Ни сестры, ни сестерций не хочу выбиратьСенат и народ Рима, авэ мне! Сегодня в нарушение традиции поведем речь не о бумажном кирпичике со словами, а о персоналии реальной истории, нашедшей отражение в литературе (у Альберта Камю) и кино. Абсолютный тиран, психопат и идеалист - Калигула Цезарь, Император Рима, фстречайте. Не знаю почему, но много лет я испытываю волнующее чувство одержимости антивитализмом Калигулы, поэтому рискнул разобраться в его характере, а заодно понять подводные течения собственного, ведь привлекает всегда то, что близко. Оговорюсь, что анализ основан на одноименных пьесе и порно-фильме (и он как ни странно реальное искусство). Наш лит.дневник по давней традиции говорит о явлении поэзии прозой, обрисовывая во всей полноте на 7 холмах и 7 ветрах поэта-новатора древней эпохи. Калигула - поэт плоти, чьи шедевры вписаны в историю кровью замученных и казненных под равнодушный зевок автора. Его строки - вереницы трупов, контрастирующие на фоне запретного сладострастия. Его темы - упадок и тлен, несовместимые с жизнью и надеждой. Его настроения - упоение отчаяньем. "Есть только один художник в Риме - только один! - которому удалось слить воедино свои мысли и действия. И этот художник - я". Никто ранее не осмеливался возводить прихоть в закон. "Когда человек наделен властью безграничной, он безгранично ею пользуется и доходит до того, что отрицает людей и мир". Но что привело Цезаря к тому и какой именно мир он отрицает - лживый, подлый и двуличный? Его реформы призваны в основном подорвать авторитет элиты, которую он высмеивает. "Я установлю царство, в котором будет править невозможное, где патриций сравняется с чернью", чему разумеется не рукоплещут сановники. Однако, не всегда его политика была столь кардинальна. Цезарь прошел рубикон после смерти своей сестры и любовницы Друзиллы. Она была наверно единственным существом, знающим его истинную природу, и единственной, кто его по-настоящему любил. Главным качеством его внутреннего мира был идеализм, стремление к прекрасному и потребность в невозможном. Но на его несчастье холодная обоюдоострая логика расставила по местам реалии и мечты.. и крушения идеального мира сознание Каллигулы не пережило. Не случайно он ищет и не может найти Луну. Смерть Друзиллы опустошила его. Я Цезарь и я бессилен - мог бы сказать он. В мире нет ничего надежного, все зыбко, это пугает и приводит к желанию обрести определенность и завершенность через смерть. "Введите виновных! Мне нужны виновные! Виновны - все. Казнь облегчает и освобождает. Как в теории, так и на практике казнь является универсальным и общеукрепляющим средством (прямо как живительная эвтаназия хех). Люди умирают, ибо они виновны. Виновны они потому, что они - подданные Калигулы. Подданными Калигулы являются все. Следовательно, все виноваты. Откуда вытекает, что все умрут. Занятно! Когда я не убиваю, я чувствую себя одиноким. Живыми не заполнить вселенной. Нужны трупы. Убивая людей, убиваешь скуку". Посмотрите как Калигула говорит с поэтом о крушении возвышенных иллюзий и привносит в них ноту реализма: "Сципион. В поэме... говорится... о земном согласии... Калигула (перебивая его, увлеченно). ...о согласии земном и предвечном... Сципион (удивлен, колеблется, потом продолжает). Да, что-то в этом роде. Еще о линии римских холмов и о том скоротечном, волнующем покое, который приносит с собой вечер. Калигула. О криках стрижей в зеленом небе... Сципион (удивляясь, доверчиво). Да, и об этом. И о том неуловимом мгновении, когда небо, еще полное золота, внезапно опрокидывается и обращает к нам иной свой лик, весь усыпанный звездами. Калигула. ...О том запахе дыма, деревьев и воды, который восходит от земли в ночь... Сципион (с жаром). Крик кузнечиков и падение летнего зноя, лай собак, грохот последней повозки; голоса крестьян... Калигула. ...И дороги затоплены тенью мастиковых деревьев и олив. Сципион. Да, да! Все это так! Но как ты узнал?.. Калигула (обнимая Сципиона). Я не знаю. Может быть, потому что мы с тобой любим одни и те же истины. Сципион (дрожа, прижимает голову к груди Калигулы). О! Важно ли это, когда все во мне полно любви. Калигула. Это свойство великих сердец, Сципион. Если бы я мог изведать кристальную ясность твоей души! Но моя страсть слишком сильна для такой жизни, она не сможет удовлетвориться природой. Тебе не понять этого. Ты из другого мира. Ты чист в добре, как я - во зле. Что-то во мне. Это озеро молчания, это сгнившие травы... (Резко меняет тон.) Возможно, твоя поэма хороша. Но если ты хочешь знать мое мнение... Во всем этом не хватает крови". Калигула, потакая своему безумию, хочет препарировать мир, вывернув его наизнанку, пытается наполнить бездонную пасть смерти чужими жизнями в надежде добыть себе отсрочку. По сути он воплотил собой закон энтропии, ускоряя круговорот бытия, потому что на место ушедшей жизни встает новая, еще не запятнанная опытом. Очень сильно напоминает философию убийств у героев Маркиза Де Сада, которые они называли Реформацией. "Общество тебя реформирует, шлюха!", - одна из моих любимых фраз. И весь его психический надлом связан с тем, что он поздно, но очень зримо почувствовал свою невечную и небожественную природу, наблюдая угасание Друзиллы. Умерла красота и угасла надежда, а надежда, как правило, весьма хрупкое чувство, и несмотря на то что ее лелеют и холят при помощи вливаний оптимизма, она имеет тенденцию время от времени умирать. Ни сестры, ни сестерций не хочу выбирать.. ну просто Бродский! И почему же характер тирана наполняет меня таким злорадным внутренним возбуждением? Иногда я думаю, будь моя власть - я бы тоже устроил им Реформацию по полной программе. Презумпция виновности от Цезаря! Dura lex, sed lex и никак иначе. Потому что чтобы сделать человека лучше, чтобы вселить в него высокие принципы, нужно все у него отнять. Не даром в самые трудные времена нашей истории рождаются лучшие люди. Чтобы дать человеку крылья, нужно втоптать его в грязь ("унижен значит вознесен"), потому что величие духа - одна чаша весов, а комфорт плоти - иная. "Отказываясь от одного - обретаешь другое". Любовь - "это взгляд с экрана", а счастье - дорога, мощеная чужим горем. Введите виновных!!! © Copyright: Джинн Толик, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|