Краевой архив - кладезь несостоявшихся книг. Пока?

Галина Рогалёва: литературный дневник

Третий месяц не вылажу из краевого архива. Хожу туда как на работу - с 10 утра до 17.00. Фонды богатейшие. Чего в них только не зафиксировано! Здесь и освоение Забайкалья по царскому Указу 1799 года (фактически же началось гораздо раньше). А называлось-то это: "водворение поселян"! Здесь и циркуляры губернских властей относительно содержания декабристов в Петровском Заводе (Горбачевский) и Акатуе (Лунин)... И польские повстанцы... И развитие купечества (кто знает, что знаменитый род Кандинских начинался из забайкалских крестьян?) Ну а по историям - конкретным и в деталях - о нерчинских каторжанах, их побегах, наказаниях, розыске - можно писать многотомные романы... Надо потихоньку приступать к обработке собранного. Ведь даже имена, зафиксированные в метрических книгах, звучат, как вступление к детективу: Хрисанф, Меркурий, Платон, Конон, Мамонт, Иуда, Сила, Руф... А носили-то их обыкновенные крестьяне...
Я листаю разваливающиеся уже страницы 1750-х-1900-х г.г. и никак не могу вывести формулу: архив - это... Надо бы сказать: бесценное сокровище.
А говорю, вздыхая: гибнущее сокровище. До сих пор государство не нащло средств, чтобы начать перевод этих тлеющих страниц в электроные формы.



Другие статьи в литературном дневнике: