Ангелы чернорабочие

Джинн Толик: литературный дневник

"Он – поэт, он веками слушал голоса живых и мертвых. Именно так он и написал свои «Песни»"


Да, мы созданы именно для мук. В конечном счете муки и мучения – это все, что мы собой представляем. О, прозрачные заводи душевного покоя между волнами сокрушительной боли! Мы созданы и приговорены влачить свою боль. Какое еще создание в необозримых Господних владениях смогло бы все эти девятьсот лет хранить память о тебе, память, пожирающую изнутри? Я храню ее даже сейчас, когда чахотка исправно делает свое дело.


Меня осаждают слова. Мысли о книгах терзают душу. Стихи гудят в голове. Но я не в силах избавиться от них. Мартин Силен, твой голос доносится до меня с тернового креста. Твои песни, как мантра, ты гадаешь, что за бог осудил тебя на пребывание в этом аду.


Однажды до моего сознания донеслись твои слова: "Итак, вы видите – в начале было Слово. И Слово стало плотью в ткани человеческой Вселенной. Но только поэт сможет расширить Вселенную (* см примечания), проложив пути к новым реальностям, подобно тому как корабль с двигателем Хоукинга проходит под барьером Эйнштейнова пространства-времени. Чтобы стать поэтом – настоящим поэтом, – нужно воплотить в себе одном весь род людской. Надеть мантию поэта – значит нести крест Сына Человеческого и терпеть родовые муки Матери – Души Человечества. Чтобы быть настоящимп поэтом, нужно стать богом".


Ну что ж, Мартин, старый коллега, ты несешь свой крест и терпишь муки, но почувствовал ли ты себя хоть немножечко Богом? Или так и остался никому не нужным глупцом? Я узнал, что поэты не боги, но если Бог… или что-то вроде Бога существует, то он поэт. И к тому же хреновый.


Но когда близок конец, это уже неважно. Мы считали себя необыкновенными. Распахивали двери своего восприятия, оттачивали способность к сопереживанию и выплескивали этот котел с общей болью на танцплощадку языка, а затем пытались сплясать на ней менуэт. Ерунда все это. Мы не аватары, не сыны божьи, даже не сыны человеческие. Мы – это всего лишь мы, в одиночестве переносящие наши опусы на бумагу, в одиночестве читающие, в одиночестве умирающие.


Дьявольщина, до чего же больно! Тошнота не проходит, но вместе с желчью и мокротой я выплевываю ошметки легких. Странно, но умирается мне не легче, чем в первый раз. Пожалуй, даже труднее. Хотя, говорят, практика – великая вещь.



Последний день жизни кибрида Джона Китса в заключительной четвертой книге цикла "Гиперион" Дэна Симммонса.




* - Слово дает определение всему - вещам и идеям, именно слово вводит явления в оборот мысли. Нет слова - нет явления. Слова не только средства коммуникации, но и орудие абстракции. Каждое слово, особенно его корень, содержит в себе целый пласт различных данных, который иногда сокрыт или утерян. Великие писатели и поэты пополняют язык новыми понятиями, потому что время не стоит на месте. Поэт предвосхищает свою эпоху, или напротив воскрешает забытые языковые морфемы - являясь проводником тех явлений и идей, которые уже существовали или еще не существуют, но которым уже даны названия, а значит и место в языке. Слова - символическая база данных, глобальная опись реальности. Изыми слово - и род людской станет нем, подобно животным. Поэтому пусть говорят те, кому есть что сказать.



Александр Башлачев - На жизнь поэтов (Песня):
http://www.stihi.ru/2011/03/28/6647


Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
Затем, что у всех на уме - у них на языке.
Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам - все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
По чистым листам, где до времени - все по устам.


Поэт умывает слова, возводя их в приметы
Подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз!
Как вольно им петь.И дышать полной грудью на ладан...
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.


Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
Поэты идут до конца. И не смейте кричать им
- Не надо!
Ведь Бог... Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.


Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
Не верьте концу, но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли...
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.


Ну вот, ты - поэт... Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь. Семь кругов беспокойного лада
Поэты идут... и уходят от нас на восьмой.



Послушать песню: http://yadi.sk/d/ek8D0qmdxfcRD



Другие статьи в литературном дневнике: