В буддизме невозможен Бог?Научный ответ В буддизме невозможен Бог? Раскрываем тайну атеистической религии
Но как устроен мир? Какова правильная картина мира? Ответ в буддизме есть, но вся его система категорий нам непривычна. Мы ведь воспитаны в западной традиции. К счастью, философия Канта в основах с буддизмом совпадает. Базовые понятия различны, но фундаментальные идеи одинаковы. Поэтому план такой. 1. Просто и четко рисуем картину миру от Канта. 2. Совмещаем с картиной мира от Будды. Совпадают! 3. Убеждаемся, что судьба Всевышнего в философии Канта и учении Будды одинакова. Так что через три страницы вы будете знать и устройство мироздания, и финальный ответ на вопрос "Есть ли Бог?" Буддисты объясняют устройство мира сложновато и витиевато. Кант вообще просто не мог ничего объяснять. Зато мы (офицера комендатуры - зачеркнуто), дипломированные лекторы общества "Знание" запросто растолкуем то, что не сочли нужным популярно изложить Будда с Кантом. Внимание! Вы сейчас услышите самый важный секрет мироустройства. Мир - это представление о мире. Человек видит не реальный мир, а свое представление о мире, сформированное разумом по собственным законам и при помощи органов чувств. Мы наблюдаем не настоящую реальность в ее истинно виде, а субъективную, простенькую картинку мира. Как выглядит внешняя реальность? Это узнать невозможно. Разуму доступны исключительно собственные представления. Мы видим не мир, а содержание своего разума. Что осознал буддизм и доказал Иммануил Кант. Правда, буддисты опередили Канта на два тысячелетия. Закономерным развитием установок Махаяны (свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы) является принцип «только сознание реально». Это итог анализа сознания с позиций общебуддийской концепции человеческой психики. С точки зрения буддизма, познание природы реальности равносильно познанию природы сознания. Так ведь это же чистый Кант! У него сознание есть единственная познаваемая "реальность", которой разум обладает и которую исследует. Идейно Кант и Будда близнецы-братья. Ведь у них на первом месте сознание, а разум обладает лишь картиной мира. Идея о том, что мир есть представление о мире - это величайшее интеллектуальное достижение буддизма. Ведь и спустя две тысячи лет миллионы современных ученых иллюзорно убеждены, что они исследуют настоящую реальность. Мир от Канта очень прост, но абсолютно не такой, каким его малюют в школах и институтах. Есть сверхсложная, непредставимая и непознаваемая реальность. И есть разум с его субъективными формами мышления - пространство и время, причины и следствия. Органы чувств тем более субъективны. У человека просто нет познавательных инструментов для познания сверхсложной реальности. Поэтому разум ее познанием не заморачивается, а создает для нас картину материального мира при помощи своих субъективных форм мышления. Все просто. В итоге мир есть содержание наших умов. Нет для нас у разума другой реальности. С миром разобрались. А что у нас с Богом? Куда он пропал у буддистов и Канта? Дело в том, что в мире сознания для Всевышнего не осталось места. Только мы переносим мир в сознание, из такого мира сразу же уходит Творец. Ведь внешняя реальность в данном мире невидима, непознаваема, непредставима и не имеет начала. Непознаваемой реальности Творец без надобности. Кстати, Кант сразу обнаружил, что в его философии пропал Всевышний. Логика та же. Если мир есть сознание, а реальность несотворима и непознаваема, то Богу в таком мире остается лишь роль учителя этики. Кант тут же и сочинил шестое, этическое доказательство бытия Божьего, но интеллектуалы отнеслись к нему иронически. Как говорится, поезд ушел. Этическое доказательство бытия Божьего от Канта есть извинение благородного человека за то, что он навсегда лишил род людской Отца Небесного. И в буддизме, и у Канта мир - это не иллюзия. По Канту мир есть сверхупрощенное, субъективное, преображенное представление разума о реальности. Но субъективное не есть ложное. Субъективная картинка мира вполне позволяет нормально жить в мире. И в буддизме мир похож на иллюзию, но он не иллюзия. Когда ученик буддиста вдруг начинает заявлять, что мир - это иллюзия, он тут же получает от наставника затрещину. И это чистый Кант! Так учитель подзатыльником напоминает, что мир вовсе не иллюзия. Видимый мир есть картинка-прокладка между сложной реальностью и простым разумом. За картинкой, видимой прокладкой и спрятана реальность-невидимка. Она-то и норовит ударить из-за угла. Теперь мы понимаем, насколько Будда был умен, раз вплоть до Канта - величайшего философа в мировой истории - никто не мог повторить его знание о мире и человеке. А мир и человек - это одно и тоже. Помните, Будда отказывался отвечать на вопрос "Есть ли Бог?" И дело не в том, что Будда чего-то не знал о Боге, а в том, что Будда слишком хорошо знал людей. Истину нельзя швырять в лицо, как мокрую тряпку. Будда мудрый. Будда не только все знал, но и всех понимал. Скажешь, что Бога нет, так рискуешь нарваться на нервного фанатика. Поэтому мудрейший Будда и отвечал молчанием. Пастухи и так все знают, а овец нечего волновать. Повторю базовую идею. Стоит мир перенести в сознание, как из него сразу уходит Всевышний. Правильная картина мира от Будды и Канта исключает возможность существования Творца. В мире, который построили Кант и Будда, для Творца просто нет места, нет работы, нет назначения и смысла бытия. Вывод? Правильное познание надо начинать с изучения познавательных способностей разума. Все знают надпись на стене храма Аполлона в Дельфах "Познай самого себя". Но не все слышали полный вариант древней мудрости «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную». Согласны с ней? https://dzen.ru/a/Y8WRaThDxEuK9mvE © Copyright: Путанник, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|