Медиа и ответственность за войны, которых нет

Гали Росси: литературный дневник

Катастрофе (происшествию) реального мы предпочитаем изгнание в виртуальный мир, универсальным зеркалом которого служит телевидение.
Ж. Бодрийяр


"Они это сделали, но мы этого хотели…"


Французский философ Жан Бодрийяр в ответ на теракты 11 сентября опубликовал эссе «Дух терроризма», в котором указал на типичную для наших дней тотальную включённость человека в политику (или, точнее сказать, трансполитику) и, как следствие, в войну. «Они это сделали, но мы этого хотели…», ; писал Бодрийяр о всеобщем неприятии гегемонии одного государства. Именно это неприятие стало, по мнению Бодрийяра, условием проведения атак на США. Для Бодрийяра важно было показать, что один из самых страшных терактов ; результат глобализации, которая проходит под диктатом Запада, в частности, Соединённых Штатов. Но нам в этом высказывании Бодрийяра следует обратить внимание на фиксацию некого «мы», которое обладает способностью противопоставлять себя кому-либо, которое принимает решение и, следовательно, может и должно быть ответственным за свои решения.
Это «мы» формируется и появляется во многом благодаря работе медиа, понимаемым в самом широком смысле. Именно медиа, и в особенности новые медиа, позволяют сложиться этому «мы», обеспечивая глобальную интеграцию и полную проницаемость границ, создавая иллюзию существования некой общей воли. «Мы» создаётся из тех, кто считывает послание медиа одинаковым образом, распространяет его, поддерживает и одобряет. Однако медиа ; это не только средство конституирования специфической среды, сами по себе медиа ; это новое пространство, в котором и за которое может идти борьба.



Медиа как пространство войны


Когда-то человек открыл для себя войну на земле, а затем и на воде; прошли тысячи лет, человек опустился под воду и поднялся в воздух. Казалось бы, все сферы, в которых проходит жизнь человека, стали доступными для ведения вооружённой борьбы. Однако в конце двадцатого столетия мощное развитие онлайн-среды заставило всерьёз говорить о вторжении войны и в эту область. Результатом стало появление кибервойн и радикализация информационной войны.
Принципиальная особенность этого нового пространства борьбы состоит в отсутствии материальной составляющей. Безусловно, мы читаем газеты, напечатанные на бумаге, а компьютеры состоят из металла и пластика. Но не сам компьютер или газетная бумага становятся пространством войны. Борьба ведётся не в физическом мире, а в наших умах.


СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ, В ДАННОМ СЛУЧАЕ ВОЙНЫ, СТАНОВИТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ САМОЙ ЭТОЙ ВОЙНЫ, НО ЭЛЕМЕНТОМ СТОЛЬ ЗНАЧИМЫМ, ЧТО ОН МГНОВЕННО ЗАМЕЩАЕТ СОБОЙ РЕАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.


Кроме того, что медиа формируют среду и сами становятся пространством войны, диалектичность медиа проявляется и в том, что они служат одновременно и полем битвы, и средством борьбы. Медиа и информация превращаются в оружие. Способ изображения события, в данном случае войны, становится элементом самой этой войны, но элементом столь значимым, что он мгновенно замещает собой реальное событие. Делая ещё одно обращение к Бодрийяру, мы фиксируем замещение события его медийной репрезентацией. Войны превращаются в войны, которых не было и нет, поскольку принципиальным становится способ освещения войны, а не ход боевых действий.


В ЭПОХУ DIGITAL ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ОБЛАДАЕТ НЕ ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, А МЕДИЙНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ; СПОСОБ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОБЫТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИА.



Медиа и информация превращаются в оружие


Участниками таких войн также становятся те, кто ранее не участвовал в боевых действиях ; каждый потребитель медиапродуктов, то есть, почти каждый из нас. В эпоху digital принципиальным значением обладает не объективная действительность, а медийная реальность ; способ репрезентации и интерпретации события в различных медиа. Не удивительно, что наиболее типичной формой войны в наше время становится терроризм, эффективность которого зависит от эффектности.
Реальность и фактичность, о которых говорила Ханна Арендт, связывавшая ответственность со способностью выносить суждение, умирают. Хорошая новость состоит в том, что вы можете выбирать себе образ, который готовы потреблять. Плохая ; для этого потребуется определённое усилие.
Каждый из нас становится солдатом новой глобальной войны. Глобальной ; не потому, что каждый борется с каждым, каждое государство с другим, а потому, что очередной акт этой войны может разыграться в любой точке земного шара и невозможно предпринять превентивные меры для его отражения. Каждый теперь ; соучастник войны, даже если он просто зритель и смотрит репортаж по телевизору или в интернете, ведь именно его выбор следить за событием позволяет событию осуществляться.



«Что происходит с человеческой способностью суждения, когда она сталкивается со случаями, означающими коллапс существующих норм?»
— Ханна Арендт. "Ответственность и суждение"


Особое значение в этой связи приобретает вопрос об ответственности. Мы становимся ответственными за войну не только как граждане, голосующие за партию войны. Мы ответственны в том числе и как солдаты этой войны. Возвращаясь к обнаруженной Арендт связи между ответственностью и суждением, мы должны поставить вопрос, способны ли мы нашу пассивную ответственность сделать активной, а пассивное соучастие превратить в деятельное включение в политический процесс



Соучастие и ответственность


Может показаться, что наша способность выносить суждение развивается вместе с прогрессом информационных технологий. Действительно, объёмы информации и скорость её появления растут год от года. Но готовы ли мы в этом информационном потоке выискивать что-то по-настоящему важное? Готовы ли мы к критическому осмыслению всего, что сообщают нам медиа? Информационная перегруженность приводит к рутинизации новостей. Само слово «новость» теряет свой изначальный смысл, потому что уже нет ничего принципиально нового.
Ответственность приобретает здесь ещё одну грань. Мы ответственны не только за поддержку войны в её явленности в медиа, но и соучаствуем в информационных актах войны, а значит, мы несём ответственность и за образ врага, с которым мы боремся. А если поверить Бодрийяру, именно образ и имеет значение.
Медиа обладают достаточным ресурсом для демонизации врага и морального уничижения противника. Зачастую быстро становится понятно, что мы ведём борьбу с настоящим мировым злом, с нелюдями, врагами рода человеческого. Но такая дегуманизация противника в СМИ не только несправедлива, но и безответственна ; это вызов самому противнику, призыв действовать с демонической жестокостью. Умберто Эко точно подметил эту опасность пассивности мышления:


«Если кто-то нападает на тебя с ножом, ты наверняка имеешь право ответить ударом кулака. Но если ты Супермен и знаешь, что твоя затрещина зашвырнет противника на Луну, это столкновение сместит наш спутник со своей орбиты, нарушится гравитационное равновесие, Марс врежется в Меркурий и так далее, — задумайся на мгновение. В том числе и над тем, что, возможно, катастрофа Солнечной системы — это именно то, чего хотел нападавший. И чего ты не должен ему позволить»
— Умберто Эко, "Война, насилие, справедливость"



Итоги


Медиа получают возможность контролировать войны. Они нередко эскалируют конфликты, насилие и враждебность. Если мы обратимся к интервью россиян, участвовавших в войне на Украине, то обнаружим, что многие из них отправились воевать после просмотра репортажей из Одессы о сожжённом Доме профсоюзов. Именно освещение этого события, активно транслировавшегося российскими СМИ, способствовало разрастанию конфликта.
Опасность этого медиаконтроля над событием проявляет себя ещё и в безрассудном соучастии в событии масс. Виртуализация события приводит к резкому росту числа соучастников. Но чем больше появляется людей, на которых падает ответственность, тем меньший уровень ответственности можно ожидать. Степень анонимности повышается, и мы уже не можем выделить кого-то и сказать, что ответственен именно он. Нам пришлось бы обратиться к каждому. Хотя возможно, следовало бы указать на самого себя и признать, что ответственность за событие, соучастниками которого мы становимся, лежит в первую очередь именно на нас самих.


Материал подготовлен по итогам
научно-практической конференции с международным участием "Медиаответственность" (26.02.2016)


Арсений Куманьков,
Кандидат философских наук, преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ,
Соруководитель научно-учебной группы по изучению философии войны, НИУ ВШЭ.
4 апреля 2016



Источник: http://cultlook.media/



Другие статьи в литературном дневнике: