В России появится Единый федеральный информационны

Владимир Долженко: литературный дневник

21 мая 2020 года Государственная дума проголосовала в третьем, окончательном чтении, за Закон о едином федеральном информационном регистре, который будет содержать данные о населении Российской Федерации. В базе будут значиться фамилия, имя, отчество человека, дата и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, указано гражданство, а также семейное положение.


Отвечать за ведение ресурса будет Федеральная налоговая служба. Она будет опираться на данные, которые имеются в её распоряжении, а также на информацию министерств внутренних дел, обороны, образования и науки, а также государственных внебюджетных фондов.


При этом, ФНС будет обязана обеспечить защиту всех наличествующих сведений. Закон должен вступить в силу с 1 января 2022 года, а некоторые его положения— с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.


ГАЗЕТА "ВЗГЛЯД" в развитие темы:


Цифровые данные россиян будут недоступны из интернета



В России появится Единый федеральный информационный регистр населения. Он будет содержать данные на каждого гражданина страны, собранные федеральными ведомствами. Противники этой инициативы считают, что база может оказаться в руках не только злоумышленников, но и иностранных спецслужб. Но авторы закона говорят - опасения не имеют оснований, а с новой системой жизнь граждан существенно упростится.


Предполагается, что Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР) аккумулирует в себе базы данных из двенадцати федеральных ведомств и фондов. Это в том, числе, МВД и Минобороны, Минпросвещения и Рособрадзор, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования, органы ЗАГС и Федеральная налоговая служба. Как раз налоговая служба и станет оператором регистра.


В Минфине, который выступил главным разработчиком законопроекта, поясняли: данные о каждом включенном в реестр человеке сформируют запись, которой присвоят уникальный неизменяемый номер.


В федеральный регистр включат базовые данные – фамилию, имя, отчество (при его наличии), дату и место рождения и смерти, пол и иной пол при его изменении, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, а также СНИЛС, ИНН и иные подобные данные. Также будут включены дополнительные сведения – семейное положение, родственные связи.


По замыслу разработчиков, создание единой базы данных призвано не только облегчить работу чиновникам (от сбора данных по налогам вплоть до переписи населения), но и помочь самим гражданам при их обращении в различные учреждения.
Как разъяснили в ФНС, основу регистра составят более 500 млн записей актов гражданского состояния, начиная с 1926 года: 32 вида сведений от рождения до смерти, с присвоением персонального пожизненного номера – идентификатора. Планируется, что полностью заработать ЕФИР должен к 2025 году.


Появление единого ресурса, в котором будут собраны данные о каждом гражданине, еще в 2016 году анонсировал премьер Дмитрий Медведев. Проект появился в развитие федеральной программы «Электронная Россия», которая была принята еще раньше – в начале нулевых.


Законопроект был внесен в Госдуму в июле прошлого года. В сентябре документ прошел первое чтение. Ко второму чтению, которое состоялось в середине апреля, проект серьезно доработали: в частности, в нем появился пункт о праве физических лиц запрашивать данные о себе из ЕФИР. Но еще в ноябре, то есть до второго чтения, «Коммерсант» сообщил о претензиях спецслужб к проекту. Газета цитировала письмо руководителя службы оперативной информации и международных связей ФСБ Сергея Беседы начальнику государственно-правового управления президента Ларисе Брычевой: «Обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повышает риски их неправомерного сбора и распространения, а также разглашения информации о лицах, подлежащих государственной защите (судей, прокуроров, следователей, силовиков и их близких – прим. ВЗГЛЯД)».


Беседа сетовал, что разработчики не учли замечания, которые ФСБ направляло еще в июле, и подчеркивал, что проект закона о ЕФИР «нуждается в доработке».


В дальнейшем о претензиях со стороны силовых структур ничего не сообщалось. Зато законопроект вызвал бурную дискуссию в соцсетях, где ЕФИР успели прозвать «электронным ГУЛАГом». С критикой выступали не только публицисты и представители православной общественности, но также юристы и ученые – так, более двухсот научных работников поставили свои подписи под призывом отклонить законопроект. Около 125 тысяч подписей собрала аналогичная петиция на платформе CitizenGО. Отметим, что в самой Госдуме обсуждение законопроекта проходило напряженно, не стало исключением и третье чтение: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» голосовали против.


Среди критиков закона был, к примеру, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. «Принцип децентрализации информации – это азы безопасности, которые известны еще с советских времен, – сказал Катасонов газете ВЗГЛЯД. – Концентрация личных данных наших сограждан в едином реестре облегчит потом их утечку к потенциальным врагам России». Собеседник напомнил о регулярных кражах информации из крупных коммерческих банков, «притом, что чуть ли не половина сотрудников там – специалисты по информационной безопасности».


Схожего мнения придерживается и российский IT-эксперт, гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. «На сегодня не существует технической возможности на 100% гарантировать безопасность какой-либо информационной системы, – писал Ашманов на портале Roem.Ru. Еще более важно и опасно то, что граждане не получат возможность влиять на процесс сбора, хранения и использования своих персональных данных, считает эксперт.


По словам Ашманова, сторонники создания реестра ссылаются на ситуацию с коронавирусом – сейчас «легче будет оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса». Но закон в принципе планируется ввести в действие до 2023-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут», – отметил эксперт.
Авторы законопроекта проигнорировали и позицию РПЦ, принятую Архиерейским Собором еще в феврале 2013 года о «недопустимости любых форм принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов».


Доводы противников проекта в принципе неверны, считает председатель комитета Госдумы по информационной политике, единоросс Александр Хинштейн. «Во-первых, ЕФИР объединит не сами базы Пенсионного фонда, ФНС и других ведомств, а лишь установочные сведения из 12 этих структур. Те данные, которые находятся в базах данных ведомств (сведения о доходах гражданина в базе Пенсионного фонда, медицинские показания граждан и так далее) не попадут в единый регистр», – сказал Хинштейн газете ВЗГЛЯД.


Поясним: под установочными данными обычно понимают самые простые сведения биографического характера: от фамилии-имени-отчества до трудового стажа.
По мнению Хинштейна, сбор установочных сведений нужен для того, чтобы правительство «могло более качественно прогнозировать развитие страны, миграционные процессы, экономические показатели»...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.05.2020. В России появится Единый федеральный информационны