Кое-что из теории стихосложения - коротко и др.

Галина Лебединская: литературный дневник

1. Лимерики (абсурдистские и лирические) - пятистишия,
написанные анапестом ( - - +).
Схема рифмовки: аабба (первые две и последняя рифмы повторяются,
а третья и четвёртая строки по количеству содержат меньше стоп).


Выступаю как новатор: мои лирические лимерики - явление новое
в русской современной поэзии:
обычно они воспринимались как жанр комический.


2. Рондо (от франц. rond - круглый) - твердая форма; стихотворение
из 13-ти стихов на две рифмы, с обязательными повторами: начальные
слова первого стиха повторяются дважды как укороченный стих после
восьмого и тринадцатого, не рифмуясь и не входя в счёт строк.
Рифмовка рондо: aabba, abbr, aabbar (где r - нерифмующийся рефрен,
повторяющий первые слова 1-й строки).
Популярно в поэзии барокко и рококо.
В русской поэзии часто встречается у В. Брюсова (см."Опыты").


3. Терцет (от лат. tres - три) - это строфа,состоящая из трёх стихов
в одну рифму. Схема рифмовки: ааа ббб ввв...
В рус. классической поэзии встречается у М. Ю. Лермонтова.


4. Рифмовка итальянского сонета:
abab abab cdcd cd.


5. Триолет - твёрдая форма; стихотворение из восьми строк,
построенное по строгим нормам (от итальянского trio - трое);
схема рифмовки: АБаАабАБ; здесь тройной повтор строк -
четвёртая строка полностью повторяет первую, а седьмая и
восьмая - первую и вторую.
В русской поэзии начальные опыты принадлежат Анне Буниной
и Н. М. Карамзину.
Триолеты бывают разные: простые, двойные, тройные...
с обрамлением, с магистралом...


6. Терцины - трёхстишные строфы, в которых
первый стих первой строфы рифмуется с третьим;
второй стих первой строфы - с первым и третьим
второй строфы;
второй стих второй строфы - с первым и третьим
третьей строфы и т. д.
Заканчиваются терцины дополнительным стихом
(одной строкой), рифмующимся со вторым стихом
последнего трёхстишья.
Схема рифмовки: аба бвб вгв гдг дед еие + и (и т. д.).


7. ЯПОНСКИЙ СОНЕТ-РЭНГА/ или "АЛЬБОМНЫЙ" СОНЕТ В
ВОСТОЧНОМ СТИЛЕ/ - форма новая, которой 29.07.18 исполнилось
двенадцать лет.
Три шага (2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути,
двумя связанными между собой по смыслу двустишиями) подразумевают
право на самостоятельное существование каждого хокку и в то же время
неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения.
Японский сонет "канонический" пишется с количеством слогов 5-7-5
для хокку и 7-5-7-5 для четверостишия
(ударные 1-4-7 слоги/ дактиль или 2-4-6/ямб).
Рифма не обязательна, но желательна; рифмовка: abc abc dede.


8. ЯПОНСКИЙ СОНЕТ (ЯС) - твёрдая поэтическая форма; стихотворение состоит из десяти строк: оно образовано из двух трёхстиший-хокку (хайку), написанных по схеме 5+7+5 ( по количеству слогов в строке), и двух двустиший, образующих одно четверостишие-катрен, со схемой 7+5+7+5.
Рифма не обязательна, но желательна; рифмовка: abc abc dede.
Чаще ЯСы написаны дактилем (как этот стих, ударения на 1-й, 4-й и 7-й слоги) или ямбом (ударения на 2-й, 4-й и 6-й слоги).


ВЕНОК ЯПОНСКИХ СОНЕТОВ - твёрдая поэтическая форма, состоящая из 11-ти японских сонетов. Последняя строка первого сонета является первой строкой второго сонета и так далее, до 10-го сонета; причём, последняя строка 10-го сонета является первой строкой 1-го сонета.
11-й сонет носит название МАГИСТРАЛ; он состоит из первых строк десяти предыдущих сонетов и объединяет их все по смыслу, являясь тематическим, идейным и композиционным ключом всего венка сонетов.


9. Рубаи (араб., букв. учетверенный) -в поэзии народов Востока
афористическое четверостишие с рифмовкой ааба или аааа.
Это стихи нравоучительного или философского содержания.


10. Хокку - (хайку), жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие,
генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5).
Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.


11. Танка - (япон. короткая песня), жанр японской поэзии.
Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7).
Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.


12.Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная
стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века
под влиянием японской поэзии; в дальнейшем, с 1997 года,
стала использоваться и в России.
Синквейн может быть как рифмованным, так и нерифмованным.


13. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан
на подсчёте слогов в каждом стихе:
его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога
(в хайку 17, в танка — 31).


14. Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной
последовательностью стихов (2—8—6—4—2).


15. Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двухпятистрочных
строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны.


16. Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма
со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2.


17. Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов,
образующих завершенное стихотворение.


18. Гирлянда синквейнов (Crown cinquain) — состоит из 6 традиционных
синквейнов, причём 6-й собирается из строк предыдущих, по порядку
(из 1-го берётся 1-я строка, из 2-го вторая и т.д.) Рифма не обязательна.
Схема традиционного: 2 - 4 - 6 - 8 - 2


19. Вилланелла — Поэтический словарь. — М.: Советская...


Вилланелла (ж.р.) — ВИЛЛАНЕЛЛА, или вилланель (итал. villanella, франц. villanelle, от поздн. лат. villanus — крестьянский, деревенский), — в староитальянской, а затем в старофранцузской поэзии — лирическое стихотворение своеобразной формы...


У вилланеллы особая система рифмовки: все средние строчки трехстиший рифмуются между собой, а первая и третья строчки первой строфы в определенном порядке повторяются в следующих терцетах. Также все первые и третьи строчки рифмуются между собой. Схематически это изобразить очень сложно, но
вот примерно так: AbC cbA abC cbA abC cbA C (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строчки, которые, в свою очередь, рифмуются и между собой.
Средние строчки трехстиший не повторяются, но пишутся одной рифмой).
Про размер вилланеллы ни в одном справочнике ничего не сказано. Но те вилланеллы, что встречались у классиков, были чаще написаны четырехстопным хореем.


20. Ронсарова строфа — шестистишие: строфа с рифмами aaBccB.
Пьер де Ронсар (1524 —1585гг).


21. Монорим - стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с "однозвучной рифмовкой" по определению А. П. Квятковского).
Обычно это стихи с двумя внутренними моноримами и цезурами
(ритмическими паузами) между четвёртым и восьмым слогами.

Монорим был широко употребителен в поэзии средневекового Востока...


22. Королевская строфа
Королевскaя строфа (англ. rhyme royal) — aнглийскaя строфа
из семи строк, написанная ямбическими пентаметрами по схеме ababbcc.
Она была очень популарная в 14 и 15 веках.
Первый ее использовал Джефри Чосер.


23. Глосса на стихи, например, Валерия Брюсова
"Всё кончено"
Эпиграф:


"Никогда мы не будем вдвоём, - я и ты..."
И на грани пред вечной разлукою
Я восторгов ищу в тайной муке мечты,
Я восторгами сердце баюкаю.


Нужно каждую строчку Эпиграфа, сделать последней строчкой четверостишия. Четыре строки в Эпиграфе, четыре четверостишия, с последней строкой из Эпиграфа, в последовательности 1,2,3,4.



Другие статьи в литературном дневнике: