Немного о прозе и стихах разберемся в понятияхВ одном любительском творческом форуме в сети Интернет Форум Творчества зашла речь о том, что легче писать, стихи или прозу. Молодые люди высказали много мнений, разноплановых взглядов: начиная с того факта, что стихов гораздо больше (пусть и любительского бреда среди них еще больше), чем романов и рассказов (ведь прозу долго на компьютере набирать надо), до того, что это вопрос риторический, ибо у каждого свои предрасположенности. Было так много споров по этому поводу. Мне показалось, я поняла причину того, почему молодежь спорит по этому поводу. А причина таких яростных полемик в отсутствии единого ясного и четкого мировоззрения. Мировоззрение дает, по крайней мере, единый понятийный аппарат людям совершенно разным. Если речь заходит о каком-то вопросе, всегда стоит возвратиться к истокам понятий, чтобы не путаться и не говорить много о том, что сбивает с толку. Итак, что есть ПРОЗА и что есть СТИХИ? Самое простое определение для стиха – это ритмически организованная речь. Соответственно, прямая ее противоположность с древности называется прозой. В древнегреческой литературе (хотим мы того или нет, но возвращаться приходится в глубочайшую древность, зачатки современной культуры и мировоззрения коренятся именно в Древней Греции) любая художественная словесность называлась поэзией. Интересно, что само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо;льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противовес неритмической речи. Древние римляне (Квинтилиан, Сенека, например), продолжатели греческой культуры, стали называть прозой любую свободную речь, не связанную ритмическими повторениями. Исходя из этих выводов, можно сказать, что писать и читать любые стихи (даже самые любительские из них и банальные стишата) проще и легче, ибо это так естественно. Но в масштабе литературы художественной, если ее рассматривать как ремесло и вид искусства, стихи писать вовсе не так легко и просто, как кажется. Как в прочем, и литературно-художественную прозу. В этом есть так называемый дуализм. Ведь нам требуется создать непременно шедевр или хотя бы замахнуться на таковой. Верно? А создать шедевр дело мудрёное. Помимо природной предрасположенности к поэзии (и тут я уже оперирую понятием другого рода – поэзия понимается не просто как стихи, ведь стихи есть только одна из форм поэзии, - да, часто они есть самая совершенная форма существования поэзии, но не единственная,- тут я говорю о поэзии как квинтэссенции всего совершенного и прекрасного в своей основе) – так называемый поэтический, писательский талант, требуется еще искусность, навык и как итог мастерство. Вот этого самого простого порой – навыка и искусности – не хватает многим из пишущих, ищущих себя на поприще писательского труда. Кстати, еще одно замечание о прозе и стихах. Чем более человечество удалялось от поиска прекрасного, совершенного, поэтичного в самом высоком смысле, тем более развивалась проза как вид литературы. Споров и критики того же романа было очень много. Взгляды были прямо противоположными. Начиная с позднего средневековья, обвинения в нарушении эстетических норм и «аморальности» романов абсолютно те же, что предъявляются к современной массовой культуре. Это о чем-то да говорит. Однако нельзя забывать о том, какое мощное культурологическое, идеологическое и морально-нравственное влияние оказывали и оказывают классические русские романы – что, возможно, следует назвать русским феноменом развития романизма, оказавшим большое влияние на мировую литературу в целом…
© Copyright: Светлана Гончаренко, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|