Владимир Фокас"Все начинается с универсального экзистенциального дискомфорта, с чувства острой неудовлетворенности собой и своей жизнью. Сначала мы связываем это с несоответствием своего социального статуса нашим возможностям и способностям, с телесными, сексуальными и межличностными проблемами, с ощущением НЕПРАВИЛЬНОСТИ работы, семьи, дружеского окружения, с непониманием мира и своего выражения в этом мире… Проблема приобретает глобальность, охватывая как личностное, так и внеличностное, пускает глубокие корни в теле, разуме и эмоциональной сфере, а затем и в душе. Самое удивительное в том, что все эти искажения люди адресуют именно душе – это она заставляет нас испытывать универсальное страдание для того, чтобы мы начали что-то делать… Некоторые вытесняют страдание «наружу», и тогда кажется, что на них ополчился весь мир, другие терпят его как привычную неизлечимую болезнь. Есть и такие, кто делает эту «темную сторону» жизни единственным смыслом существования либо трансформирует ее в агрессию – неважно, против кого она направлена: против себя или же против всего мира… Немногим дано понять, что страдание – почти неизбежный спутник любого рождения, будь то рождение человека в мире или мира в человеке: «В муках будете рожать детей своих»… Трансформация страдания и отвращения к жизни в радость бытия и «жизнь вечную» - процесс долгий и мучительный. Означает это всегда одно – выход сущности за пределы личности, разума и тела в Страну Души и Океан Духа через мистерию умирания и воскрешения. Это очень и очень старая тема, и не только религиозная или философская. Вспомним Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, М. Цветаеву, Н. Гумилева, М. Врубеля, в области духовного поиска – Д. Андреева и Сатпрема. По проблеме феномена страдания в духовном становлении и феномена сомнения в философии, науке и онтологии написаны сотни трактатов. Здесь крайне важно не путать метафизику высшего ментального уровня с тем, что может быть познано только в прямом духовном опыте и в прямом духовном переживании. С этой точки зрения эволюция и инволюция – не просто состояния бытия, происходящие с человеком в период от его рождения до смерти и от смерти до нового воплощения, а структура опыта каждого конкретного момента, классический гештальт. Вы можете поместить себя в абсолютное и всобъемлющее «здесь и сейчас», сублимируя в нем прошлое и будущее, можете придти к полному отрицанию настоящего и ощущению иллюзорности бытия, наконец, можете отождествиться с состоянием «всегда, везде и во всем». В последнем случае вы в каждый миг являетесь Душой, Духом, Атманом, Богом и в то же время – отдельной изолированной Самостью. То, что происходит между началом и концом этого экзистенциального мгновения, тождественно тому, что происходит между смертью и новым рождением. Такова теория. На практике же эти мгновения вневременны и абсолютно индивидуальны в каждом переживании. Это мириады взаимодействующих и поддерживающих друг друга миров. Ведет ли эта практика к прекращению страдания и полной реализации? В принципе, да, однако вы всегда будете находиться там, где происходит это действо, т.е. в теле, разуме, Душе либо Духе. Прекращается не страдание как таковое, просто оно утрачивает свой смысл и самостоятельное существование вне нас и в нас, вначале вытесняясь радостью бытия, а затем полностью замещаясь ею. Мне подобное приходилось переживать множество раз… «Душа вечна. Если тебе так хочется, она вечно молода, ибо старых, усталых и больных Душ НЕ БЫВАЕТ!.. Не путай ее ни с собой, ни с телом, ни с жизненностью, ни с разумом, ни с памятью…» Ладно, с душой понятно. А чего же хочется мне, человеку? В первую очередь, СВОБОДНОЙ ЖИЗНИ В СВОБОДНОЙ ЖИЗНИ, и это не тавтология, а точное выражение моего самого главного желания. Жить без догматически установленных границ и барьеров, без диктата любого рода институтов – биологических, национальных, социальных, религиозных, идеологических… Без подчинения низшей природе, вечно бормочущей всякие глупости, завистливой и всегда всем недовольной… Да, я должен осознавать ее, ведь она – моя часть, я не могу выбросить ее вон – она снова вернется, я не могу переубедить ее – она переупрямит кого угодно… Я могу лишь заворожить, зачаровать ее, поделивщись своей мечтой, силой и верой, я могу позвать ее в будущее, но лишь через настоящее… То настоящее, которое неопровержимо доказывает реальность этого – уже не гипотетического – будущего… Я должен рассказать ей, как прекрасно бродить по белу свету, какое счастье трудиться – и умом, и сердцем, и руками своими, какая это радость – пахать землю, строить дома, переплывать моря, восходить к вершинам, покорять время и пространство, побеждать старость, болезнь и смерть… Я должен поведать ей о Таинстве Дружбы и о том, ЧТО есть истинные друзья – не по карточным играм, не по праздничным застольям, не по детской привязанности и не по общим интересам… Друзья как первичная духовная и душевная общность, Учителях-Друзья, не имеющие ничего схожего с «обучателями» и «преподавателями»… Объяснить ей, что она, эта пресловутая «низшая сторона человеческой природы», существует в роли изгоя только потому, что когда-то кто-то сильный, прекрасный, умный и знающий отверг ее, оскорбил невниманием и презрением, не захотел иметь с ней дела… Сказать ей: смотри, сколько вокруг некрасивых, неразвитых, неловких и неумелых людей – и женщин, и мужчин... Это те, кого обошли любовь и понимание... А вот это – дети, которых не коснулись любовь и понимание тех, кто сам оказался когда-то лишен их… А это – другие… Красивые мудрые женщины… Возлюбленные и любящие подруги, сестры, жены, матери… Рядом – такие же мужчины… И нет больше жестокой первобытной охоты друг на друга… ЭТО – твое будущее, а не злобное и мстительное следование давним обидам и желанию свести счеты со всем, что выше, чище, разумнее. Многие сегодня призывают тебя слушаться своих естественных потребностей, понимая под ними твое «вчера», обреченное оставаться им и только им, пока ты не поймешь: единственная твоя истинная потребность – уйти в сегодня, которое продлится и завтра, и послезавтра, и до конца времен… Потому что ты будешь идти со мной туда, куда я тебя поведу. Ты говоришь: «Но побеждает меня Нет, нет и еще раз нет. Ты не понимаешь… Наша свобода – в осознании, что каждое «падение» - неизбежное условие взлета, будь то «падение» длиною в час, день, год или целую жизнь. Я не призываю тебя любить паденья, но призываю не признавать их право на тебя. Они лишь отражение еще не осознанных желаний, глубоко скрытого стремления к росту. Ты еще не научилась уравнивать скорости своего движения с тем, что движется рядом: ты либо бежишь, оторвавшись далеко вперед от «телеги», либо оказываешься позади нее. Учись желать, а не отказываться от желаний, учись хотеть и мочь. Учись чувствовать гигантскую силу потребности отдавать, реализовывать, сотворять, растить, защищать – чувствовать эту силу, как свою, пусть пока еще малую и незрелую, но текущую в едином потоке с Силой нисходящей и освобождающей. Она рождена для нас и направлена к нам. В ней нет и никогда не было желания оторвать от земли и унести туда, где существует та самая пресловутая «недвойственность», «бесконечность» и «вечность». Она не зовет нас туда, где ее – и только ее – царство, туда, где нам негде и незачем пребывать. И никакая самая изощренная схоластика не убедит меня в обратном. Посмотри на речные камни: вот эти крепки и кажутся вечными; эти – растрескались, а у этих сквозь трещины пробиваются живые ростки… А вот золотой песок – одновременно и прошлое, и будущее этих камней… Так и мы, люди. Это все про нас – и эта вечная Река, и берег, и вода, и камни, и небо над ними, и бегущие по нему облака… Свободная жизнь в свободной жизни… В свободном теле, разуме, душе… Все религии в один голос утверждают: наступление Царства Божьего на Земле невозможно, и даже думать об этом кощунственно. Я вспоминаю, как когда-то давно, в одной из нынешних своих жизней, я писал: «Прими мой мир, что строил так любовно, Помню свои ужас и замешательство, когда Учитель предложил мне прочесть проповедь… Помню первые концерты, беседы, выступления… Господи, какие они были неловкие, неумелые, простенькие!.. Зато уже тогда в них бились первые сполохи и веры, и огня, и силы, и жажды света… Помню предложение обдумать реалии и перспективы нынешней системы реинкарнации и пути ее усовершенствования, помню и свое удивление – что могу я, человек, только ступивший на путь духовного самопознания, предложить и подсказать в таком серьезнейшем вопросе?.. Однако и сегодня, спустя десять лет с начала этого пути, я по-прежнему убежден, что движение этого громоздкого и малоэффективного Колеса не только нуждается в реформации, но уже и начало меняться. И в этом изменении приняли непосредственное участие сотни и тысячи людей во всем мире. Человечество прошло за короткое время три важнейших этапа. 60 – 70 – е годы ХХ века отмечены бурным взрывом, удивительным и пугающим, прекрасным и уродливым, гениальным и гротескным. Это было время взлетов и прорывов Духа, невероятных откровений и прозрений, время чудес и великих приключений во всех сферах человеческого бытия. В 70 – 90 – е годы пришло осознание того, что быстрый успех – неустойчивый успех. Все, казалось бы уже достигнутое, испарялось и исчезало, оставляя человека и человечество даже в худшем положении, чем раньше. Стало очевидным, что всевозможные семинары и циклы занятий по духовной трансформации, рассчитанные на недели и месяцы, должны быть заменены планами многолетней работы. Выявилось и иное – все преобразующие практики развивали лишь что-либо одно: тело, физические навыки, разум, творческие и познавательные способности, экстрасенсорику, биоэнергетику, способность контакта с тонким миром или с собственной душой. Человек, прошедший первый этап трансформации, стал напоминать гиганта, несущего на своих плечах дюжину пигмеев… И тогда пришла очередь третьей волны Силы… И снова она растворяла, воссоздавала, включала в свой состав, отрицала и утверждала, оберегала и приумножала то, что было создано раньше. Так рождались интегральная сущность, интегральная жизнь, интегральная душа, интегральный человек, интегральное время и интегральный опыт. Жизнь эта пока еще ребенок, но, как и все дети, растет с головокружительной быстротой. Что может быть прекраснее, чем СТАТЬ этой жизнью? Этим новым захватывающим и потрясающим приключением? Как можно не рассказать об этом, отказаться от желания увлечь этой – для многих безумной – идеей интеграции хотя бы одного, двух, трех человек?.. «А я все говорю… кто в этом виноват? Сегодня я остро ощущаю, как третья волна этой чистой и светлой Силы сама выбирает свои методы, подходы, приемы и пути к человеку и его душе, как бережна и филигранно точна ее работа. Это не вложенная программа, а инициация того, что глубоко сокрыто в каждом из нас, что присутствует изначально и не может быть уничтожено ничем и никем. И еще: эта Сила склонна скорее одаривать, чем принимать дары. Ей не нужны ни наше поклонение, ни экстатические вопли, ни расшибленные в поклонах лбы, ни горестно-тупое бормотание молитв или мантр. Как не нужны и академические дискуссии о том, ЧТО она есть, откуда взялась, кого (либо что) представляет и как внутри себя устроена… Вот так… Опять меня занесло, и надолго… Остается лишь извиниться, ибо я действительно не знаю, откуда все это приходит, сколько будет длиться, когда уйдет и что мне оставит… Пора идти. Храм уже совсем близко, и вроде даже дорожка вдоль берега к нему ведет. Пошел… А дорожка все уже и уже… Продираюсь сквозь кусты, и… приехали! не то протока, не то речка, причем довольно широкая… Как перебираться-то будем? Возвращаться назад? Ни за что!.. Наверное, надо связать плотик, уложить туда одежду, закутать в нее Джессичку (так мою видеокамеру зовут) – и вперед!.. Бросаю ветку – вроде бы течение не очень сильное. Ну что, поплывем? Потом подумал: а поднимусь-ка я выше по течению, вдруг там брод есть? И вправду есть. Воды по горло, но дно илистое и скользкое… Иду по сантиметру в минуту, молясь всем и всему, чтобы не ухнуть в воду и не загубить Джеську – она существо японское, то есть тонкое, хрупкое и до воды боязливое… Наконец, перешел. Вышел на бережок – весь в иле, тине и водорослях. Водяной, да и только… Пришлось искупаться. Усталость как рукой сняло. Греюсь на солнышке, улыбаюсь… Всякие мысли и прочие «тонкие материи» ушли, оставив после себя лишь тихую радость. И еще удивление: ну что я за существо такое? Есть в медицине одна весьма загадочная штука под названием: «Синдром беспокойных ног». Пока человек идет или бежит – все в порядке, но стоит ему сесть или лечь, как ноги начинает крутить, мозжить, дергать, появляются боли и судороги. Вот и со мной то же самое: не только молчать и погружаться в высокое да вечное не умею, но и элементарно хоть какое-то время пребывать в одном месте и в гармонии с самим собой не получается… Иду дальше. И что вы думаете? Правильно – еще одна речка. Правда, Уже и мельче, чем та, которую я только что перешел, зато донельзя загадочная и явно на что-то намекающая – прямо Иордан какой-то… Да разве я против? У них был свой Иордан, а у меня – свой… Искупался и пошел себе дальше. Ну, а после этого Иордана… Не зря говорят, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Еще почти час не мог выйти к храму. Куда ни пойду, везде тупики... Но я упрямый, и в конце концов все-таки вышел на сельскую площадь с непременным кинотеатром, магазинчиками, киосками и торгующими бабушками. Здесь же памятник погибшим на Великой Отечественной войне – скромный, неброский, но какой-то очень живой и искренний, не имеющий ничего общего с изысками в стиле Эрнста Неизвестного. А за ним – церковь… Меня давно перестало удивлять такое соседство. Оно не только правильное и разумное, но и единственно верное. Почему-то вспомнилась Шипка с ее прекрасным – одним из лучших в мире – Мемориалом Памяти. А вот храм там внизу, под горой… Вдумайтесь только: подвиг и идея подвига, высшая общность брата и братушки вознеслись и над крестом, и над иконой, и над храмом… Воистину, «нет более той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»… Стою перед церковью, к которой, наконец, пришел. Она очень старая, но еще крепкая. Стены красного кирпича, потрескавшиеся, местами выщербленные… Колокольня, купол, колокола… Икона над входом и табличка: «Храм иконы ВЛАДИМИРСКОЙ Божьей Матери»… Не знаю, сколько я простоял там в полном ошеломлении и глубоком молчании – я, человек Владимир, которого коснулась еще одна великая ТАЙНА… Потом я тихо пошел обратно. Шел и шел – почти четыре часа… Шел и снова видел ХРАМ, но совершенно иной, не похожий на все мне известные… Чистый, высокий, пронизанный солнцем… Купол тоже особый – не скрывающий Небо, а полностью распахнутый ему… В храме – прекрасные картины, отображающие весь путь Иисуса: его рождение, детство, отрочество, юность… Его сестер и братьев, его товарищей по играм… Нет в этом храме только одного: страдания и смерти, Голгофы и распятия… Нет ни тьмы, ни полумрака – лишь СВЕТ, в котором пребывает Бог живых, а не Бог мертвых… Я видел прекрасных молодых и радостных людей в нарядной одежде, которым уже не нужно «пить кровь Господню» и «вкушать тело Господне»… Здесь нет надобности и в церковных свечах, ибо люди сами есть Свет и Дети Света… И еще там отведена особая пристройка исключительно для детей, чтобы они могли приходить к Нему и играть с Ним, когда они этого захотят. Чтобы дети с первых лет жизни понимали: Он – это жизнь, любовь, радость, доверие и понимание, что Он здесь, с нами… Что мы, люди, должны обрести счастье в этой земной жизни, а не в загробном мире, каким бы прекрасным и истинным он нам ни казался… Чтобы я – не то старший, не то младший брат, не то часть Его, живущая во мне, не то я, живущий в Нем, мог сказать: «Здравствуй, Брат… Здравствуй… Ты звал, и вот я пришел… Пришел, чтобы сказать тебе: я больше не могу видеть, как гибнет то, что не должно гибнуть ни по Божьим, ни по человеческим законам… Что дальше?.. Это наша с Ним тайна. Одна на двоих…"(В.Фокас) 2 © Copyright: Геннадий Титов, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|