Два старейших монастыря Москвы, Новодевичий и Свято -Данилов. Женский и мужской. Мне показалось, что даже архитектура говорит об этом. Лиричность Новодевичьего и аскетизм Свято -Данилова. Хотя может это мне показалось.
Новодевичий.
Поздняя осень, голые ветви деревьев и только ярко желтые ивы украшают берега Новодевичьих прудов. Будний день, непривычная тишина, столичный шум гасят толстые крепостной стены. За стенами редкие прихожане и еще более редкие туристы. Холодно.
Захожу в церковь, в престольном помещении идет венчание, стеклянная дверь полуоткрыта, оттуда тянет ладаном и слышно, как поет невидимый хор.
Не удержавшись, подхожу к двери и замираю в изумлении. Жених, невеста, священник и больше никого. Таинство венчания, где свидетелем Дева Мария, а клятву на верность дают под строгими взглядами святых. И вдруг начинаешь верить, что белое платье невесты не дань ритуалу, а символ невинности.
Потрескивая, сгорают свечи, чуть колеблется пламя в лампадках. Может быть здесь венчались и мои прадеды, может быть вот так же как сейчас со свечой в руке стояла моя прабабушка, веря в любовь и счастье, и так же как сейчас, смотрели на нее с икон лики святых, даря надежду и веру.
Свято- Данилов.
Резиденция патриарха. Вход по пропускам.
С другой стороны вход в монастырь. Пока шла от метро миновала десятка два сидящих вдоль дорожки нищих. Интересные типажи, все с руками, с ногами и без признаков убогости. Весьма упитанные полупьяные лица, украшенные синяками. Мужчины и женщины. Сначала посочувствовала – несчастные, но засомневалась - «ой, ли?». Денег не дала.
На территории толкотня, как в Советские времена на Тишинском рынке. И не мудрено. Палаточки с медом, пирожками, лечебными чаями, предметами культа. Святой колодец. Вода единственное, что пока еще бесплатно.
Народ ходит толпами и мешает фотографировать, и не только. Становится невозможно почувствовать святость этого места, ну пусть не святость, пусть дух прошедших времен, а без этого снимать бесполезно, как бессмысленно писать стихи на заранее означенную тему. Я, во всяком случае, не умею.
Стараюсь забиться подальше от людей, обхожу храмы со стороны стены. Белые камни делают свое дело настраивая меня на свою волну. И вот уже представляю, как ходили здесь молодые красивые монахи в …… «Женщина!» - я оборачиваюсь, передо мной стоит мужчина одетый в форму казака царских времен. «Женщина, у Вас есть благословение на фотосъемку?», - обращается он снова ко мне. Я замираю от удивления, а когда прихожу в себя, спрашиваю: «А сколько оно стоит?» Несколько смутившийся ряженый казак отводит глаза и говорит, что не знает, но получить его можно в отделе внешних сношений. Это по- нашему, мирскому, в туристическом агентстве.
Плачу 100 рублей и фотографирую дальше, но уже с благословения туроператоров. К сожалению на качестве снимков это не отражается.
Неохотно но захожу в переполненную церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Аскетизм - таким в моем представлении мог быть монашеский скит. Темно, потолки низкие, золото только на иконостасе, иконы без окладов, да и икон то раз, два и обчелся, зато какие. «Матрона Московская» «Пантелеймон - Целитель» и …. Но поставить свечу некуда, все места на паникадилах заняты. Служка тушит и убирает только что зажженные свечи и на их место тут же кто- то ставил свою. Я постояла у иконы Матроны московской, держа свечу в руке, посмотрела ей в глаза, ни о чем не просила, просто думала о своем. Вряд ли мои проблемы может решить другая женщина, пусть даже и Матрона. Вздохнула. Пора домой.
Зато пирожки там продают отменные, монахи начинки не жалеют!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.