Вы сами сволочь по жизни

Путанник: литературный дневник


Вы сами сволочь по жизни, так чего вы ждёте от Бога, который создал вас по своему образу и подобию? Я, например, люблю Бога, ибо он такой же как и я, садист, убийца и махинатор.
....
Злые Яхве также делятся на четыре категории по мотивации:


Инфернальная лавкрафтианская сущность, для которой люди как букашки и которой на их чувства в целом наплевать (разве что, может быть, она питается их страхом и болью).
Садюга, который прекрасно понимает, что делает гадости, что от его произвола страдают люди — но наслаждается этим. Не ради пропитания, как вышеуказанный кальмар — он ведь всемогущ и самодостаточен. Просто ему так больше нравится.
Небесный храмовник, искренне считающий, что он за добро, но применяющий очень уж неадекватные методы воспитания (ну угробил две-три сотни невинных за грехи народа — зато народу неповадно будет грешить).


.....


Тропнеймер — Бог Ветхого Завета, сурово наказывавший за грехи (всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры и десять казней Египетских — примеры наказаний, на слуху у любого мало-мальски образованного человека). Для самих древних евреев, особенно послепленного периода, Яхве однозначно не принадлежал к тропу — их сознание прочно базировалось на аксиоме, что Бог абсолютно совершенен, судит строго, но справедливо, а Библия — абсолютно непротиворечивое слово Божье (а если какие-то детали не стыкуются с образом долготерпеливого и многомилостивого Яхве, толкователи всегда были к услугам, и одним из примеров осмысления ветхозаветных событий стала книга «Премудрость Соломона»). Первые христиане, будучи правоверными иудеями по происхождению, восприняли тот же самый взгляд. Кодификатором тропа Яхве стал во II веке, когда Маркион из Синопа, так и не сумев примирить в сознании Ветхий и Новый Завет, выдвинул в сочинении «Антитезы» теорию о двух богах: первый, иудейский — Бог-Творец, но при этом он несовершенный, непостоянный (так как «раскаялся, что сотворил человека»), сотворил вместе с добром и зло и, не умея по-иному властвовать, загоняет людей под свой закон дубиной своего гнева. Второй Бог — Отец Иисуса Христа, не наказывает, прощает, послал Сына, чтобы избавить мир как от Яхве, так и от дьявола. Отцы Церкви тотчас же нашли у Маркиона десятки противоречий, но маркионизм просуществовал как минимум до V века, и даже больше 1000 лет спустя отдельные личности (даже обер-прокурор Синода Н. Жевахов) сами до него додумывались. Родственные течения — раннехристианский гностицизм, манихейство, павликианство, богомильство, средневековые катары и альбигойцы — обвиняли Яхве ещё и за то, что он заключил людей в оковы материи, которую считали однозначным злом. Второе рождение троп получил с началом секуляризации, когда Бога перестали считать источником морали и стали относиться к нему как к литературному персонажу (см. например, Вольтера). Ну и, что более важно, религии входили в идейный пакет одних партий, движений и стран, что естественным образом сделало их мишенью для других партий, движений и стран. В том числе и через благожелательное отношение к инверсиям любых образов, характерных для религий (Добрая тьма, недобрый свет; Добрый дьявол и злой Бог; Добрые язычники и злые христианеЛейт) Часто встречается и у антисемитов всех мастей (КОБ, неоязычество).


.....
Мюзикл «Книга Мормона» от создателей «Южного Парка». Герои, мормоны-проповедники, прибывают в африканскую деревню, жители которой верят именно в такого злого бога. По мнению туземцев, бог издевается над людьми ради развлечения, насылая на них болезни, паразитов, СПИД и сумасшедшего диктатора Генерала Голожопого, но моральный долг каждого человека — восстать против этого бога. Их священная фраза — «Хаса Дига Ибоваи» (букв. «Пошёл на…, боже!»), а священный жест — «фак», показанный небу.
И. Шток, «Божественная комедия» (театр им. Образцова) — сам Создатель. Не то чтобы совсем злодей, но козёл точно — пока Адам и Ева жили в раю, запрещал им не то что детей заводить (видите ли, не уследит за всеми сразу), даже за руки лишний раз держаться. Да и его помощники-архангелы тоже ничуть не лучше — из ревности и зависти подтолкнуть людей к грехопадению для них как два пальца об асфальт.
.......
Я не думаю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит в возможности поверить в то, что Он — плохой. Я боюсь не того, что я прихожу к выводу «оказывается, Бога нет!», но: «Так вот какой Он, оказывается, и нечего себя обманывать».
К. С. Льюис, «Боль утраты»
neolurk.org



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.06.2023. Вы сами сволочь по жизни