Начни с себя

Путанник: литературный дневник

«Начни с себя»: принцип не работает, но следовать ему надо


Я стал замечать, что инстинктивно соблюдаю хрестоматийные правила человеческого общежития: уступаю место в метро, придерживаю дверь перед входящими следом, дожидаюсь зеленого сигнала светофора, даже если транспорта в пределах видимости нет. В идеале – чем лучше человек обеспечен, тем большую социальную ответственность он должен принимать на себя: не уклоняться от налогов, заниматься благотворительностью, быть политически грамотным. Но в какой-то момент эта схема ломается.



Я думаю о том, каков порог – финансовый? моральный? – необходимо преодолеть, чтобы перестать жить по совести. Чтобы лицемерить и злоупотреблять своим высоким государственным постом. Чтобы возить мусор в другой регион, зная, что там это создает экологическую катастрофу. Чтобы спокойно идти жрать шашлык, зная о том, что в твоем городе в это же время происходит узаконенное избиение граждан, безоружных, вышедших на мирную акцию. Чтобы обосраться со своевременным тушением леса и оправдывать это разгулом стихий, экономической невыгодностью, поджогами, «так всегда было» и даже «пожар полезен для деревьев».


Простой и благородный (на первый взгляд) закон общежития «начни с себя» (и его более ранняя версия «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»), к сожалению, не работает. Для начала потому, что он, как и любой закон, должен быть конвенциональным – соблюдаться всеми и всегда, – а это невозможно. Слишком много пороков мы считаем легитимно-позитивными и предпочитаем заменять их суть эвфемизмами: цинизм называем целеустремленностью, жажду наживы вопреки всему – деловой хваткой, вранье – маркетинговой стратегией.


Вот и получается, что призыв «начать с себя» – это разговор в пользу бедных. Он не только не работает на добро – он очень часто генерирует еще большее зло. Это происходит, например, когда я плачу налоги, а государство в благодарность отнимает у меня пять лет пенсионного возраста и повышает НДС, чтобы я платил еще больше. Или более простой пример: сегодня я переведу бабушку через дорогу, а завтра она пойдет на выборы и проголосует за гнилую стабильность. И непонятно – может, для светлого будущего гуманнее было бы бездействие, чтобыбы эту бабушку сбил какой-нибудь мудак-стритрейсер?


Тем не менее, начинать с себя необходимо. В стране, где стремление делать добро и действовать в пользу толпы всячески компрометируется, опорочивается и осмеивается – в том числе и самой толпой – это превращается в некий экстрим. И если вы думаете, что я только про политику, – вовсе нет. Типичные истории: судьба хосписов, которым не хватает «санкционных» доступных лекарств, или некоммерческих благотворительных организаций aka «иностранных агентов». Таких кейсов много. Все они про подлость, стукачество, подлизывание, приспособленчество. Про то, как легко на одних действует предчувствие халявного бабла, а на других – зомбирующие лозунги и успокаивающий шепот: «Зато у нас нет войны».


Власть жуликов держится только на том, что в этой порочной системе повязан практически каждый. Как в кафкианском «Процессе»: когда за вами придут, вы не сможете заявить о том, что невиновны – ведь вчера вы заплатили ректору за хорошую оценку сына, а сегодня обманули клиента-вкладчика, порекомендовав ему невыгодный кредит. Дерьмовая система ненавязчиво диктует вам, что «все так делают», и это считается оправданием дерьма.


Система пытается представить вас хуже, чем вы есть на самом деле, чтобы оправдать свое существование. Разве вы настолько тупы, чтобы вестись на это?



https://zen.yandex.ru/id/5c4ad58790376000ad5e0e7e



Другие статьи в литературном дневнике: