***

Черонова Галина: литературный дневник

ДОБРЫЙ ДЕНЬ ВСЕМ!


ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (7 Helena июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва)


Владимир Маяковский родился в семье лесничего в окрестностях Кутаиси, как и многие образованные люди того времени, знал иностранные языки, в том числе и грузинский, что отличало его от многих и многих известных писателей... С детства он уже ощущал, что обладает незаурядным литературным талантом. Рано потеряв отца, который погиб из-за нелепой случайности (заражение крови от укола пальца ржавой иголкой, когда подшивал папки с документами), юноша имел очень независимый характер, что явно заметно было, когда он уехал с Кавказа.


Творчество Маяковского вначале отличалось экспрессивностью и метафоричностью, иногда присутствовала энергия "митинга и демонстрации" вкупе с тончайшей лирикой («Скрипка издёргалась упрашивая»). Не чуждо ему было и ницшеанское богоборчество. Поэт в душе был религиозен, что скрыто в ряде его строк («Я, воспевающий машину и Англию Может быть просто В самом обыкновенном Евангелии Тринадцатый апостол»).


Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX;века (творчество Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова). В детскую поэзию им внесён был немалый вклад.


Уверенный, в себе, с ранних лет чувствующий себя поэтом на века, Маяковский
ВО ВЕСЬ ГОЛОС обратился к потомкам, в далёкое будущее:


Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.

Многое связывало его с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Не признавая традиционных стихотворных размеров, он придумывал для своих стихов особый ритм, где "полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией", что делает при графической подаче стиха более сильной ещё более зримой звучание. На первых порах он записывает стихи в столбик, а позже — знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского.


Некоторые исследователи пытались представить его поэтическую жизнь пятиактным действом с прологом и эпилогом. Своего рода прологом в творческом пути поэта стала - трагедия «Владимир Маяковский». Первый акт: поэма «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Второй акт — поэмы «Война и мир» и «Человек». Третий акт — пьеса «Мистерия-буфф» и поэма «150 000 000». Четвёртый акт — поэмы «Люблю», «Про это» и «Владимир Ильич Ленин» (1924). Пятый акт — поэма «Хорошо!» и пьесы «Клоп» и «Баня. Эпилог — первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе, многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.


Он считал себя «пролетарским писателем», каким хотел себя видеть. Но не все так считали, что создавало Маяковскому большие трудности. Тем не менее, Маяковский был публичным поэтом, много выступал аудитория не только в России и СССР, но и во многих странах Европы и Америки.


Читал стихи в здании Московского университета на Манежной площади в Москве, о чём рассказывали преподаватели, которые в юности присутствовали там. При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре «Владимир Ильич Ленин» (1924), сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин.


Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За рекламную и агитационную деятельность поэт подвергался критике со стороны Б.Пастернака, В.Катаева и М.Светлова[. Активно сотрудничал в РОСТЕ, оформляет, как поэт и как художник, для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). Учился в Строгановском училище, ещё в ряде студия ваяния и живописи..


Маяковский любил азартные игры и увлекался игрой в бильярд, у него был поразительно точный и сильный удар. Учился в автомобильной школе и получил серебряную медаль «За усердие».


На про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­ри­о­да твор­че­ской жизни Ма­я­ков­ско­го его музой была Лиля Брик. Он посвятил ей все произведения, созданные даже до их знакомства.


В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.


С 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория стакана воды».


Поговаривали, что поэт совместно с наиболее по-современному настроенными молодёжными лидерами (в числе их, Коллонтай), открыто ходили иногда голышом. При этом, лишь лента "Долой стыд", присутствовала на теле. Так было принято иногда в то своеобразное время, когда модным считалось соответствовать тенденциям будущей "мировой революции".


Несмотря на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным отцом советского скульптора Глеба-Никиты Лавинского (1921—1986). С матерью Глеба-Никиты, художницей Лилей Лавинской, поэт близко познакомился в 1920 году, работая в Окнах сатиры РОСТА


В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.


Немало иных романов и увлечений как на родине, так и за границей — в США и Франции. В 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс (Елизаветы Зиберт) в Нью-Йорке родилась его дочь Элен-Патрисия, которую Маяковский единственный раз увидел в 1928 году в Ницце. Другие возлюбленные — Софья Шамардина и Наталья Брюханенко. С ними Лиля Брик до конца своих дней сохранит дружеские отношения. В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет). Вместе с Татьяной Маяковский выбрал Лиле в Париже подарок — автомобиль «Рено». Брик станет второй женщиной-москвичкой за рулём.


Последним романом Маяковского стала молодая и красивая актриса МХАТа Вероника Полонская (1908—1994). В пору их первой встречи ей было 21, ему — 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила от мужа. Спустя год точку в их отношениях и в жизни поэта поставил «товарищ Маузер", чему невольно стала свидетельницей .


сын Глеб-Никита Антонович Лавинский (1921—1986)
дочь Патрисия Томпсон (Елена Владимировна Маяковская) (1926—2016)



Как и ряду поэтов, Маяковскому довелось побывать и в тюрьме (1909 год), о чём в воспоминаниях он писал:


«В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней».



«Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».
Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», он вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам.
В Баку — Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами, ввёл понятие "комфутуризм".



Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию-буфф», которая была поставлена к годовщине революции (реж. — Вс.Мейерхольд, худ. — К.Малевич).



Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы. На стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» Владимира Маяковского Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического;оркестра (1959).



В 1926—1927 годах написал девять киносценариев.


Поэт был кремирован в московском;крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга, коей "чести" удостаивались немногие люди. В 50-е годы перезахоронен на Ново-Девичьем кладбище (с Нового Донского?).



ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ ( (имя при рождении — Ио;сиф; 2 (14) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938).


Отец был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, мать - музыкантом). Учился в Тенишевском училище, считавшемся российской кузницей «культурных кадров» начала ХХ века.


Решив стать вольнослушателем на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, он подал документы, но в октябре уехал в Европу. Учится в в Гейдельбергском университете и в Сорбонне, посещал лекции А. Бергсона и Ж. Бедье. Мандельштам познакомился с с Николаем Гумилёвым, оба увлекались французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.


Осип Мандельштам бывает в Петербурге на лекциях по стихосложению в «башне» у Вячеслава Иванова. Поступает на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где учится не очень усердно несколько лет

Дружит с Гумилёвым и знакомится с Анной Ахматовой, очень ценя дружбу с поэтической четой. В ЦЕХЕ ПОЭТОВ встречается с А. Блоком и входит в группу акмеистов.


Выходит книга стихов «Камень. Поэт публично читает свои стихи, бывает в «Бродячей собаке», знакомится с футуризмом, сближается с Бенедиктом Лившицем. Печатался также в журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Новый Сатирикон». В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева.


В Киеве знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной. Гражданскую войну скитается с ней по России, Украине, Грузии, подвергается арестам, но не желает, как и М.Волошин бежать в Турцию, переезжает в Петроград.
Н. Чуковский оставил о Мандельштаме такие воспоминания: «Мандельштам был невысокий человек, сухощавый, хорошо сложенный, с тонким лицом и добрыми глазами».


В начале 20-х годов регистрирует брак Надеждой Яковлевной Хазиной. Знакомится с Борисом Пастернаком, который не одобрял роковое стихотворение Мандельштама, прочитанное однажды, не считая его причастным к искусству поэзии, а скорее, попыткой "к самоубийству". Такую попытку и сделал однажды Мандельштам сам. Вся жизнь его - сплошные скитания. Эта особенность к непрерывным передислокациям и отличала его от многих других. Первая ссылка прошла в Воронеже. Вторая - дальневосточная - оказалась роковой.


("Осип Мандельштам. Тайна ухода из жизни поэта" Голиков Альберт Александрович.)



Поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.


"Что поют часы-кузнечик.
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка,—
Это красный шелк горит.


Что зубами мыши точат
Жизни тоненькое дно,—
Это ласточка и дочка
Отвязала мой челнок..."



МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (26 сентября 1892Лиса, Москва — 31 августа 1941, Елабуга) —


Родилась в Москве. Сама Цветаева праздновала свой день рождения 9 октября, связывая его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова.



Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.


Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.


Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, мать была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.
От родителей Марина унаследовала многое, получив к тому же прекрасное образование. Уже, в 30-е годы, испытав много потрясений, болезней, эмиграцию, живя в Париже, сама она жила писала: "Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода."


Первая дочь Марины Цветаевой, Ирина, умерла от голода в возрасте 3-х лет.
Вторая дочь, Ариадна, 15 лет, с 1940 года, была в ссылке. Сын не находил общего языка с матерью. Возлюбленный, Константин Родзевич, не любил и не понимал стихотворений Цветаевой.


Вернувшись в 1939 году на Родину, поэтесса тоже не испытала счастья и через два года покончила с собой.


В своём творчестве Марина Цветаева использует такой необычный для русского языка знак, как апостроф, что отражено в её "Царь-Девице".


Русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.



МАЯКОВСКИЙ, МАНДЕЛЬШТАМ. ЦВЕТАЕВА.


Сходны были: в неугомонности души, пылкостью творческих порывов, склонностью к суициду.


Различны были:


Маяковский больше тяготел к живописи. Оригинальная "Лестница".


Цветаева - несравненная. Отличается нежностью и особым строем своих стихов.


Мандельштам - был неразделим с музыкой, он воспринимал искусство поэзии родственным музыке и был уверен, что в своём творческом самовыражении истинным композиторам и поэтам всегда по дороге, «которой мучимся, как музыкой и словом» современников «только к одному Мандельштаму. Анна Андреевна Ахматова к Мандельштаму относилась как к какому—то чуду поэтической первозданности, чуду достойному восхищения».


Уважаемый Евгений, можно писать о них бесконечно, потому, закругляюсь, думаю, другие авторы сделают всё более ярко.


С УВАЖЕНИЕМ!



Другие статьи в литературном дневнике: