Любовь, секс и поэзия

Гал Аник: литературный дневник

Валерий Шувалов. Любовь, секс и поэзия


Статья под таким заголовком ("Liebe, Sex und Poesie") появилась почти десять лет назад, 31 августа 2002 года, в литературном приложении к ведущей швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung (NZZ) и была посвящена вышедшей в Москве на русском языке книге "Лиля Брик - Эльза Триоле. Неизданная переписка (1921-1970)". Статья эта попалась мне на глаза, можно сказать, случайно, и я - после некоторых колебаний - решил всё же перевести основные её моменты с немецкого, специально для читателей литературного сайта СТИХИ.РУ. Вот что, в частности, говорилось в той статье:


Сёстры Лиля Брик и Эльза Триоле - пожалуй, самые необычные музы русской литературы XX столетия. К примеру, их влияние на Маяковского было столь велико и неоднозначно, что некоторые исследователи творчества этого поэта до сих пор проклинают и демонизируют (verteufeln) их. И вот теперь известный литературовед Василий Катанян издал ранее не публиковавшуюся переписку двух сестёр, снабдив её осторожным замечанием: "В случае, если эти женщины интересуют Вас". Приписка эта отнюдь не лишняя, поскольку некоторые рецензенты называют обеих дам, особенно Лилю Брик, чуть ли не "вампирами".
Переписка содержит менее половины из более чем тысячи сохранившихся писем. Судьбе было угодно, что обе эти женщины, названные их отцом в честь героинь из произведений Гёте, которого он обожал, прожили почти всю свою жизнь не только в разных городах и странах, но и в совершенно не схожих культурно-социальных системах: Лиля в Москве, а Эльза - в Париже. Они постоянно переписывались, и лишь во время войны их переписка на какой-то период прервалась. Обе они были чрезвычайно сексапильны и пробуждали в мужчинах не просто влюблённость, а настоящую одержимость (Besessenheit). В этой связи можно вспомнить, что музой Сальвадора Дали в то время также была русская женщина, которую он звал "Гала".
Трудно сказать, были ли они на самом деле вампирами (или, если говорить точнее, вампиршами). В конце концов, поэт нуждается в своей Музе не меньше, а, возможно, даже и больше, чем она в нём, используя её в качестве "огнива", поэтому с чисто энергетической точки зрения трудно утверждать с определённостью, кто в данном случае больший вампир.
Сначала в Маяковского влюбилась младшая сестра Эльза, а затем уже и Лиля, ставшая для него впоследствии тем, чем Беатриче была для Данте. Вскоре Эльза уехала в Париж, где она вышла замуж за французского офицера Андрэ Триоле, а после развода с ним стала некоторое время спустя женой известного своими левыми взглядами писателя Луи Арагона. Пара прожила вместе, не расставаясь, почти сорок лет. Это была настоящая любовь, причём в двух вариантах: повседневном и романтическом.
Лиля вышла замуж за Осипа Брика, ставшего вскоре одним из идеологов авангарда. Их сексуальные контакты прервались очень рано, но они решили не расходиться даже после того, когда в жизнь Лили стремительно ворвался Маяковский, став её любовником. Больше того, они решили жить все вместе, втроём, что по тогдашним понятиям было почти неслыханно. (В 1927 году на экраны вышел немой фильм "Третья Мещанская, или Любовь втроём", в котором заинтересованные зрители могли без труда разглядеть разнобедренный любовный треугольник "Владимир - Лиля - Осип". Режиссёр фильма Абрам Роом и автор сценария Виктор Шкловский подверглись тогда нападкам в прессе за якобы допущенную ими бестактность по отношению к знаменитому поэту).
Для самого Маяковского Лиля Брик стала не просто Музой, а судьёй, т. е. истиной в последней инстанции. Обожаемая одними и ненавидимая другими, она всю жизнь тщательно заботилась о том, чтобы её не забывали. Она издавала произведения Маяковского, воспоминания о нём и даже однажды написала Сталину. Эльза, со своей стороны, немало сделала для того, чтобы о Маяковском узнали в Европе.
Переписка этих двух почтенных дам - чтение отнюдь не лёгкое, зато интересное и даже местами захватывающее. Из неё мы узнаём, к примеру, что Эльза снабжала старшую сестру модными нарядами и прочими французскими аксессуарами, в то время как Лиля помогала Эльзе после войны чем могла: сахаром, кофе и даже сухарями.
По своей натуре они были очень разными: Эльза - неустанный организатор и страстный полемист; Лиля - напротив, спокойная и даже беззаботная. "В чём ты ходишь? Будет ли шубка? Крепко целую тебя и Арагончика" - писала она в одном из писем, и эта манера разговора была типичной для неё.
И неважно, чем была для них литература: составной частью любви - или наоборот. И то, и другое причудливо переплелось в жизни этих двух неординарных женщин. Вспоминая теперь об этом странном "треугольнике", можно подумать, что в России женщина уже тогда достигла полного равноправия. Однако это далеко не так. До сих пор общественное мнение этой страны проникнуто патриархальным, обывательски-мещанским духом, особенно когда речь заходит о любимцах нации...


https://stihi.ru/2012/08/27/4327



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.03.2024. Любовь, секс и поэзия