Хеердал Танаис Азов

Иван Ростов: литературный дневник

Знаменитый путешественник и антрополог Тур Хейердал выдвинул теорию, что Один, князь Асгарда, был реальной исторической личностью, который жил на рубеже нашей эры в Приазовье в городе Танаис (Недвиговка 4 остановки) и переселился в Скандинавию со своим народом (асы) из-за давления римлян (зуб ария или лютик). Археологические раскопки Хейердала в данной местности обнаружили «три пряжки, принадлежавшие средневековым викингам». Эта теория встретила резкую критику среди ученых и была признана ненаучной из-за избирательного использования источников и пренебрежения научным методом. Происхождение слова «асы» от одноименного названия племени асов-алан очень вероятным считал историк Г. В. Вернадский.


Профессор археологии Лотте Хедеагер приводит аргументы в пользу того, что образ Одина в скандинавских сагах, в частности в Саге об инглингах, сложился в результате слияния образов божества древних германцев Вотана и Аттилы под воздействием экспансии гуннов. Об этом может говорить ряд совпадений в мифологической биографии Одина и Аттилы, путь завоеваний в эпосе, похожий на перемещения гуннов в 4-6 веках, значительная роль провидцев и шаманов у гуннов с функциями аналогичными действиям Одина, а также эволюция изображений верховного божества на археологических находках того времени.


В центре древнего Азова, где началась масштабная реконструкция Петровского бульвара , археологи сделали ряд находок, которые точно можно считать уникальными. Один из них - языческий амулет.


- Онгоны – языческие амулеты в виде «человечков», принадлежали средневековым монголам и служили вместилищем одной из душ человека, - рассказал Андрей Масловский, старший научный сотрудник музея-заповедника . - Фигурка выполнена очень аккуратно, хорошо видно, что она передает облик воина в шлеме. Это 20-я находка при раскопках золотоордынского Азака, но только вторая в центральном районе средневекового города.


К слову, две недели назад на том же месте, где нашли амулет, ученые наткнулись на каменный склеп с останками семи человек (двое взрослых и двое детей). Он находился прямо под дорогой - у здания местной центральной почты.
В Азове археологи нашли языческий амулет в виде человечка


- Судя по всему, предназначался для погребения членов целой семьи, - пояснили археологи. - Для совершения подзахоронений, в его западной стенке, под землей, был оставлен вход. Сверху склеп перекрывал каменный купол.


Напомним, центральная часть современного Азова находится на территории некогда процветавшего торгового города Азака, в котором проживало порядка 20 тысяч человек. Через него проходил «великий торговый путь» между Европой и Китаем. Здесь жили, в основном, мирные люди - купцы, рыбаки и ремесленники. Учитывая это, в Азове перед началом любого строительства или реконструкции археологи сначала проводят раскопки, а уже потом начинаются работы. Это позволяет ученым постепенно изучать древний город и делать интересные открытия.


Археологи Азова радуются новой находке, которую совершили прямо в центре города. Во дворе частного дома, где вскоре должно начаться строительство, они раскопали керамический шар диаметром 12 сантиметров с отверстиями. Гадать, где он применялся, не пришлось - в научной и художественной литературе есть масса изображений разнообразного оборудования алхимиков. - Подобный "прибор" описан в средневековых трактатах по химии, - говорят в музее. - Такие шары использовали для проведения реакций, где требовался длительный подогрев в закрытой емкости. Археологи считают, что окончательной целью древних ученых, колдующих с различными веществами, были лекарства или дорогостоящий парфюм. - Средневековые алхимики, это не киношные герои, пытающиеся добыть золото или создать философский камень, - говорит Андрей Масловский, заведующий отделом археологии азовского музея-заповедника. - А здравомыслящие и житейски хитрые дядьки, получавшие при помощи химических реакций очень нужные вещества, которые потом применялись в хозяйстве.



Другие статьи в литературном дневнике: