А дневнику - пустовать ;-)
Про пана Кшиштофа - жестоковато, но про Бартока и Дебюсси - в точку.
Или не захотелось услышать Эдгара F) хоть раз?))
Храванон
ВАРЕЗ, Эдгар (Varеse, Edgard; 1883–1965) – создатель масштабнейшего музыкального мира, уместившегося в десяток партитур протяженностью не более двух часов звучания, совершенно особое имя в ряду музыкальных классиков ХХ века. Его музыка – самобытная и яркая. Она самым парадоксальным образом сочетает в себе чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» и рафинированную интеллектуальность музыкальных «конструкций». Его биография подобна античной трагедии. Творческий расцвет и героический «крестовый поход в защиту новой музыки» 20-х – начала 30-х годов сменяется в ней десятилетиями самоизоляции и забвения, а затем трагически поздним триумфом 50-х. Уникальна для своего времени его личная творческая позиция – отрицание «всяческих направлений» и «композиторских школ», утверждение невозможности передачи «внутреннего опыта» и категорический отказ от пояснения «тайны» своего метода ученикам.
Общепринят миф 50-х о Варезе как о «композиторе-интуитивисте» (Ц. Когоутек) и «уединенном фронтьере» (П. Булез), в порыве вдохновенного озарения нашедшего свой «третий путь» (противостоящий додекафонии Шенберга и неоклассицизму Стравинского), и обогнавшего свое время в идеях освобождения звука и его акустической и структурной организации, музыкального пространства, электронной среды, оказавших спустя полвека решающее воздействие на развитие Новой музыки. Однако теперь, по прошествии полувека, становится все более ясно, что композитор, создавший все свои шедевры на американском континенте, есть гениальный представитель европейской традиции, предшественниками которого являются Р. Штраус и К. Дебюсси, А. Шенберг и И. Стравинский, а наследниками – Я. Ксенакис, Л. Ноно, К. Пендерецкий, творцы электронной музыки и композиторы спектральной школы.
Несомненно, именно Э. Варез является прямым и ближайшим предшественником сериальной композиции и творчества П. Булеза, поскольку в его музыкальной технике, рожденной из шенберговской атональности, найден (еще в 20-х!) выход из «мертвых» рамок двенадцатитоновой серии в сторону развивающейся во многих параметрах «живой» звуковой структуры.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.