***

Черонова Галина: литературный дневник

Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, ...)


Профессиональное и специальное образования в СССР
Число школьников, учащихся высших и средних специальных учебных заведений постоянно росло даже во время войны. За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов, которые вместе со всем народом вывели СССР в сверхдержаву мира.
Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, ...)


Леонид Масловский



О физическом факультете
Ленинградского Государственного Университета
80-х годов 20-го века
читайте , прежде всего , мои произведения :


Учить честности бывает опасно http://proza.ru/2023/03/17/1723


Письмо в США http://proza.ru/2023/12/24/973


Малыш и мир http://proza.ru/2023/03/05/313


Сон-бег , бег во сне http://proza.ru/2023/08/10/1004


Written in USSR ( т.е. на физфаке ) http://proza.ru/2023/03/14/1980


******


Читайте также :


Авторы Проза.ру с физфака , матмеха , ПМПУ , химфака , ФМШ ЛГУ http://proza.ru/2025/03/02/961


- - - - - - - - - -


На платформе ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/06-20


Сито времени ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-20


- - - - - -


Шахторин - танкист ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/06-42


Буба на рынке ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/06-45


Тетерич в Гостином Дворе ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/06-44


- - - - - -


Подделанная справка ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/06-40


- - - - - -


Пи пополам ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-32
Комментарий Ивана Шмакова 3 http://proza.ru/2024/09/02/614


- - - - - - - - - - - -


Строяки и ШАБАШКИ :


Стройотряд Аргумент ( Плавун ) http://proza.ru/2001/02/27-23


Эстафета поколений ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-43


Рассказ Криса как он шабашил ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/22-57


Сдача объекта ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-27


- - - - - -


Туалет на соседнем участке ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/12-109


Ученые ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-21


Пятьсот рублей ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-30


Петруха плотник ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-29


Демоны ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-39


Поиски заказа ( Плавун ) http://proza.ru/2001/04/03-49


Мыло ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-42


Комментарий Ивана Шмакова 3 :
После прочтения рассказов и рассказиков Плавуна
может сложиться впечатление , что
в 80-х годах 20-го века главным аспектом
жизни студентов физфака ЛГУ были шабашки .
В его микросоциальном окружении , в его компании ,
возможно , так и было .
На самом деле ,
как минимум , треть ( возможно , половина или даже две трети ) юношей
кончали физфак , ни разу не побывав ни в стройотряде , ни в шабашке .
В шабашку обычно или всегда попадали только после стройотряда .
Лично я не знаю ни одного человека , который бы поехал в шабашку не побывав до этого в стройотряде .
Из съездивших ( хотя бы раз ) в стройотряд юношей
меньше половины переходили на шабашки ( более точную статистику навести невозможно , так как участие в шабашках было
чревато ( проработкой на комсомольском собрании , исключением из комсомола , отчислением с физфака ) — и скрывалось ) .
Таким образом ,
от трети до двух третей студентов-юношей ездили ( хотя бы раз ) в стройотряд ,
меньше трети ( скорей всего , меньше одной шестой ) студентов-юношей ездили ( хотя бы раз ) в шабашку .
Студентки в шабашки не ездили .
В стройотряды ездили ( хотя бы раз ) меньше 20 % ( скорей всего , меньше 10 % ) студенток .


В СССР 80-х годов
зарплата 70 рублей в день — действительно очень много :
Проезд в Ленинградском метро стоил 5 копеек ,
льготный билет для студента для одинарного проезда с Балтийского вокзала до станции " Университет " и обратно
стоил 25 копеек . Коробок спичек стоил 1 копейку ( 1 рубль = 100 копеек ; число спичек в коробке , наверно ,
не совсем стандартно теперь ( по крайней мере , не указывается на коробке ) и было не совсем стандартно тогда ;
сегодня , 07.09.2024 , я сосчитал спички в коробке , купленном мной в последние полгода , — их оказалось 39 ;
примерно столько же спичек было , наверно , и в коробке 80-х годов ; во всяком случае , по размерам он совпадал
с современным ) . Звонок из телефонной будки ( не междугородний ) до трёх минут
в Петергофах какое-то время стоил 2 копейки , какое-то — 5 копеек
( в " большом " Ленинграде он , по-моему , все 80-е стоил 2 копейки ) .
Стакан ( чуть меньше 200 мл ) простой газировки из автомата стоил 1 копейку ,
стакан газировки с сиропом — 3 копейки .
200 граммов пломбира стоили 20 копеек .
Были и более дешёвые виды мороженого .
Килограмм апельсинов стоил 2 рубля .
Цены на картошку помню неполно ( цена килограмма картошки зависела от сезона ) .
В какой-то ( с 83-го по 89-й ) год во второй половине августа в универсамах Ленинграда
( цены в госмагазинах , т.е. почти везде , были государственные , но на некоторые товары зависели от региона
и , реже , от сезона ) картошка нового урожая ( привозная , так как в совхозах Ленинградской области её убирали в сентябре )
стоила 20 копеек за килограмм .
В течение всех или почти всех 80-х годов
70 рублей — минимальная месячная зарплата в СССР .
В течение всех 80-х годов
обычная стипендия на физфаке ЛГУ — 40 рублей в месяц .
Некоторые студенты получали повышенную стипендию — 50 рублей в месяц .
За июль и август стипендию не платили ,
так что за год студент физфака ЛГУ в виде стипендии мог получить максимум 500 рублей .
Некоторые студенты не получали никакой стипендии : ни повышенной , ни обычной .
В СССР 80-х годов
выпускник технического ВУЗа ( в качестве молодого специалиста по распределению )
в течение 3-х лет получал 110 или 120 рублей в месяц .
Если опытный инженер , в качестве инженера проработавший 10 , 15 или 20 лет ,
получал 200 рублей в месяц , то это считалось хорошей зарплатой .
"
Он снова и снова щупал в кармане толстую пачку красных червонцев. Вроде бы и сила в них была еще недавно, часов этак пять тому назад, да вот побыла, погостила сила эта, да и вышла вон, и не будет теперь ее аж до девяти часов утра, покуда не откроется столовая в тринадцатом общежитии, где он с товарищами не получит за одну такую бумажку целую кучу невероятно вкусных блюд.
"
Десятая часть червонца — рубль .
В 1984 году в каждом общежитии ЛГУ
на Ботанической улице Старого Петергофа :
в тринадцатом ( физфака ) , в двенадцатом ( матмеха )
и в пятом ( ПМПУ ) — была столовая .
В любой из этих трёх столовых
за 30…40 копеек
можно было весьма заметно перекусить ,
за 60…70 копеек
— плотно пообедать с салатом , с 80…120 граммами хлеба ,
супом , вторым ( котлетой , шницелем или бефстроганов ) ,
гарниром и компотом ,
за рубль ( т.е. за 100 копеек ) — нажраться до отвала .


- - - - - - - - - - - -


Кочегарка напротив часового завода ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/25-25


Спелео ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-40
Не подражайте главному персонажу ! http://proza.ru/2001/03/07-40



в школе ( не от учителей , а других школьников ) ,
даже в очень солидном возрасте ( в армии , например , от других срочников ) .


- - - - - - - - - - - -


Учёба и экзамены :


Сэм после трех выносов ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/12-107


- - - - - -


Производные ( Плавун ) http://proza.ru/2001/03/10-31



© Copyright: Иван Шмаков 3, 2024
Свидетельство о публикации №224090100525
Каждый день с Красной площади с небольшими интервалами отправляются автобусы и везут приезжих на экскурсию по Москве. Много небылиц вам расскажут экскурсоводы. Расскажут они и о том, что московские школьники во время войны изготавливали изделия для подводных лодок.


И невдомёк добросовестно заучившему текст экскурсоводу, что школьники во время войны ходили в школу даже в осаждённом Ленинграде, а детали для фронта изготавливали не школьники, а учащиеся ремесленных училищ, так как изготовление деталей или даже целых узлов, изделий входило в программу их обучения.


Они их изготавливали и в мирное время, только не для производства вооружений, а для производства мирной продукции. Но миф о том, что во время войны школьники встали к станкам господствует в нашем недостаточно просвещённом обществе.


Не знают наши экскурсоводы, что для подготовки квалифицированных рабочих ещё в 1920 году были созданы фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Срок обучения в то время составлял 3-4 года, так как обучающиеся подростки в большинстве были малограмотными и поэтому профессиональное обучение сочеталось с общеобразовательным. По мере ликвидации в стране малограмотности срок обучения в зависимости от получаемой профессии составлял от 6 до 18 месяцев.


2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».


Этим указом учреждались:


1) ремесленные училища с 2-летним курсом для подготовки квалифицированных рабочих — металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий;


2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения с 6-месячным сроком обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.
Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда.


Указ 2 октября 1940 г. установил, что ежегодно призывается (мобилизуется) от 800 тыс., до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодежи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года с заработной платой на общих основаниях.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 октября 1940 г. для руководства подготовкой и распределением государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, преобразованное в 1946 г. в Министерстве трудовых резервов Союза ССР. На местах созданы республиканские, краевые, областные и городские управления трудовых резервов.


Только во время Великой Отечественной войны в указанных учебных заведениях было подготовлено 2 млн. рабочих сложных и массовых профессий. Во время обучения ремесленные училища изготавливали продукцию оборонного значения.


О воспитании рабочих замечательный педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».


Статья 45 Конституции СССР 1977 года гласила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».


Среднее специальное техническое образование выпускники школ республик СССР получали в техникумах. Принимали на учёбу в техникумы на конкурсной основе, поступающие сдавали приёмные экзамены по определённым видам предметов, изучаемых в школе. Техникумы были индустриальными, транспортными, сельскохозяйственными и других отраслей народного хозяйства. Срок обучения в техникумах составлял 4 года. Среднее специальное педагогическое, музыкальное, медицинское и др. виды среднего специального образования получали в училищах.


Учащимся техникумов и училищ во всех республиках государство ежемесячно выдавало стипендию. Иногородние и приехавшие из сельской местности учащиеся обеспечивались общежитием. Оканчивающие техникумы защищали дипломные проекты, а училища – сдавали государственные экзамены государственным квалификационным комиссиям. Выпускники школ и училищ имели право поступать в высшие учебные заведения после того, как не менее 3-х лет проработают на практической работе по своей специальности. Окончившие учебные заведения с отличием имели право поступать в высшие учебные заведения без отработки 3-х лет.


Выпускники техникумов работали техниками, мастерами производственных участков, в отдельных случаях начальниками цехов, выпускники педагогических училищ, как правило, преподавали в начальных классах школ, а музыкальных – в музыкальных школах. Медицинские училища подготавливали средний медицинский персонал для поликлиник и больниц республик страны.


Сеть высших учебных заведений в СССР к 1970 году выросла в 8 раз, а количество студентов — в 41 раз и в 1970/71 учебном году превысило 4 миллиона 580 тысяч человек. Особенно показателен рост вузов в союзных республиках. Например, в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане до революции не было ни одного высшего учебного заведения. В 1970/71 учебном году их стало в Белорусской ССР - 28, в Узбекской ССР – 40, в Казахской ССР – 45 высших учебных заведения. К сожалению, сегодня этого не знает большинство жителей бывших республик СССР.


Высшие учебные заведения, особенно университеты, являлись крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой вёл большую научную работу, в которой принимали участие и студенты. Почти во всех вузах имелись научные студенческие общества.


В 1975 году имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.


Наибольшее количество студентов в 1975/76 учебных годах обучалось в вузах промышленности и строительства – 1950 тыс. чел. и просвещения – 1415,3 тыс. чел. Советское государство уделяло огромное внимание просвещению народа и на подготовку преподавателей тратило количество денежных средств соизмеримое с затратами на подготовку специалистов промышленности.


Фальсификаторы нашей истории не скажут о том, что в указанное время в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же из других стран.


Высшее образование выпускники школ получали в институтах и университетах. Принимали абитуриентов в институты и университеты на конкурсной основе в зависимости от набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов. Количество поданных заявлений, как правило, во много раз превосходило количество мест. В результате при существовавшей системе в институты принимались самые одарённые дети.


Существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве и для других категорий поступающих, но и при таких отступлениях система исключала поступление в высшие учебные заведения бездарных или не обладающих необходимыми знаниями абитуриентов. В каждом высшем учебном заведении сдавали вступительные экзамены в зависимости от профиля, но русский язык и литературу сдавали при поступлении в любой институт или университет.


В наше время платное обучение открыло в высшие учебные заведения дорогу посредственности, что, без сомнения, уменьшает профессиональный уровень педагогов, врачей, инженеров и работников других профессий, требующих высшего образования. Институты поставлены в условия, когда в школах решают, кого они должны принимать, а ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на институт. Такие решения противоречат здравому смыслу и интересам общества.


В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казенные высшие технические учебные заведения женщины не допускались. Во всех республиках Советского Союза все высшие учебные заведения были одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Уже в 1940-х годах каждая союзная республика имела свои университеты (один или несколько). В Украинской ССР их было 7, в Узбекской и Литовской ССР — по 2 и в остальных союзных республиках — по одному.


Статус университета в Советском Союзе присваивали очень немногим учебным заведениям. Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому и той роли, которую он сыграл в культурном развитии нашей Родины, по числу и разнообразию факультетов, по количеству студентов и обилию высококвалифицированных профессоров занимал и занимает Московский университет имени М. В. Ломоносова.


В 1914 году в России было 95 высших учебных заведений, а в 1939 году в СССР – 750 высших учебных высших учебных заведения. Их количество продолжало расти в соответствии с потребностями народного хозяйства, просвещения, культуры в специалистах с высшим образованием.


В 1946 г. было образовано Министерство высшего образования. Все учебные заведения в организационном и учебно-методическом отношении подчинялись Министерству высшего образования. В хозяйственном и финансовом отношении большинство технических институтов подчинялось своему министерству. Например, министерству авиационной промышленности подчинялись авиационные институты. Это позволяло отраслевым руководящим производством министерствам в учебных заведениях больше учитывать потребности отрасли в специалистах нужного профиля, платить студентам более высокие стипендии и в целом выделять на процесс обучения больше средств.


Великая советская держава даже в самые трудные времена заботилась о будущем страны, её гражданах, её молодых людях.


Во время Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения. Много высших учебных заведений было эвакуировано в глубь страны и продолжали свою учебную и научно-исследовательскую работу в новых местах.


В период с 1941/42 по 1945/46 учебные годы количество учащихся школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений ежегодно возрастало. Число учащихся снижалось только в один из военных годов – в 1942 году.


Число школьников возросло от 17 млн. 765 тыс. до 17 млн. 966 тыс. школьников в 1943/44 году и 26 млн. 094 тыс. в 1945/1946 учебном году. Мной не приведены данные роста количества школьников в 1944/1945 учебном году, так как значительный рост количества школьников в этом учебном году был связан с приёмом в школу детей с семи лет, а до этого детей в школу принимали с восьми лет.


Число учащихся высших учебных заведений за военные годы возросло с 313 тыс. чел. до 730 тыс. чел., средних специальных учебных заведений – с 415 тыс. чел. до 1 млн. 8 тыс. чел.


Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, ...)
А при учебе в ПТУ после 8 классов, для учащихся было бесплатное питание, выдавалась форма
Источник: https://znat.ra-dina.ru/articles/chto-takoe-ptu-v-sssr


За годы Великой Отечественной войны наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов.


Вот так при И. В. Сталине выводили СССР в сверхдержаву мира. Молодые строители коммунизма, воспитанные при Сталине, решили стоящие перед страной задачи: вместе со всем советским народом разгромили врага, вдвое превзойдя его в производстве оружия, и на десятилетия обеспечили безопасность советского народа перед лицом агрессивного и технически развитого Запада.


ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), которые учреждались в СССР указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР». 12


Согласно этому указу, учащиеся перечисленных школ находились на государственном иждивении: получали бесплатное обучение, обеспечивались за счёт государства питанием, одеждой, обувью, бельём, учебниками и учебными пособиями, а также общежитием. 15


Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда. обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда.
Источник: https://znat.ra-dina.ru/articles/chto-takoe-ptu-v-sssr


Авторы Проза. ру с физфака, матмеха, ПМПУ, химфака
Иван Шмаков 3
Иван Шмаков 3 > Авторы Проза.ру > Авторы Проза. ру с физфака, матмеха, ПМПУ, химфака


Авторы Проза.ру с физфака , матмеха , ПМПУ , химфака , ФМШ ЛГУ :


Александр Меньшиков 4 http://proza.ru/2025/02/25/852


Андрей Жунин http://proza.ru/avtor/neznakomez3
- - -
Иван Шмаков 3 http://proza.ru/2024/09/01/525


Николай Григоров http://proza.ru/2012/01/14/2096


Плавун http://proza.ru/2001/03/25-20


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


" точные учёные " на Проза.ру


В рецензиях к настоящему произведению
свою принадлежность
к физфаку , матмеху / мехмату , ПМПУ , химфаку , ФМШ ( не обязательно ЛГУ )
заявили авторы Проза.ру :


Иван Думанов http://proza.ru/avtor/dumanov
мех-мат Саратовского ГУ


Нина Степановна Маслова1 http://proza.ru/avtor/manistmanist1
физфак Казанского ГУ



© Copyright: Иван Шмаков 3, 2025
Свидетельство о публикации №225030200961



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.04.2025. ***