О премиях и конкурсах - мнение

Светлана Гончаренко: литературный дневник

Сейчас смотрела и пересматривала ролик с канала "Россия 24" о молодых талантах, о главном правиле успеха - "правильном старте", о Яне Акулининой, получившей премию "Поэт года" в 2011 году... Да, интересно это все. Яна, возможно, достойна такого внимания. Теперь ее книги будут читать тысячи людей... Хотелось бы порадоваться. Но одно смущает. Какими бы ни были справедливыми члены жюри, присутствует и тут фактор личных симпатий, предпочтений. Слишком субъективно восприятие поэтического текста. Любого. Вот нам навязали Яну. Мне лично не она приглянулась во время голосования. Я ее стихи даже не читала, т.к. их вначале не было на сайте. Говорят, что страничку она создала намного позже, когда уже были вынесены решения жюри. Я не знаю, правда это или слух, концов которого не найти. Но все же справедливости ради стоит об этом помнить. Яну выбрал один из членов жюри, зная ее стихи заранее, он, скорее всего, и способствовал ее номинации на премию, желая помочь юному дарованию. С подачи одного и другие поддтянулись. И все - вот вам победитель, прошу любить и жаловать. Но осадок навязанности остался. Я отказалась от номинации. Не люблю и не участвую в конкурсах, зная заранее всю кухню этих голосований и отборов в финал. Всегда все строится на чем-то, на кокой-то нужной организаторам и жюри идее. Например, вот надо организаторам, чтобы их считали людьми, поддерживающими молодежь, они будут выводить в финал и в призеров кого? - молодых участников. Надо, наоборот, чтобы им, организаторам и жюри, чтобы их в обществе и на госуровнях считали главными поддерживателями людей пенсионного возраста, они пенсионеров выведут в финал и в победители. Ведь никто не знает, какие закулисные игры ведут организаторы и устроители премий и конкурсов, для каких своих личных целей они это все проводят, под какую госпрограмму поддержки или грантов они строят платформу, создают себе репутацию, формируют общественное мнение, какими рычагами и механизмами управляют "своей динамо-машиной", и в каком направлении она движется. Никто этого не видит, даже со стороны. Даже с большого расстояния. Только с высоты птичьего полета - только если ты сам в этом не участвуешь, а пробуешь себя поставить на место организаторов и устроителей премий и конкурсов, ты сможешь понять эти механизмы. Я много раз проводила конкурсы городского и краевого уровня. Знаю всю кухню от и до. Всегда есть идея - для чего это устраиваетрся? Конкурс, прежде всего, нужен самим организаторам для осуществления более прагматичных целей, чем поддержка талантов и дарований. Как правило, это получение финансовых вливаний со стороны государства или зарубежных фондов. Господдержка и гранты идут всегда по линии тематических программ. Есть пятилетние периоды действия программ. Есть ежегодно меняющиеся тематики. Крупным орагнизациям нужно влиться в поток этих программ, получить финансирование. Но для этого им и самим приходится раскошелиться - провести акции или проще конкурс (на конурс можно привлечь спонсоров, попечителей, а самому вложить по минимуму) по той тематике, по линии которой они ищут финансирование, например, поддержка молодежных инициатив. А выдвинуть себя в поэты года - это серьезная инициатива. Тут нужна не просто смелость, - дерзость. Сравнять себя в своем сознании с тем же Кедровым или Седаковой. Конечно, потом победитель будет скромно лепетать, что "не ожидал, не верил, не думал"... Ложная скромность. Замахнуться сумел, значит, думал, ждал и верил. Шел сознательно на абордаж издательского фрегата. Механизмы поднятия рейтинга в сети всем известны. Все на слуху. Противно становится и обидно за таких, как Яна. Она - наивная девочка, возможно, хотя по лицу и речи не скажешь, держится уверенно. Успех уже стал ощутимым. Но ее пропихнули и не ради нее, а ради других - более серьезных целей. Так вот мне лично не хочется становится орудием в умелых руках организаторов и устроителей "показательных выступлений". Одно дело, когда организуешь конкурс для детей и на местном уровне - цели просты - показать активность организации, поднять рейтинг, авторитет какой-то инициативной организации ( у нас ведь в стране на окраинах ея не жизнь идет, а жисть стоит, как жижа грязная и зловонная - приходится по-разному из этой жижи выныривать, вот и мы тоже иногда устраиваем конкурсы, чтобы хоть что-то сделать наперекор всеобщей стогнации и омертвению. А не имеющим полномочий орагнизации, как наше региональное отделение Русского литклуба, без счета, без печатей, без возможностей, вообще, не получить ни грант, ни другую финподдержку от госструктур, потому мы как истые альтруисты проводим конкурсы по-настоящему - для поиска талантов и поддержки молодежных инициатив - хе-хе. Но это все местечковое явление...).


Все крупные конкурсы несправедливы в своей основе: во-первых, - идея организаторов (подспудное получение солидного мясистого куска) во-вторых, - субъективность восприятия произведений искусства членами жюри. Вот и получается, что эта грандиозная идея равенства возможностей и получение признания талантливыми авторами рушится на глазах.
В этом году я тоже, было, хотела, чтобы меня все же опять номинировали на премию, даже попросила кого надо, чтобы не забыли и про меня, такую наглую, но потом передумала. Если опять номинируют, я не отправлю ничего. Потому что еще один фактор играет роль - надо ведь немалую сумму заплатить за публикацию в альманахе конкурса, а у меня с денежным довольствием, как в прошлом году было туго, так и в этом мало что изменилось. А вот богатеньким буратинкам проще - они могут опубликовать свои опусы в каждом из альманахов и ждать, что их, авось, заметят. Почему произведения назвала "опусами"? Да все просто, тот у кого деньги водятся или друзья зажиточные, как правило (ой, за очень редким исключением!), недаровиты, неталантливы и, вообще, не пишут что-то стоящее всеобщего внимания, они не понимают ни сути литературы, ни того, что это искусство, а не только средство самовыражения. А пустышкам что самовыразить? Правильно - пустоту. У пустоты и выходят опусы.


Не нужен поэту никакой успех. Кто-то из великих сказал, что для автора достаточно и одного читателя, а, может, даже и ни одного. Я, наверное, отношусь к этому точно так же. Мне все равно сейчас, как и много лет назад, читают ли меня. Достаточно порой и одного. а чаще лучше - никого... Фактор несвоевременности появления стихов тоже немало важную роль играет. Настанет время и для моих стихов. Читают? Хорошо. Спасибо. Не читают? Хорошо. Потом прочтут. Да, был момент самоопределения, я вышла на этот сайт, пыталась понять, будет ли то, что я пишу интересно тем, кто живет далеко за пределами моего родного Забайкалья или нет. Оказалось, интересно. Что же, этот момент прошел, я определилась - буду писать, как и прежде, от всей души и со здравым смыслом. А все остальное пошло лесом...


А победителям конкурсов и премий желаю не скатиться с олипма жизни, не поддаться надвигающейся лавине мнимого успеха, успеха, навязанного медийной индустрией. Ей нужны "герои", рейтинги, овации и деньги. Пусть у вас, поэты, будет, прежде всего, чуткое сердце, светлый разум и добрая душа! Это ценнее всех наград. Этим вы проложите себе путь в вечную славу - вас будут читать в веках.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.08.2012. О премиях и конкурсах - мнение