В эти дни Православная Церковь вступила в период Великого поста, когда христианин призван пересмотреть и переоценить свое отношение к Богу, людям, к самому себе, чтобы жить в обновленной богоугодной жизни, во всем исполняя Его волю, Господу на радость, себе во спасение. Соизмеряет же человек свои отношения со Всевышним тем, насколько он исполняет Его заповеди. И, когда христианин эти заповеди нарушает, то, приходя вновь и вновь на исповедь, открывает, нередко одни и те же грехи, просит прощения, надеясь на Божье милосердие. Когда христианин искренне исповедует свой грех, то получает от Господа прощение:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши (1 Посл. Иоанна 1:9).»
Но воля Божья состоит не только в том, чтобы христианин просил прощения за сделанные неправедные дела, но, чтобы он обновил свою жизнь свергнув, «запинающий» его грех (Посл. к Евреям 12:1). "Запинающий" означает тот грех, который постоянно повторяется. На своем духовном пути христианин нередко, как бы постоянно спотыкается. Но, подобно тому, как, проходя по дороге, человек спотыкается и падает на одном и том же месте, в конце концов, он начинает понимать, что на пути есть какое-то препятствие, то и на духовном пути, существуют глубинные причины, которые не дают христианину "удержаться на ногах", но принуждают его к очередному падению. Нередко бывает трудно рассмотреть глубинные причины неудач, но такой духовный труд необходим:
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно (1 Тимофею 4:16)»
Ибо Господь призывает не только к признанию своих грехов, но, также, объявил свою волю, чтобы, верующие в Него, стремились к совершенству в делах, словах и мыслях:
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петра 1:14-16)»
Так неужели путь, который объявил Сам Господь для человека в реальной жизни непроходим? Ведь Господь посылает Свое Слово не только для того, чтобы его читали, но и для того, чтобы мы его исполняли, совершая «дело веры» (Фессалоникийцам 1:3):
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26).»
Каковы же те препятствия, которые не дают христианину устоять на духовном пути, вынуждая совершать духовные падения?
В этой статье я хочу обсудить одно из них: неверно выстроенная шкала ценностей в человеческом сознании. Сам Господь Иисус в простых словах открыл верную стратегию и правильные приоритеты в жизни человека, который ищет Божьей воли:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Матфея 6:33)», а остальное «приложится вам». Может ли христианин сказать, что он следует этой стратегической линии, указанной Самим Господом, либо подспудно в подлинном приоритете находятся совершенно иные ценности, характерные для окружающего мира?
Я попробую классифицировать эти ценности и приоритеты, которые христианин может унаследовать от мира. Они могут быть на материальном, душевном уровнях и сфере личностных отношений. На материальном уровне такой ценностью может быть, например, то, какими материальными благами человек обладает; на душевном уровне, то, какие чувственные состояния он переживает; в сфере личностных отношений, например, утверждение себя как исключительной личности, оправдывающее пренебрежение другими. Достижение любой из этих целей само по себе не предполагает исполнения Божьих заповедей, но, наоборот, нравственность нередко является неким досадным балластом для достижения успеха в этих сферах человеческих достижений. В лучшем случае, человек будет мучиться, лавируя между законом Божьим и мирским успехом. Но все равно, в определенный момент он будет вынужден сделать решающий выбор.
Такой выбор будет вынужден сделать человек, привязанный к материальному накоплению:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (богатству). (Матфея 6:24).»
Подобные выводы можно сделать и относительно живущей в сердце жажде чувственных наслаждений, особенно подпитываемая многими творческими работниками, утверждающих эту ценность в человеческом обществе, так, что, такие понятия как верность, честь, семья как-то съеживаются в сознании под напором таких мирских ценностей как "непреодолимая страсть", "возвышенная любовь" или «свобода чувств».
Не буду подробно писать об осознании своей исключительности, но только приведу слова Господа, открывающие для нас истинные приоритеты в межличностных отношениях:
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матфея 20:25-28).»
Итак, решившись обновить свою жизнь по воле Бога и следовать Его воле, уместно вспомнить слова Апостола, призывающего
«отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, …
и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефесянам 4:22-24).»,
и задать себе вопрос: а готов ли я обновить свою жизнь согласно воле Бога, изменить в себе шкалу ценностей и расставить приоритеты согласно по Его Слову, а не по своим представлениям, унаследованных от прежней мирской жизни, и принять то доброе, что Господь приготовил для меня?
Нередко для этого решительного действия необходимо время для размышлений и для духовной работы над собой. Но, как и прежде, для нас звучит призыв Божий:
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему (Второзаконие 30:19-20).»
«И не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Посл. Коринфянам 6:14)».
Потому «Христос умер за грехи наши (1 Коринф. 15:3)», чтобы «мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире (2 Коринф 1:12)», освободившись от привязанности «к немощным и бедным вещественным началам (Галатам 4:9)», которая и есть глубинная причина «запинающего греха», и, чтобы в нашей жизни исполнилось слово апостола:
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Римл. 6:22).»
Еще раз, всем доброго благотворного поста, открывающего нам путь к обновленной богоугодной жизни.
Многие люди, называющие себя христианами и принадлежащими церкви соизмеряют свое отношение к Богу и людям по тому, как это делают другие, называющие себя христианами. Писание предупреждает нас, что одно из самых больших соблазнов и преткновений для ищущего истину. Могут оказаться те, кто называет себя христианами:
«Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (это название совместной трапезы, которая была принята в ранней церкви); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих -
сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие духа.
А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
сохраняйте себя в любви Божьей, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Посл. Иуды 1 гл.)»
Итак, тем, кто старается поститься – доброго поста и духовных побед, а тем кто не постится – пусть это время будет для вас временем особенного духовного поиска и утверждения в истине.
МОЛИТВА
Господь, благодарим Тебя, что ты хранишь нас и ведешь по пути спасения. Мы нуждаемся в Твоей Защите, Силе и Откровении. Помоги нам осознать Истину и, приняв, Силу Святого Духа, следовать Ей до конца. Аминь.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.