, единственный. *** Вот про это говорит Вера Павлова! Вот о чём она думает! А о чём думаем мы, мужчины? Да всё о том же! К женщине мы относимся как к объекту! В женщине космическое начало заключено. Кто помнит русского философа Н. Фёдорова? Он ведь говорил о том, что матерей воскрешать не надо, потому что понимал: в них уже всё есть и отпадает всякая надобность в мужчинах, мы становимся лишними! Мужчина - такое бесполезное создание: Это просто ужас! Сейчас Вера Павлова, конечно, стала писать хуже - благостные стихи: ещё не Донцова, но уже Инна Кабыш. Жаль: Резюмирую: надо читать Веру Павлову, но не всю - раннюю, там всё есть и про любовь, и про главное: Женщина, конечно, - никакая не загадка, это ответ на все вопросы. Мимо прошли мы Веры Павловой, а ведь всё было написано ещё в 1995 году. А сейчас я почитаю её стихи. *** * * * Вера Павлова учит нас одной простой вещи - не врать. *** *** Моё знакомство с Верой Павловой началось с книги "Ручная кладь", которую мне вручили наши библиотекари. Я был, конечно, удивлён, что такая поэзия существует. Не зря её сравнивают с Мариной Цветаевой: так же, как Цветаева, Павлова заставляет меня замирать, когда я читаю её стихи. Она может написать так, как не могу написать я - мужчина и не способен написать никто из поэтов-мужчин, каким бы гениальным он ни был. В этом и есть предназначение женской поэзии. В. Дряхлых: "Можно я чуть на снижение поработаю, почитаю стихи, где Павлова очень иронична, по отношению к себе и к миру". *** * * * В. Старостин: *** Е. Килякова, зав. отделом библиотеки им. А.И. Герцена: "Из всех поэтов Вера Павлова выделяется своей ироничностью, афористичностью, образностью. В четырёх строках ей удаётся передать и запечатлеть целый мир - мир женщины. *** *** *** *** *** О.С.Халявина, служащая: "Я бы такие стихи не стала читать для души". Е. Килякова: "А для моей души вот это в самый раз:" *** И.Н. Крохова: "Я думаю, что наше сегодняшнее заседание прошло не зря: много новых имён прозвучало, много стихов. Это ещё раз доказывает, что поэзия не умерла, она живёт, развивается и так же разнообразна и непредсказуема как окружающая нас жизнь. А если вы, придя домой, возьмёте в руки томик стихов, - это и будет лучшим итогом нашей встречи".
Что читать: * Бек Т. Сага с помарками: (Стихи). - М.: Время, 2004. © Copyright: Гала-Тэя, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|