Живописный Кавказ князя Григория Гагарина

Гали Росси: литературный дневник

Князь Григорий Григорьевич Гагарин — был художником-любителем, что не помешало ему стать вице-президентом Императорской Академии художеств. Его имя тесно связано с прекрасными иллюстрированными изданиями, ставшими книжными редкостями не успев выйти.


Альбом, состоящий из 80 прекрасных литографий князя (+карта), сопровожденных текстом графа Эрнеста Штакельберга на французском языке. Фактически это 2 издания: альбом и книга (65 стр.). Литографии сделаны по оригиналам Гагарина французскими литографами в мастерской Жан-Мари Лемерсье.


В литературе о Гагарине существует двоякая датировка альбома: 1847 и 1857. В словаре Thieme-Becker (Bd 13, s. 50–51) указано, что в 1857 альбом был переиздан. Исследователь Безгубова А. говорит, что изданный в 1847–1857 годах труд Гагарина формировался по принципу «серийных выпусков». Выходило по две книги в год, каждая состояла из 4 гравюр различного содержания, а к 1857-му году «Живописный Кавказ» уже насчитывал 20 выпусков.


История возникновения этих 80 прекрасных рисунков на бытовые и военные сцены такова.
13 марта 1840 года по Высочайшему повелению князя откомандировывают в Закавказский край к тайному советнику П. В. Гану, возглавлявшему комиссию для разработки новой системы гражданского управления на Кавказе. Повсюду следуя с карандашом в руках, зарисовывая в альбомы горские мотивы, горцев, военные схватки, Гагарин фактически случайно вступил на военную стезю.


Со слов сына художника, военная карьера князя (знакомство с Кавказом) началась со следующего: «В увлечении работой он не заметил, что батарея снялась с позиции и он очутился совершенно один. Вдруг увидел он, что предводитель чеченцев, с поднятым кинжалом и гиканием, набегает на него. Едва успев сложить походный альбом, схватил он винтовку и метким выстрелом в лоб уложил горца. Это произошло на глазах у всех. «Такому молодцу стыдно не носить военного мундира», — сказал государь и велел записать его поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. Таким образом, отец совершенно случайно сделался военным».
Сослуживец Гагарина по первым годам службы на Кавказе, ставший впоследствии полномочным посланником в Австрии и во Франции, Э. Штакельберг написал текст к альбому.


По мнению Безгубовой А., «Гагарин, находившийся во время службы, помимо военных должностей, еще и при исполнении адъютантских обязанностей, в докладных служебных записках составил довольно резкое мнение о продуктивности действий самых важных фигур данной войны: о многих генералах, командирах, офицерах. Он возмущен как разорительными актами русских войск, так и беспощадным обманом горского населения административной верхушкой».


Не знаю сочувствие к кавказским народам (лично сомневаюсь) или красота горных пейзажей но, большую часть альбома Гагарин отводит картинам мирно благоденствующего Кавказа. По этому поводу Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) пошутила: «Дезориентированный ориенталист».


Издание изначально было дорогим и распространялось по подписке. Из 300 экземпляров (именно такой был тираж) Николай І приобрел 50 экземпляров.
Помимо этого альбома Гагарин посвятил Кавказу еще несколько трудов, к рассмотрению которых мы вернемся в следующих заметках.
С учетом моего желания разместить все литографии заметку пришлось разбить на 2 части. Надписи к миниатюрам привожу на французском языке и на русском (в собственном переводе).


СМОТРИМ ИЛЛЮСТРАЦИИ -


ЧАСТЬ 1 http://aldusku.livejournal.com/27252.html


ЧАСТЬ 2 http://aldusku.livejournal.com/27434.html


***
Отзывы о статьях в Литературном Дневнике можно оставить, пройдя по этой ссылке
http://www.stihi.ru/2016/02/13/8679



Другие статьи в литературном дневнике: