Проверить интервью.

Галина Лебединская: литературный дневник

Изба-Читальня – это крупный литературный интернет-портал, под эгидой которого собрано множество творческих людей: поэтов, писателей, художников и музыкантов, и зачастую талант отдельно взятого избушкинца настолько многогранен, что диалог с ним превращается в отдельное произведение.
И я с удовольствием представляю читателям одного из таких наших авторов – Галину Леонидовну Лебединскую:



— Галина Леонидовна, на Вашей личной страничке в Избушке большими буквами написано "СТРАНИЦА ДОБРА". Что это означает?
— В первую очередь, дорогая Марина, это означает, что на моей страничке я принимаю с добром любого автора Избы-Читальни, пришедшего ко мне в "гости", а именно: хоть именитого поэта, или просто грамотного автора, или новичка в поэзии — всем гостеприимно открываю дверь своей души и своей страницы. Никаких попыток возвеличиться, никаких действий кого-то унизить. Хотя, надо сказать, некоторые "высокоумные" пытаются иногда диктовать свои условия. С такими стараюсь поскорее прервать разговор, хотя среди них есть до такой степени бестактные и невоспитанные, что от некоторых не так-то просто "отвязаться". Редко такое бывает, но иногда случается.


— Для человека, впервые посетившего вашу страницу, становится понятным, что направление вашего творчества — религиозное. Здесь очевидность впечатления, тождественная вполне закономерному вопросу: как и когда вы "пришли к Богу"? Могу ли я так говорить, учитывая разночтение в данном вопросе, ведь некоторые считают путём к Богу всю человеческую жизнь?
— Конечно, вполне естественно, что, придя на мою страничку и прочтя резюме, видно, каково основное направление моего творчества. Только необходимо заметить, что оно не просто РЕЛИГИОЗНОЕ, так как название это слишком широкое и охватывает различные вероисповЕдания, в том числе и запрещённые: сектантство, еретичество и экстрасенсорику и т. п. Моё же творчество имеет чисто ПРАВОСЛАВНОЕ направление, основанное на Вере, пришедшей и узаконенной со времён Святой Руси, хотя ПЦ и отделена после Октября от государства. Но повторяю — узаконена.
Вторую часть этого вопроса могу осветить широко, могу — покороче. У всех пути к Богу совершенно разные, так как у людей разные характеры, разные сердца и не одинаковые души. Кто-то, действительно, идёт к Богу всю жизнь, идёт-идёт и никак не дойдёт, отвлекаясь на суету земную и не придавая вере слишком большого значения. Другие приходят к Господу в детстве; обычно это происходит в верующей традиционно семье, но с равнодушным сердцем и нестойкой верой, поэтому они теряют этот путь, разуверившись и не выдержав суровых земных искушений. Есть и такие, которые приходят к Богу через искушения и несчастья в разные отрезки жизни. Некоторая часть людей, видимо, похожих на меня, рождается как бы уже с верой, потому что в Православной интеллигентной семье они с детства слышат искренние речи о Боге, имеют иконы, горячо и сердечно молятся перед ними Господу, Матушке Богородице, святым, зажигая свечи церковные и лампады; в искушениях не обвиняют ни в чём Бога (Который, естественно, не может отвечать за грех самовлюблённого и горделивого по крови с рождения человека).


— А что такое Вера в Бога вообще, что она означает для современного человека, каковы перспективы развития христианства и русского Православия, в частности?
Как вы считаете?
— В этом вопросе содержится три подвопроса, связанные одной идеей. И я постараюсь, по мере своей осведомлённости, на всё ответить. Во-первых, Вера в Бога вообще — это Вера во всеобщее Воскресение из мертвых. Для чего мы празднуем Пасху Христову? Радуемся и, утверждая этот факт, восклицаем:
— ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
— ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Многие люди произносят эти радостные восклицания бездумно. Но в том-то и дело,
что Господь Воскрес после того, как Его распяли, в третий день, и все умершие рано или поздно воскреснут для Вечной Жизни и Любви (в широком смысле этого слова). Только одни, творящие Добро и живущие со всеми по Любви, воскреснут в жизнь Вечную, а другие, живущие по злобе, убийствам и другим мерзопакостным делам, — в Вечную погибель вместе с диаволом.
На Литургии (на утреннем Богослужении) прихожане вместе с клиросом поют Символ Православной Веры, в котором и заложен весь её основной смысл —
https://www.pravmir.ru/simvol-very/
Для современного человека Вера как была две тысячи лет назад СПАСЕНИЕМ для души, таковою остаётся и будет оставаться до скончания Века. Любовь неизменна в своей сущности так же, как и никогда не умирающая и не стареющая Душа.
И о перспективах могу сказать то же самое. Православная Церковь как являлась древним и чистым оплотом Православия, так и живёт по сей день по установленным незыблемым Канонам, оставленным Самим Богом, без всякого изменения.


— Цитирую вас: "В настоящее время пишу по благословению иерея Андрея Лебединского (Восточно-Казахстанская Епархия)". Что это означает?
— Это означает, что я занимаюсь литературным делом профессионально (в основном, поэзией) более 40 — 45 лет, переступив давно порог любителя, и всегда благословлялась у священства на художественное творчество (об этом подробнее сказано в резюме на Стихире). Теперь меня благословляет около десяти лет мой сын, православный священник, отец Андрей. Вы, может быть, заметили, что меня здесь зовут по-разному: коллеги-учителя — Галиной Леонидовной, просто и мало знакомые — Галиной, а православные авторы — матушкой (так церковные прихожане обращаются к матери священника).


— В фильме Павла Лунгина "Остров" есть эпизод, в котором главный герой отец Анатолий (актёр Пётр Мамонов) бросает сапоги архиерея в горящую печь. "А ты разве не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов записано?" — вопрошает он. Как считаете, что записано в "Книге грехов человеческих", какой самый распространённый грех и как с ним надо бороться?
— В этом замечательном православном фильме, который мне очень по душе и я пересматривала его много раз, старец Анатолий, живущий в слёзном покаянии со времён ВОВ, когда он сотворил грех малодушия, грех, равный предательству, оплакивает тот греховный поступок всю свою жизнь и достигает святости.
Он юродствует сознательно, совершая тот или иной поступок, стараясь довести до сознания священников острова, в чём состоит смысл человеческой жизни. Старец,
выполняет роль истопника котельной, которая обогревает остров. Живёт, равняясь
на святых, довольствуясь всю свою жизнь самым необходимым, не имея даже кровати. И сам становится святым: лечит людей, изгоняет бесов, стремясь всем людям, в том числе и пастырям Божьим, донести до их сердца и сознания настоящее понятие о греховности человека, о его слабостях, о вреде "прилеплении" к роскошным и красивым вещам.
Что же касается грехов, которые записаны в "Книге грехов человеческих",
то таковых великое множество..! Одни мы совершаем сознательно (вольно) в течение всей жизни, зная о них, но не в силах бороться и противостоять им; другие грехи могут совершаться нами невольно, так как иногда человек вовсе о них не имеет понятия, не считая, что согрешает...
Одних только смертных грехов — семь! Это такие, как сладострастие (похоть, блуд, прелюбодеяние), гордыня (тщеславие), чревоугодие, алчность (сребролюбие, жадность), гнев, уныние (печаль, тоска, отчаяние). А сколько сопутствующих этим грехам ошибок совершается в жизни! Самыми же распространенными грехами в жизни
человека является осуждение, блуд, пьянство, зависть, любоначалие (стремление
к власти), карьеризм, жестокость и т. п. Как же с ними бороться? Просто и в то же время очень не просто. Не крестился — покрестись! Не ходил в церковь, не каялся — сходи на исповедь, не причащался после исповеди — причастись Святых Христовых Тайн. Не молился — молись. Нет веры — проси у Бога! Будешь членом Церкви святой — будет и сила бороться с грехами: Господь поможет. Он не зря, не просто так оставил святую Церковь на Земле, а для человека, для покаяния и спасения души, потому что "все согрешили и лишены славы Божьей"! Это спасительнее, чем быть, например, членом профсоюза или другой какой мирской организации.


— Галина Леонидовна, позвольте процитировать немецкого философа Г. Лихтенберга в вопросе: почему люди, так часто воюющие за религию, так редко живут по её предписаниям?
— Да, видимо, есть и такие. Очевидно, или вера их "никудышняя", слабая, или двуличная, лицемерная за отсутствием Любви. Но были, есть и будут истинно верующие люди, живущие Богом и принимающие за свою веру поругание, насмешки и
даже смерть. Примеров тому великое множество. Чтобы далеко не ходить за ними, можно вспомнить тысячи-тысячи исторических имён святых мучеников и великомучеников, пострадавших за веру Христа. Их лики — на святых иконах, перед которыми православный человек молится, чтобы святой ходатайствовал, заступаясь за него перед Богом.


— Мною любимых церквей много, но "самой-самой" для меня является церковь Тихвинской иконы Божьей матери в Алексеевском районе Москвы на Церковной горке – ощущения тепла, спокойствия и уюта, которые я испытываю в её стенах, просто поразительны по глубине своей. А какой ваш любимый храм?
— Мой любимый храм — на родине, в г. Риддер, где настоятелем служит мой сын. Этот храм называется в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная Радость". Ах, какое там благолепие! Какая красота! И внутри храма, и снаружи — райский уголок. Отец Андрей, так называют священников, трудится во славу Божию! Он — настоящий пастырь, не стяжательный. За что благодарю Бога всем сердцем своим!
Здесь, в Новосибирске, мы (я, дочь Ирина, зять Олег, внучка Наташа) любим храм святой преподобной Ефросинии Полоцкой...


— К кому, к какому святому вы прибегаете в своих молитвах?
— Я прошу поддержки у многих святых: например, люблю святителей Николая Чудотворца, Димитрия Ростовского, Спиридона Тримифунтского; святых преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Романа Сладкопевца; великомученика Пантелеимона; всех святых апостолов, особенно Андрея Первозванного, и остальных тезоименитых святых, по именам которых мы названы (иконы со святыми на наши имена стоят у нас в семьях на иконостасах).
У меня, да и у моих детей, много образов в доме: все стены — в иконах святых угодников Божиих, Самого Господа, икон Божией Матушки, архангелов...
Утреннее и вечернее моление — минимум полчаса. Если ко всем образам подхожу, то более того. Если нет времени (в храм, например, опаздываем), то читаю молитвенное правило, составленное преподобным Серафимом Саровским: три раза — "Отче наш", три раза — "Богородице Дево, радуйся!" и один раз — православный "Символ Веры".


— Известно, что однокоренные слова могут иметь разное лексическое значение, но семантика лексем "творец" и "творчество" обладает одной природой. Всегда ли Творец присутствует в творчестве, как считаете? И может ли творчество стать религией для его Творца?
— Думаю, что Творец (в значении Бог, Господь), несомненно, присутствует в творчестве, так как все таланты в мире — от Бога, но в ином значении — нет, ибо наши слова многозначны и могут иметь много переносных значений.
А вот творчество стать религией для Творца (Господа), никак не сможет: оно никак не может быть выше Самого Создателя.
И ещё обратим внимание на следующий нюанс. Когда творчество становится для кого-то выше религии (если иметь в виду Православие), то это великий грех, это уже Кумир, то есть поклонение своему самолюбию, таланту, но не Богу.


— На ваш взгляд, какими качествами должно обладать художественное слово?
— Думаю, художественное слово должно быть искренним, сердечным, чистым, прозрачным, звучным, отличаться красотой, певучестью и, конечно, не лишённым
смысла, а ещё, лучше сказать, — мудрым и глубоким.
Не люблю запутанных стихов, витиеватых и изощрённых, когда поэт (автор)
претендует на оригинальность, жертвуя ради тщеславия сердечной простотой
(я не имею в виду банальность, граничащую с глупостью) и ясностью идеи.


— С какого времени вы стали писать стихи и рассказы? Что послужило к этому толчком, стимулом и кто самый главный ваш читатель?
— Точно не помню, потому что, ещё учась в школе, я всегда сочиняла что-то для стенгазет, но относилась к наброскам несерьёзно годов до семнадцати. Основательно взялась за поэзию в молодости, лет 40 — 45 тому назад; над прозой начала серьёзно работать всего лет семь-восемь тому назад. Раньше поэзия не давала. Сейчас она иногда уступает место своей "сестре". Кто был читателем? Мои муж, дети, ученики, учителя, подруги и т. п.


— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своём членстве в РСП, о вышедших в свет Ваших книгах и о медалях за вклад в развитие русской литературы – сколько сил душевных и творческих вложено в эти достижения, сколько бессонных ночей и трудностей осталось позади, а главное, чем Вы руководствовались в своих устремлениях? Что пытались и что хотели донести людям в слове своём?
— Вот о чём не люблю говорить, так это, милая Марина, о своих достижениях. Поэтам сейчас трудно. Говорю не о трудностях написания стихов и произведений. Мне писать очень легко. Может быть, помогает многолетний опыт. Стихи, чаще всего, я "не высасываю из пальца": они сами просятся на свет Божий. Часто их игнорирую, записывая только где-нибудь первые строки. Когда есть настроение, возвращаюсь к ним, вначале отдаваясь внутреннему звучанию стиха, потом его "отделке", шлифовке.
Легко писать ещё, может быть, по любви к русскому языку. Для меня легко. Но вот имеются сложности с выпуском своих книг. Услуги по публикации стали платным и дорогим удовольствием. Всё же думаю в новом году, если даст Бог, выпустить парочку книг с поэзией и прозой. Произведений-то у меня написано очень много!
Когда я закончила школу, у меня было две мечты. Первая — хотелось поступить в кинематографическое или театральное учебное заведение. Вторая — стать учителем русского языка и литературы. Победила вторая — любовь к русскому языку. Поступила в КазПИ им. Абая на филологический факультет, в г. Алма-Ате. Писала понемногу и стихи. Успешно закончив ВУЗ, почти всю жизнь проработала учителем-филологом, завучем, директором вечерней школы молодёжи. Наряду с основной работой, уже плотно занималась поэзией, и всегда темы любви, добра и человечности были в творчестве основными. Чуточку позже они осветились красотой и Божьей искоркой, глубоко засверкавшей в моей душе. Последние шесть лет перед пенсией занимала пост директора РДК. Темы в творчестве остались прежними, но Православие вышло на самый первый план (в любых стихах и в любых поэтических формах).


В Российский союз писателей вступила не так давно, по сравнению с тем, сколько лет отдала поэзии. В 2019 году была награждена медалью Есенина (серия 3120 №1999)
за вклад в развитие русской литературы; через год была награждена медалью "Иван Бунин 150 лет" — серия 1120 №1301 (о награждении принял решение Президиум Российского союза писателей).
Печаталась ранее альманахах: "Поэт года 2015", 27 том; "Наследие 2016", 11 том; "Русь моя" 2016", 17 том. В настоящее время печаталась и печатаюсь в сборниках: "РСП. Стихи 2016", 5 том; "РСП. Стихи 2017", 6 том; "РСП. Стихи 2018", 8 том; "РСП. Стихи 2018", изданы 10.04.2019 (и т. д. — каждый год бесплатно).
Имею печатные издания книг. В 2017 году, в марте, вышла книга моих стихов, под названием "Духовный луг" (Московское издательство), в которую вошли избранные произведения из православной, пейзажной и философской лирики.
Летом 2017 года вышла книга "Дождинки слов моих" (в твёрдом переплёте), в которую вошли новаторские стихи православного содержания, впервые написанные в "твёрдых формах"(триолетах, терцетах, лимериках, рондо, сонетах, ЯСах, рубаи и синквейнах). В марте 2018 года вышла книга православных поэм, в том числе и основная, под названием "Дивный старец Серафим".


— Ваше литературное наследие обширно, и есть в нём место для маленького читателя. Скажите, легко ли писать для детей, имея за плечами большой опыт работы с ними? Безусловно, я говорю о вашей профессиональной деятельности – педагогической. Чему вас научили дети?
— Стихи для детей писать ещё легче. Просто не всегда руки доходят до таких стишков. А дети в школе все любили меня, как и я их. Мы учились любить друг друга. Они меня вначале за глаза называли "кукла" (может быть, потому, что я была маленькая, аккуратная, с пушистыми каштановыми волосами); как-то незаметно это прозвище ушло и укоренилось другое — "мама Галя", живое и по сей день. Если у меня и были "любимчики", то я старалась, чтобы этого никто не замечал и не было бы обид. Очень жалела ребят из неблагополучных семей, и они мне платили горячей привязанностью.


— Мы часто вспоминаем наших любимых учителей, и это правильно – учителя оказывают на формирование личности огромное значение, и каждый, кто связал свою жизнь с этой трудной, но благородной профессией, достоин самых тёплых слов. И в моих школьных воспоминаниях есть учитель начальных классов Александра Ивановна Ерёмина, навстречу к которой дети из разных классов, невзирая на погодные условия, каждое утро бежали наперегонки, зашвырнув на школьные ступеньки портфели, чтобы поделиться с ней своими нехитрыми радостями и бедами, похвалиться своими успехами или попросить помощи. И Александра Ивановна – крепкая высокая женщина на больных ногах, никогда не пользующаяся косметикой, неизменно скромно одетая, широко распахивала свои руки, пытаясь обнять сразу всех… Галина Леонидовна, как педагог с большим стажем работы скажите, в чём секрет детской любви? О чём нужно помнить начинающим учителям и чего ни в коем случае не стоит забывать?


— Отвечая на этот вопрос, думаю, исходя из опыта, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя унижать ученика, нельзя подтрунивать над ним, над его леностью, упрекать в неряшестве или незнании материала. Работать и работать потихоньку с ним и исправлять всё терпением, добротой и любовью. Ученики это, оказывается, помнят и платят преданностью, уважением и памятью.
Со мной до сих пор держат связь мои бывшие ученики из казахстанского села Верх-Уба: директор Верх-Убинской средней школы Сергеев Александр Владимирович, его жена Ольга Ивановна, учитель Николай Николаевич Троеглазов, филолог Ольга Ивановна Маршалкина. Многие-многие из всех классов бывшие ученики звонят-звонят и пишут-пишут. Не успеваю отвечать, но они не обижаются: знают, что всё равно отвечу позже. Все они — мамы, папы, молодые дедушки и бабушки. Очень люблю Наталью Владимировну Крапачёву и её мужа Андрея, работника милиции города Красноярск... Ох, сколько же их, бывших моих дорогих учеников, так любимых мною — всех не перечислишь!


— Вы есть на многих сетевых ресурсах; ваши песни звучат на радио (см. лс) – вы автор и исполнитель. Скажите, когда ваша душа поёт?
— Марина, полтора года, как не пою: умер муж — с ним пока ушло и желание петь. Но люблю петь и всю жизнь пою, вернее, пела (в доме, в школе, в Доме культуры,
в худ. самодеятельности, на природе). Не знаю, запою ли теперь...


— Думаю, я не ошибусь, предполагая, что за время проживания в Избушке вы обрели множество друзей. Наверняка к вам зачастую обращаются за советом. Вам нравится атмосфера Избы? Какая она, как вы думаете?
— Нет, не ошибаетесь. Очень много друзей. Даже не успеваю отвечать взаимностью
на все посещения. В Избе мне нравится, несмотря ни на что. Особенно — наш руководитель Альберт Хайруллин. Обожаю его за покладистый, спокойный характер, его корректность, но представляю, чего это кажущееся для нас спокойствие ему стоит! Я о том, что здесь очень много гордецов и неврастеников, считающих себя выше всех и одержимых манией величия. Атмосфера в избе очень не одинаковая: где-то дружелюбная, где-то и в чём-то напряжённая...


— Редактором Избы-Читальни Вы стали буквально несколько дней назад. Что, на ваш взгляд, означает понятие «редактор литературного сайта»? Какие задачи должны стоять перед редактором? Какими качествами он должен обладать?
— Марина! Первое — быть терпеливее, чем был; добрее, чем был; ну, наверное, и работоспособнее, чем был...
Помнить, что это не профессиональный сайт и не требовать от людей, чтобы они стали в один момент все необыкновенными и талантливыми. Авторов, не имеющих навыков или глубоких знаний в русском языке и поэзии, но находящих в творчестве "отдушину", не считать людьми второго сорта: хотят писать — пусть и пишут для себя и родных.


— Галина Леонидовна, у вас есть замечательная возможность обратиться к нашим читателям – вашим коллегам по перу и редакции и сказать то, что посчитаете нужным.
— Дорогие избушане! Обращаюсь ко всем, избравшим меня в друзья! Помните, что я вас всех люблю и ценю вашу доброту ко мне! Дорогие члены редакции! Уважаемый Альберт! Всех сердечно благодарю за внимание и сотрудничество! Никогда не будем портить жизнь грубыми визитами, горькими упрёками и унизительными словами, ибо все мы — смертные! Будем уважительно и бережно относиться друг к другу и беречь нервы! Ибо спокойные нервы — это то же самое, что и здоровье! Всем — благополучия в творчестве! И ещё, что считаю самым главным, — всем Любви и благословения Свыше!
Спасибо Вам, милая Марина, за интересные вопросы, мне предложенные: я ответила на них с большим удовольствием!


— Я благодарю Галину Леонидовну Лебединскую за откровенность и желаю ей здоровья и успехов в творчестве!
(картинка с цветами)


Интервью провела ред. М. Новикова-Шведт.




Другие статьи в литературном дневнике: